Да-да, я знаю, что подслушивать нехорошо! Но тут всё получилось само собой. Я любовался развалинами старого дагестанского аула Гамсутль, в котором совсем не осталось жителей, а рядом со мной сидела небольшая группа туристов, которые пришли сюда с местным гидом.
В один момент я вдруг поймал себя на мысли, что уже не просто смотрю на Гамсутль, а слушаю историю того самого гида. И она как нельзя лучше рассказывает о том, как умирало это место.
Дальше, чтобы было попроще, я буду рассказывать эту историю от первого лица - то есть именно так, как говорил тот самый гид. Все вопросы по правдивости и художественным допущениям - именно туда, я лишь пересказываю его слова.
Гамсутль долгое время был очень зажиточным аулом. Его основал старый аварский хан. Когда он пришёл сюда со своим войском — место хану так понравилось, что он основал здесь аул, который назвал Гамсутль, что в переводе — «подножье ханской башни». Сам он жил на вершине горы, а войско распределилось по склонам.
Гамсутль стал большим селом, где проживало более 1000 человек. Но потом население стало редеть — люди стали уходить вниз на равнину, где стало так же безопасно, как и в горах. Молодежь уезжала в города, в Гамсутле оставались только пожилые люди.
Одна семья в конце 80-х годов переехала в аул Чох, а потом родственники предложили главе семейства с женой перебраться в Москву. Они рискнули переехать и не пожалели.
Но у семьи остались родственники в Чохе и периодически одна из внучек приезжала гостить в Москву и бабушка всегда задавала ей один и тот же вопрос: «Внучка, а сколько огоньков ещё горит в Гамсутле?». В первый раз внучка растерялась и сказала: «даже не знаю, много огоньков!». Но запомнила вопрос бабушки и перед отъездом к ней каждый раз считала огоньки.
И с каждым разом, когда внучка приезжала к бабушке, число, которое она говорила, уменьшалось. Сначала цифры были двузначные - двадцать, пятнадцать, двенадцать…
Потом числа превратились в цифры: девять, шесть, три. Ну а потом огоньков Гамсутля в Чохе стало не видать — люди ещё оставались, но света уже не было видно.
Последний житель аула Гамсутль Абдулжалил Абдулжалилов умер в 2015 году. С 2012 года он жил тут совсем один, а его гостями были только приходящие сюда туристы. Вместе с Абдулжалилом умер и Гамсутль - так что вряд ли когда-нибудь люди из Чоха смогут увидеть огоньки с противоположной горы.
Вот такую любопытную историю узнал я совсем случайно. Надеюсь, местный гид не обидится, что я поделился ей с вами.
_____________________________
Это очередной мой пост из осеннего путешествия по Северному Кавказу. Если вам понравилось - ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые рассказы из этой поездки!
ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ / МОЙ INSTAGRAM / МЕССЕНДЖЕР