Найти тему
Новый Ленфильм

7 правил верного кастинга

Фото: Kamaji Ogino
Фото: Kamaji Ogino

1. Откажитесь от референсов из иностранного кино

Если вы не ищите актёра на роль иностранца, откажитесь от референсов из иностранного кино. Помните о том, что лица, находящиеся в иной этнической среде, могут смотреться гармонично и выполнять возложенные на них творческие задачи, но вырванные из естественного окружения, обретут совсем иное значение.

Внешность Джонни Деппа в окружении русских актёров обнаружит выраженный восточный характер. Лицо Скарлетт Йоханссон, отличающееся от голливудского набора женских образов мягкостью, потеряет свои преимущества в России, где окажется типичным. Жан Рено станет выглядеть, как представитель одной из кавказских народностей.

Помните о том, что очень часто внешность того или иного персонажа зарубежного произведения посылает своему зрителю сигналы, неразличимые для жителей других стран. Его лицо может ассоциироваться с определённой социальной группой, о которой мы не имеем понятия. Например, главные герои «Трёх мушкетёров» – представители разных французских провинций. На различиях их традиций и типичного поведения построены их взаимоотношения и юмор романа Дюма. Но что знаем об этом мы?

В фильме о русском средневековье Джонни Депп вполне мог бы исполнить роль симпатичного визиря из Золотой Орды. Кадр из фильма «Мертвец» 1995 г.
В фильме о русском средневековье Джонни Депп вполне мог бы исполнить роль симпатичного визиря из Золотой Орды. Кадр из фильма «Мертвец» 1995 г.
Облик Скарлетт Йохансон напомнит русскому зрителю о девушке из простой и, быть может, неблагополучной семьи, учащейся ПТУ, а не об агентессе. «Люси» 2014 г.
Облик Скарлетт Йохансон напомнит русскому зрителю о девушке из простой и, быть может, неблагополучной семьи, учащейся ПТУ, а не об агентессе. «Люси» 2014 г.

2. Смотрите отечественное кино

Мы рекомендуем ограничиться периодом с двадцатых по девяностые годы двадцатого века. В это время не существовало такого понятия, как «продюсерское кино» – явления, подчиняющего искусство кинематографа маркетинговым механизмам, актёрский состав не пытались усилить «медийными лицами», выбор профессиональных исполнителей был в сотни раз шире, а значит, и точных попаданий в образ было значительно больше.

Ведите дневник. Делайте скриншоты, записывайте имена актёров. Это пригодится для создания дрим-кастов и референсов в объявлениях. Поиск «иностранных» лиц в русской среде превратит вашу работу в мучение. Референсы из русского кино ускорят работу и многократно повысят точность кастинга. На вашей стороне окажется колоссальный опыт всех предыдущих поколений специалистов.

А знакомство с кинематографом прежних лет даст вам понимание о моде на лица в разные периоды нашей истории.

В ряду популярных лиц сегодняшнего российского кино трудно, к примеру, найти выразительную крестьянскую внешность. Степан Шкурат в фильме «Чапаев» (1934)
В ряду популярных лиц сегодняшнего российского кино трудно, к примеру, найти выразительную крестьянскую внешность. Степан Шкурат в фильме «Чапаев» (1934)

3. Интересуйтесь живописью, скульптурой, графикой.

Задача, стоящая перед художником или скульптором, куда сложнее задач кинематографиста. В одном лишь изображении, в «одном застывшем кадре» он должен раскрыть образ своего героя, рассказать историю его жизни, используя в качестве инструмента только черты лица – их соотношения и выраженность. Посещайте музеи, выставки, покупайте альбомы, присматривайтесь к памятникам. Обдумывайте, каким образом художник добился того или иного настроения.

Посмотрите, как иллюстратор Иван Семёнов точно передал характер Феди Рыбкина из рассказа Николая Носова. Небольшие глаза, оттопыренные уши, выраженный промежуток между передними зубами, курносый нос. Федя – образцовый озорник, но не задира, не драчун. Взгляните на его тонкую шею и покатые плечи.
Посмотрите, как иллюстратор Иван Семёнов точно передал характер Феди Рыбкина из рассказа Николая Носова. Небольшие глаза, оттопыренные уши, выраженный промежуток между передними зубами, курносый нос. Федя – образцовый озорник, но не задира, не драчун. Взгляните на его тонкую шею и покатые плечи.
Лицо воина в исполнении скульптора Андрея Коробцова полно силы. Это лицо бойца. Но не громилы, не вояки. Об этом свидетельствуют пропорциональные, благородные черты, развитый лоб. В мирной жизни этот человек мог быть специалистом, например, в области сельского хозяйства: агрономом, ветеринаром, инженером. Скорбный изгиб рта в сочетании со прямой, спокойной линией бровей сообщает его облику философскую наполненность, печальную отрешённость. Ржевский мемориал Советскому Солдату, открыт в 2020 г.
Лицо воина в исполнении скульптора Андрея Коробцова полно силы. Это лицо бойца. Но не громилы, не вояки. Об этом свидетельствуют пропорциональные, благородные черты, развитый лоб. В мирной жизни этот человек мог быть специалистом, например, в области сельского хозяйства: агрономом, ветеринаром, инженером. Скорбный изгиб рта в сочетании со прямой, спокойной линией бровей сообщает его облику философскую наполненность, печальную отрешённость. Ржевский мемориал Советскому Солдату, открыт в 2020 г.

