В предыдущих публикациях я уже рассказывал о действиях ВМС США в Арктике (ссылки в конце).
Одним из ключевых мероприятий при этом являются ледовые учения ICEX (Ice Exercise), которые проводятся уже более полувека.
Последнее состоялось в 2020 году, став 96-й по счету арктической операцией в истории ВМС США. О нем я и расскажу далее.
Старт ICEX 2020 был дан 4 марта 2020 года после того, как в район учения прибыли две многоцелевые атомные подлодки – «Коннектикут» (SSN-22, тип «Сивулф») и «Толедо» (SSN-769, тип «Лос-Анджелес»).
Кстати, именно всплытие атомохода «Толедо» во льдах - с пробитием рубкой ледяного панциря - так впечатлило СМИ, долго обсуждавшие новость в том плане, что их подлодка, дескать, "застряла" во льдах.
Впрочем, никто нигде на самом деле не "застрял", все прошло в штатном режиме.
При этом замечу: подлодки ВМС США и НАТО регулярно отрабатывают всплытие во льдах Северного Ледовитого, или как его называют на Западе - Арктического, океана.
И зачастую в таком мероприятии принимают участие несколько субмарин.
Так, в ходе ICEX 2018 арктически лед пробивали сразу три атомохода – американские «Хартфорд» (SSN-768) типа «Лос-Анджелес» и «Коннектикут», и британский «Тренчант» (S-91) типа «Трафальгар».
Примечательно, что временный ледовый лагерь, возведенный для обеспечения учения ICEX 2020, американцы назвали «Сидрэгон» - в честь атомохода Seadragon (SSN-584), первым в 1960 году преодолевшего под водой Северо-Западный проход. Последний, если смотреть на карту, расположен над Канадой и ведет из Атлантики в Тихий океан.
Особо отмечу, что ICEX - это не сугубо американское мероприятие, как можно подумать. В нем принимают участие многие союзники США.
В 2020 году свою готовность эффективно действовать в суровых условиях Арктики в течение трех недель проверяли как американские, так и британские, канадские, норвежские и японские специалисты.
В ходе этих мероприятий подводники получают возможность в условиях, максимально приближенных к боевым, отработать широкий круг задач:
- испытать в сложной оперативной обстановке различные, прежде всего – торпедные, системы оружия, гидроакустические системы и системы связи и навигации;
- отработать вопросы управления подлодками с различных командных пунктов и вопросы обнаружения малошумных подводных целей и слежения за ними с использованием пассивных и активных средств обнаружения;
- отработать действия по уничтожению подводных лодок противника, в том числе в дуэльных ситуациях, и пр.
Вы спросите, а зачем американскому флоту отрабатывать все эти действия в Арктике?
Да все просто - океаны, отделявшие ранее Америку от ее врагов, теперь уже перестали играть роль защитной стены.
«Арктика уже больше не является крепостной стеной, а наши океаны больше не играют роли защитных рвов. Теперь они – пути для подхода носителей современных неядерных вооружений», - подчеркивал в марте 2020 года на слушаниях в Сенате глава Северного командования ВС США и Командования воздушно-космической обороны Северной Америки (NORAD) генерал Терренс О’Шоннеси.
Вот и лезут в Арктику американские моряки - чтобы поближе подобраться к своему противнику.
А для координации всех этих действий Пентагон в 2019 году принял особую Арктическую стратегию. Впервые в истории, кстати.
Впрочем, в Москве все это прекрасно понимают, а потому следят за такими действиями "партнеров" очень внимательно.
Так, наши Ту-142 несколько часов «висели» в месте проведения ICEX 2020, заставив понервничать подчиненных генерала О’Шоннеси.
Ну, а что: хотели учиться в условиях, максимально приближенных к боевым, - вот и учитесь.
Видео всплытия АПЛ "Толедо" в районе ледовой станции "Seadragon" на учении ICEX 2020 с аккаунта ВМС США на Youtube (© US Navy).
Еще по теме американцев в Арктике:
Как атомные подлодки "рубят" лед в Арктике: рассказываю и показываю
Как американские подводники пошли под лед Арктики
Более подробно об Арктической стратегии ВМС США я рассказывал в своей статье "Пентагон считает Арктику новым полем боя".