Бурное развитие авиации в период Первой мировой войны, когда неповоротливые дирижабли уступили место авиации, привело в новому явлению массовых авианалётов на Париж и Лондон начиная с 1916 года. Однако совершенствование средств обнаружения самолётов противника, привело германское командование к организации ночных бомбардировок во избежание обнаружения и уничтожения своих бомбардировщиков. Не имея привычных нам сегодня средств навигации, лётчики того времени вынуждены были ориентироваться на местности используя привычные ориентиры в виде рек и дорог, и найти в таких условиях, особенно в ночное время, даже огромный город было затруднительно.
Город из фанеры и дыма
В январе 1918 года 30 немецких бомбардировщиков Friedrichshafen G.III сбросили на город свыше 40 тонн бомб, в результате которых было ранено 200 человек и погибли 26. Несмотря на незначительный урон, психологический эффект был существенным. Тогда в военном ведомстве Франции решили реализовать опыт военной маскировки, и отвести огонь неприятеля от столицы.
Специалисты Государственного секретариата по воздухоплаванию предложили проект создания копии Парижа из фанеры и холщовой ткани. Учитывая тот факт, что авианалёты производятся ночью, то необходимо "город" представить населённым с кипящей на его улицах жизнью. Для этого привлекли инженера итальянского происхождения Фернана Якопоцци, который разработал для фанерного Парижа сложную систему огней, которые имитировали свет фонарных столбов на улицах, сигнальные огни на железной дороге и даже движение автомобилей и поездов.
Французские инженеры обнаружили излучину Сены, в 20 километрах от столицы, которая идеально похожа на ту, на которой располагается Париж. Здесь и развернулось строительство "пригородов" Парижа имитирующих районы Сен-Дени, Обервилье, Гурне. В целом, предполагалась имитация северо-западной, северо-восточной и восточной частей города с их достопримечательностями в виде Восточной и Северного вокзалов, а также фабриками и заводами.
Часто встречаются упоминания о том, что все объекты были выстроены в реальную величину. На самом деле, упор делался на игру света и тени, где фанера и ткани были призваны обеспечить необходимый объём и масштаб имитируемых объектов. Так, например, роль поездов играли обыкновенные листы фанеры положенные плашмя, под которыми располагались периодически включающиеся лампы, в результате чего возникал эффект движущегося поезда. Разноцветные лампы разной мощности включались оператором и имитировали движение автомобилей по улицам, а сами улицы для большего контраста были выстланы рубероидом или засыпаны угольной крошкой.
Как только средства обнаружения фиксировали приближение немецких самолётов, Париж погружался в кромешную тему (подвергался затемнению), а его фанерная копия начинала играть огнями, при этом, чтобы картина казалась правдоподобной на "город" пускали искусственный туман. Таким образом, фальшивый Париж превращался в призрачный Лондон, а немецкие лётчики улетали довольные с чувством выполненного долга, чтобы спустя годы узнать о том, что выпущенная ими бомба так и не упала на Северный вокзал.
Ирония судьбы
Вскоре после введения в строй фанерной копии Парижа в сентябре 1918 года, немецкие авианалёты стали проявляться всё реже, а после и вовсе прекратились. Правда, встречаются упоминания, что "город" и вовсе ни разу не подвергся бомбардировке. В ноябре 1918 года Германия капитулировала и макет по приказу властей так быстро разобрали, что о нём узнали лишь из зарубежной прессы.
Фернан Якопоцци, за подобный вклад в организацию обороны Парижа, был награждён орденом Почётного Легиона, задолго до того, как осуществил сложную работу по созданию иллюминации Эйфелевой башни и Елисейских полей в 1925 году, что вызывало непонимание со стороны недоброжелателей. Лишь после его смерти в 1932 году стала известна подлинная причина подобного награждения.
Даже спустя более 100 лет, материалы по созданию фальшивого Парижа по-прежнему являются засекреченными и недоступными для исследователей. Имеющаяся информация собрана исследователями по крупицам на основе воспоминаний участников тех событий содержащаяся на страницах периодических изданий Франции, Великобритании и Италии издаваемых в период 1920-1932 гг. (в частности "The Illustrated London News", "Le Figaro", "L'Illustration").
Немецкие дивизии под фанерными листами
Нельзя сказать, что французы были первыми в проведении масштабных мероприятий по маскировке. Одним из грандиозных проектов по маскировке своей армии, передвижения эшелонов и военной техники реализовала Германия в 1917 году в Бельгии, в городке Анген, где располагался важный ж/д узел. Несмотря на важные данные, которые предавали британские разведчики из Берлина в Лондон о масштабных перемещениях германской Армии в районе Ангена, лётчикам так и не удалось зафиксировать каких-либо передвижений дивизий, только когда развернулось серьёзное наступление германской армии, в Англии и Франции поняли, что стали жертвой обмана.
А суть обмана состояла в том, что немецкие инженеры день за днём создавали вокруг Ангена искусственный пейзаж из фанерных листов установленных на специальных фермах, медленно погружая склады, пути и казармы в некий огромный ангар из фанеры, поверх которой были нарисованы поля, дома, деревья. В самом же ангаре производилась подготовка к наступлению. Неудивительно, что пролетающие на Ангеном британские лётчики лишь наблюдали миролюбивые пейзажи.
_______________________