4. Находите актёров на улице.

Кино – искусство дубля. Умелая работа с непрофессионалом подарит вам необходимый для монтажа фрагмент и нужный образ. Останавливайте заинтересовавших вас людей на улице. Расширяйте свою палитру новыми лицами, обогащайте личную картотеку. Помните, что актёры – это тоже определённая профессиональная и психологическая категория, со своими свойствами, в том числе и внешними. Например, обладателей широких подбородков и волевых черт куда чаще можно встретить среди военных.

5. Умейте отделить образ от физических данных

Человек пользуется для создания собственного образа, сообщения окружающим о себе, средствами, способными оттенить или выделить свои физические данные. Одежда, макияж, мускулатура – всё это декорации, призванные подать себя как центрального героя собственной жизни в выгодном ракурсе. Будьте внимательны, не перепутайте их послание с характером, выражаемым лицом. Не каждая экстравагантно одетая девушка сгодится на роль Tank Girl , не всякий элегантно одетый мужчина годится на роль интеллектуала и далеко не всегда обладатель мощного, накачанного в спортзале торса имеет лицо бойца.

Tank Girl – обладательница вздёрнутого носика, милой и, одновременно, озорной подростковой внешности, девочка-сорванец.
Tank Girl – обладательница вздёрнутого носика, милой и, одновременно, озорной подростковой внешности, девочка-сорванец.
Её нарисовали Алан Мартин и Джейми Хьюлетт в 1988 году и она типична для своего времени.
Её нарисовали Алан Мартин и Джейми Хьюлетт в 1988 году и она типична для своего времени.
Такая внешность была популярна, вспомните, хотя бы, Cи Си Кэтч.
Такая внешность была популярна, вспомните, хотя бы, Cи Си Кэтч.
А вот Лори Петти в роли Tank Girl совсем на неё не похожа. Большие печальные глаза, тяжёлые веки, чуть загнутый книзу нос, удлинённое лицо. Грим и костюм не могут это замаскировать. Фильм «Танкистка», 1995.
А вот Лори Петти в роли Tank Girl совсем на неё не похожа. Большие печальные глаза, тяжёлые веки, чуть загнутый книзу нос, удлинённое лицо. Грим и костюм не могут это замаскировать. Фильм «Танкистка», 1995.

6. Изучите физиогномику

Каждый из нас, достигая средних лет, имеет достаточный жизненный опыт, и, выражаясь языком галеристов, «насмотренность», чтобы сделать вывод: очень часто люди со сходными чертами лица обладают похожими характерами. Купите книги по физиогномике, соционике, просмотрите рисунки Шарля Лебрена, разделившего типы человеческой внешности, сравнив их с животными и птицами. Это поможет вам обобщить собственные наблюдения.

Шарль Лебрен, иллюстрация из «Трактата о выражении лица» (Methode pour apprendre a dessiner les passions), 1698 г.
Шарль Лебрен, иллюстрация из «Трактата о выражении лица» (Methode pour apprendre a dessiner les passions), 1698 г.

7. Обогащайте свой язык

При описании внешности в объявлениях избегайте общих, избитых слов. Русский язык даёт нам возможность очень точно работать с полутонами, создавая выразительные, ясные характеристики. Например, нейтральное «хитрые глаза» в одном случае может означать «лукавые глаза» и иметь положительную окраску, а в другом «лживые глаза», что даст совсем другое понимание отразившейся в глазах героя хитрости. Используйте словарь синонимов.

Развивайте своё умение разбираться в лицах и будьте готовы к тому, что ваше мастерство подтвердится самым неожиданным образом.

Актёр Дмитрий Трофимов, утверждённый на роль увлечённого работами Карлоса Кастанеды участкового Иваныча в проекте «Песня о настоящих индейцах», оказался не только обладателем милицейского прошлого, но и заслуженным артистом Республики Саха, что определённым образом роднит его с предками американских индейцев.