1. Откажитесь от референсов из иностранного кино
Если вы не ищите актёра на роль иностранца, откажитесь от референсов из иностранного кино. Помните о том, что лица, находящиеся в иной этнической среде, могут смотреться гармонично и выполнять возложенные на них творческие задачи, но вырванные из естественного окружения, обретут совсем иное значение.
Внешность Джонни Деппа в окружении русских актёров обнаружит выраженный восточный характер. Лицо Скарлетт Йоханссон, отличающееся от голливудского набора женских образов мягкостью, потеряет свои преимущества в России, где окажется типичным. Жан Рено станет выглядеть, как представитель одной из кавказских народностей.
Помните о том, что очень часто внешность того или иного персонажа зарубежного произведения посылает своему зрителю сигналы, неразличимые для жителей других стран. Его лицо может ассоциироваться с определённой социальной группой, о которой мы не имеем понятия. Например, главные герои «Трёх мушкетёров» – представители разных французских провинций. На различиях их традиций и типичного поведения построены их взаимоотношения и юмор романа Дюма. Но что знаем об этом мы?
2. Смотрите отечественное кино
Мы рекомендуем ограничиться периодом с двадцатых по девяностые годы двадцатого века. В это время не существовало такого понятия, как «продюсерское кино» – явления, подчиняющего искусство кинематографа маркетинговым механизмам, актёрский состав не пытались усилить «медийными лицами», выбор профессиональных исполнителей был в сотни раз шире, а значит, и точных попаданий в образ было значительно больше.
Ведите дневник. Делайте скриншоты, записывайте имена актёров. Это пригодится для создания дрим-кастов и референсов в объявлениях. Поиск «иностранных» лиц в русской среде превратит вашу работу в мучение. Референсы из русского кино ускорят работу и многократно повысят точность кастинга. На вашей стороне окажется колоссальный опыт всех предыдущих поколений специалистов.
А знакомство с кинематографом прежних лет даст вам понимание о моде на лица в разные периоды нашей истории.
3. Интересуйтесь живописью, скульптурой, графикой.
Задача, стоящая перед художником или скульптором, куда сложнее задач кинематографиста. В одном лишь изображении, в «одном застывшем кадре» он должен раскрыть образ своего героя, рассказать историю его жизни, используя в качестве инструмента только черты лица – их соотношения и выраженность. Посещайте музеи, выставки, покупайте альбомы, присматривайтесь к памятникам. Обдумывайте, каким образом художник добился того или иного настроения.
4. Находите актёров на улице.
Кино – искусство дубля. Умелая работа с непрофессионалом подарит вам необходимый для монтажа фрагмент и нужный образ. Останавливайте заинтересовавших вас людей на улице. Расширяйте свою палитру новыми лицами, обогащайте личную картотеку. Помните, что актёры – это тоже определённая профессиональная и психологическая категория, со своими свойствами, в том числе и внешними. Например, обладателей широких подбородков и волевых черт куда чаще можно встретить среди военных.
5. Умейте отделить образ от физических данных
Человек пользуется для создания собственного образа, сообщения окружающим о себе, средствами, способными оттенить или выделить свои физические данные. Одежда, макияж, мускулатура – всё это декорации, призванные подать себя как центрального героя собственной жизни в выгодном ракурсе. Будьте внимательны, не перепутайте их послание с характером, выражаемым лицом. Не каждая экстравагантно одетая девушка сгодится на роль Tank Girl , не всякий элегантно одетый мужчина годится на роль интеллектуала и далеко не всегда обладатель мощного, накачанного в спортзале торса имеет лицо бойца.
6. Изучите физиогномику
Каждый из нас, достигая средних лет, имеет достаточный жизненный опыт, и, выражаясь языком галеристов, «насмотренность», чтобы сделать вывод: очень часто люди со сходными чертами лица обладают похожими характерами. Купите книги по физиогномике, соционике, просмотрите рисунки Шарля Лебрена, разделившего типы человеческой внешности, сравнив их с животными и птицами. Это поможет вам обобщить собственные наблюдения.
7. Обогащайте свой язык
При описании внешности в объявлениях избегайте общих, избитых слов. Русский язык даёт нам возможность очень точно работать с полутонами, создавая выразительные, ясные характеристики. Например, нейтральное «хитрые глаза» в одном случае может означать «лукавые глаза» и иметь положительную окраску, а в другом «лживые глаза», что даст совсем другое понимание отразившейся в глазах героя хитрости. Используйте словарь синонимов.
Развивайте своё умение разбираться в лицах и будьте готовы к тому, что ваше мастерство подтвердится самым неожиданным образом.
Актёр Дмитрий Трофимов, утверждённый на роль увлечённого работами Карлоса Кастанеды участкового Иваныча в проекте «Песня о настоящих индейцах», оказался не только обладателем милицейского прошлого, но и заслуженным артистом Республики Саха, что определённым образом роднит его с предками американских индейцев.