Найти тему

Размышления в неделю о мытаре и фарисее. О мытарях

Мы все «испорчены» христианством. Когда слышим словосочетание "мытарь и фарисей", то что рождается в нашей душе? Сочувствие к мытарю, разве не так? Не сказать что мы забыли о том кто же такие мытари, мы просто об этом и не знали.

Для нас скорее будет ассоциациями к слову "мытарь" глаголы "мыкается", "мытарствует". Но на самом деле славянское слово "мытарь" происходит от термина "мыто". Т.е. налог. Мытари это грубо говоря налоговики, таможенники. Если говорить прилично.

Мы представляем мытаря так. Чуть ли не в рубище каком то
Мы представляем мытаря так. Чуть ли не в рубище каком то

Но скорее лучше применить слово "рэкетир". Человек обложивший несправедливым налогом торговца, бизнесмена. А когда сталкивается с трудностями по получению налога приходит в компании здоровых парней с утюгом и паяльником. Конечно в их древнем варианте.

Но скорее мытари (начинающие правда) больше похожи на таких молодцев
Но скорее мытари (начинающие правда) больше похожи на таких молодцев

Мытари появились благодаря смешению двух обстоятельств. С одной стороны религиозные лидеры того времени считали грехом напрямую платить налоги римлянам, а с другой самому Риму было выгодно сплавить проблему по сбору налога на других. Они продавали право сбора. Покупатель выплачивал некоторую сумму, которую планировали получить власти с определенной территории, а потом он мог делать что пожелает. Надо ему было собрать предположим 1 000 динариев, а собирал он 1 500. Те 500 динариев были его выгодой. Хорошо если 500, а не 5 000. И бедный налогооблагаемый ничего не мог сделать. Его не освобождала даже смерть.

Методы, к которым прибегали налоговики могли быть очень страшны. Вот так описывает это ортодоксальный иудей в своей книге "Иисус и иудейское сопротивление". Отрывок, который я выделила тем удивителен, что написан он не христианином.

-3

Конечно книга от ортодоксального иудея не всем может приглянуться. Но я не в их числе. Он просто повествует о той эпохе и это действительно интересно. Повторюсь, особенно от него. Для тех кто изучает эту эпоху книгу очень рекомендую.

https://www.labirint.ru/books/124317/?p=21080

-4

Безусловно мытарей и презирали и боялись. Считалось осквернением если тень мытаря падала на какого то человека. Но ведь сама иудейская система того времени и породила мытарей.

И вот такой человек пришел в храм помолиться. Где то я читала, что зачастую их просто не пускали даже в храм. Но попробуй не пусти сейчас в храм бандита. Чревато.

Евангельский мытарь понимал, что ничего доброго о себе сказать не может. Все что он мог сказать "Боже, будь милостив ко мне, грешному". Из этого потом родилась одна из самых известных православных молитв.

Впрочем, лучше обратиться прямо к евангельскому тексту из 18 главы Евангелия от Луки

два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
Фарисей, став, молился сам в себе так:
Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил:
Боже! будь милостив ко мне грешнику!
Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится

Так что возвращаясь к началу. Мы все испорчены христианством. Христос показал, что доброе и внутри такого вот мытаря. Дай Бог, чтобы эта «испорченность» проявлялась и в отношении к современным мытарям. Хватит ли только на это сил и любви

P.S. Текущая неделя в православном календаре как раз и посвящена притче о мытаре и фарисее.