Найти тему
Мир в его многообразии

Фальшивый Париж: масштабный маскарад Первой мировой войны

Оглавление

Бурное развитие авиации в период Первой мировой войны, когда неповоротливые дирижабли уступили место авиации, привело в новому явлению массовых авианалётов на Париж и Лондон начиная с 1916 года. Однако совершенствование средств обнаружения самолётов противника, привело германское командование к организации ночных бомбардировок во избежание обнаружения и уничтожения своих бомбардировщиков. Не имея привычных нам сегодня средств навигации, лётчики того времени вынуждены были ориентироваться на местности используя привычные ориентиры в виде рек и дорог, и найти в таких условиях, особенно в ночное время, даже огромный город было затруднительно.

Авианалёт на Париж в январе 1918 года. Источник фото: https://www.laboiteverte.fr/
Авианалёт на Париж в январе 1918 года. Источник фото: https://www.laboiteverte.fr/

Город из фанеры и дыма

В январе 1918 года 30 немецких бомбардировщиков Friedrichshafen G.III сбросили на город свыше 40 тонн бомб, в результате которых было ранено 200 человек и погибли 26. Несмотря на незначительный урон, психологический эффект был существенным. Тогда в военном ведомстве Франции решили реализовать опыт военной маскировки, и отвести огонь неприятеля от столицы.

В Первой мировой войне каждый маскировался как мог. На фото наблюдательный пункт в виде покорёженного дерева сделанного из палок и ткани. Источник фото: Getty Images/ IWM
В Первой мировой войне каждый маскировался как мог. На фото наблюдательный пункт в виде покорёженного дерева сделанного из палок и ткани. Источник фото: Getty Images/ IWM
Специалисты Государственного секретариата по воздухоплаванию предложили проект создания копии Парижа из фанеры и холщовой ткани. Учитывая тот факт, что авианалёты производятся ночью, то необходимо "город" представить населённым с кипящей на его улицах жизнью. Для этого привлекли инженера итальянского происхождения Фернана Якопоцци, который разработал для фанерного Парижа сложную систему огней, которые имитировали свет фонарных столбов на улицах, сигнальные огни на железной дороге и даже движение автомобилей и поездов.
Карта показывающая три зоны ложных целей. Объект А2 был завершён полностью в сентябре 1918 года. Остальные (В1 и В2) находились в стадии разработки. Источник изображения: "The Illustrated London News", от 6 ноября 1920 года
Карта показывающая три зоны ложных целей. Объект А2 был завершён полностью в сентябре 1918 года. Остальные (В1 и В2) находились в стадии разработки. Источник изображения: "The Illustrated London News", от 6 ноября 1920 года

Французские инженеры обнаружили излучину Сены, в 20 километрах от столицы, которая идеально похожа на ту, на которой располагается Париж. Здесь и развернулось строительство "пригородов" Парижа имитирующих районы Сен-Дени, Обервилье, Гурне. В целом, предполагалась имитация северо-западной, северо-восточной и восточной частей города с их достопримечательностями в виде Восточной и Северного вокзалов, а также фабриками и заводами.

Вот так должна была выглядеть иллюминация фальшивого Парижа для немецких лётчиков. Автор схемы Gaspard Vivien
Вот так должна была выглядеть иллюминация фальшивого Парижа для немецких лётчиков. Автор схемы Gaspard Vivien
Часто встречаются упоминания о том, что все объекты были выстроены в реальную величину. На самом деле, упор делался на игру света и тени, где фанера и ткани были призваны обеспечить необходимый объём и масштаб имитируемых объектов. Так, например, роль поездов играли обыкновенные листы фанеры положенные плашмя, под которыми располагались периодически включающиеся лампы, в результате чего возникал эффект движущегося поезда. Разноцветные лампы разной мощности включались оператором и имитировали движение автомобилей по улицам, а сами улицы для большего контраста были выстланы рубероидом или засыпаны угольной крошкой.
С виду крольчатник, а на самом деле "поезд", где под фанерными листами были установлены лампы. Источник фото: "The Illustrated London News", от 6 ноября 1920 года
С виду крольчатник, а на самом деле "поезд", где под фанерными листами были установлены лампы. Источник фото: "The Illustrated London News", от 6 ноября 1920 года
Как только средства обнаружения фиксировали приближение немецких самолётов, Париж погружался в кромешную тему (подвергался затемнению), а его фанерная копия начинала играть огнями, при этом, чтобы картина казалась правдоподобной на "город" пускали искусственный туман. Таким образом, фальшивый Париж превращался в призрачный Лондон, а немецкие лётчики улетали довольные с чувством выполненного долга, чтобы спустя годы узнать о том, что выпущенная ими бомба так и не упала на Северный вокзал.
Бункер с трансформаторами и системой управления освещением копии Парижа. Источник фото: https://www.goliards.fr/
Бункер с трансформаторами и системой управления освещением копии Парижа. Источник фото: https://www.goliards.fr/

Ирония судьбы

Вскоре после введения в строй фанерной копии Парижа в сентябре 1918 года, немецкие авианалёты стали проявляться всё реже, а после и вовсе прекратились. Правда, встречаются упоминания, что "город" и вовсе ни разу не подвергся бомбардировке. В ноябре 1918 года Германия капитулировала и макет по приказу властей так быстро разобрали, что о нём узнали лишь из зарубежной прессы.

Фернан Якопоцци, за подобный вклад в организацию обороны Парижа, был награждён орденом Почётного Легиона, задолго до того, как осуществил сложную работу по созданию иллюминации Эйфелевой башни и Елисейских полей в 1925 году, что вызывало непонимание со стороны недоброжелателей. Лишь после его смерти в 1932 году стала известна подлинная причина подобного награждения.
Впервые Эйфелева башня стала освещаться электрическим светом в 1925 году благодаря Фернану Якопоцци, который организовал иллюминацию при спонсорстве Андре ситроена к открытию Всемирной выставки
Впервые Эйфелева башня стала освещаться электрическим светом в 1925 году благодаря Фернану Якопоцци, который организовал иллюминацию при спонсорстве Андре ситроена к открытию Всемирной выставки

Даже спустя более 100 лет, материалы по созданию фальшивого Парижа по-прежнему являются засекреченными и недоступными для исследователей. Имеющаяся информация собрана исследователями по крупицам на основе воспоминаний участников тех событий содержащаяся на страницах периодических изданий Франции, Великобритании и Италии издаваемых в период 1920-1932 гг. (в частности "The Illustrated London News", "Le Figaro", "L'Illustration").

Немецкие дивизии под фанерными листами

Нельзя сказать, что французы были первыми в проведении масштабных мероприятий по маскировке. Одним из грандиозных проектов по маскировке своей армии, передвижения эшелонов и военной техники реализовала Германия в 1917 году в Бельгии, в городке Анген, где располагался важный ж/д узел. Несмотря на важные данные, которые предавали британские разведчики из Берлина в Лондон о масштабных перемещениях германской Армии в районе Ангена, лётчикам так и не удалось зафиксировать каких-либо передвижений дивизий, только когда развернулось серьёзное наступление германской армии, в Англии и Франции поняли, что стали жертвой обмана.

Схематическое изображение германского фанерного ангара в Ангене, призванного замаскировать подготовку наступления на Францию. Из журнала "Костёр", №6, 1940 г.
Схематическое изображение германского фанерного ангара в Ангене, призванного замаскировать подготовку наступления на Францию. Из журнала "Костёр", №6, 1940 г.

А суть обмана состояла в том, что немецкие инженеры день за днём создавали вокруг Ангена искусственный пейзаж из фанерных листов установленных на специальных фермах, медленно погружая склады, пути и казармы в некий огромный ангар из фанеры, поверх которой были нарисованы поля, дома, деревья. В самом же ангаре производилась подготовка к наступлению. Неудивительно, что пролетающие на Ангеном британские лётчики лишь наблюдали миролюбивые пейзажи.

_______________________

На этом у меня всё. Спасибо за просмотр, ставьте лайк и не забудьте подписаться на канал "Мир в его многообразии"!