Студия Pixar сегодня – наверно единственный стабильный поставщик действительно хороших мультфильмов, которые вместе с этим умудряются быть у всех на слуху. Ни один мультфильм меня не разочаровал ни в детстве, ни тем более сейчас, в более сознательном возрасте. Особенно меня радует тот факт, что с каждым новым фильмом, студия затрагивает всё более важные для человека ценности. Даже не смотря на многие, будем честны, проходные сиквелы, вроде "В поисках Дори" и "Суперсемейки 2", их оригинальные работы берут всё новые и новые высоты. Чего стоят только 2 Оскара "Тайны Коко".
Первый фильм, на который я сходил в кинотеатр после их открытия в условиях пандемии стала именно "Душа" – мультфильм, который судя по отзывам даёт именно то, что зритель привык видеть от любого другого душевного мультфильма студии. Я подробно не читал отзывы, лишь ограничился броскими заголовками с кликбейтами на новостных сайтах, чего мне хватило, чтобы запланировать поход в кинотеатр. С момента похода прошло уже недели 2 и вот только сейчас я собрался с мыслями, чтобы рассказать вам своё ненужное мнение.
Завязка мультфильма довольно проста и в определённой степени "избита" в мультипликации. Главный герой Джо Гарднер джазовый музыкант, работающий учителем музыки в школе, но мечтающий играть в джаз-бэнде. И у него всё для этого есть – любовь к своему делу, стремление самосовершенствоваться и навыки игры на фортепиано. Страсть к джазу ему привил ныне покойный отец, а мать же считает, что Джо стоит бросить эту идею и найти нормальную работу. В один прекрасный день, один из его взрослых учеников позвал его на прослушивание в джаз-бэнд, в который его в этот же день и взяли. Возрашаясь на радостях домой, Джо проваливается в канализационный люк. И умирает.
После смерти он попадает в местный "загробный мир", который по совместительству является "рассадником" новых душ-детей. Пытаясь сбежать от своей участи, Джо обманом становится наставником капризной души под номером 22. Цель наставника – заполнить пустоту в душе ученика, которая является т.н. "искрой" её существования на Земле. Капризная душа номер 22 не особо хочет жить, так что договаривается с Джо, что тот найдёт её искру, но сам вернётся на Землю вместо не неё, ибо тело Джо находится в коме в больнице.
Внезапно, Джо находит другой путь на Землю, но кое-что пошло не так. В итоге, в тело Джо попадает душа 22, тогда как сам Джо попадает в тело случайно оказавшегося рядом кота. И вся эта завязка составляет добрую треть хронометража мультфильма.
Завязка весьма заезженна и я слукавлю, если скажу, что дальнейшие события развиваются по непривычному сценарию. Мы все подобное уже видели, если не в мультфильмах, то в кино. Сюжет развивается по закономерным тропам, которые сами напрашиваются. Даже за повествованием не особо интересно наблюдать (на мой личный вкус). Тем не менее, у фильма есть неоспоримые достоинства.
Во-первых, разумеется, графика. У Pixar, как всегда, всё в лучшем виде. Жаловаться абсолютно не на что. Карикатурность персонажей характерна для любого фильма студии, что служит художественным средством выражения их характеров и роли в сюжете.
Во-вторых, не отходя далеко, атмосфера. Даже если вы никогда не были в Нью-Йорке, вы узнаете его благодаря сотням просмотренных кинолент. Толпы людей на улицах, высоченные небоскрёбы, мрачноватые вагоны метро, уличные музыканты и компактные домики. Однако цветовая палитра и окружение уж слишком уютны для каменных джунглей. Нью-Йорк в "Душе" – солнечный и вполне жизнерадостный. Как раз то, чего ждёшь от его мультяшной версии. И это играет на руку основному посылу мультфильма.
И вот с основным посылом здесь весьма интересно. Учитывая то, как предсказуемо развивается сюжет, ожидаешь от мультфильма и предсказуемой "умной мысли в конце". Закадровый голос, который подытожит, что "у каждого человека есть своё предназначение и искра чтобы жить". Однако мои надежды разбились о довольно неожиданный поворот. Я говорю о сцене, где Джо играет на пианино у себя дома.
ВНИМАНИЕ! Следующий абзац содержит СПОЙЛЕРЫ к финалу мультфильма. Если не хотите испортить впечатление от картины, настоятельно рекомендую его пропустить и перейти к заключению!
Сцена в доме Джо, где он сидит один, играя на пианино – лучшая сцена всего мультфильма, несмотря на тот факт, что в ней не было сказано ни единого слова. Джо проделал огромный путь, достигнув своей мечты, сыграв на концерте с любимой исполнительницей. Он задаёт сам себе закономерный вопрос "А что теперь?". Ощутив после этого пустоту в душе, он словно теряет ту самую искру, которая была необходима для попадания на Землю новорожденным душам. Он как никогда близок к своей мечте, которой жил всю жизнь с тех пор, как отец отвёл его на джазовый концерт, однако не ощущает чувства, именуемого счастьем. Разложив на нотном стане предметы, оставленные 22, он начинает импровизировать, играя то, что приходит ему в голову при мыслях о проделанном пути. Закончив играть, он приходит к выводу. Искра – это не предназначение, не высшая цель, не страсть к любимому делу и не мечта. Искра – это то, что делает тебя живым. Успех, признание общества, любимая работа, карьерный рост, счастливая семья – некоторым людям ничего из этого не нужно, чтобы чувствовать себя живыми. Ты никому ничего не должен. Каждый человек сам для себя решает что делает его живым. К сожалению, для большинства людей в современном обществе эта простая истина как будто не существует. Тебе не нужны деньги, слава, всенародная любовь и даже удовлетворение собственных творческих позывов, чтобы быть живым. Главный герой понял это только после своей смерти, и то не сразу. Можно жить и радоваться жизни без какой-либо особой на то причины. И почему-то, сейчас это принято считать ненормальным.
Несмотря на то, что композиция ниже является а) кавером; и б) жанром далёким от джаза; я бы всё равно хотел её вставить, как песню, подчёркивающую суть высказывания мультфильма. Просто версия Shinedown мне больше нравится, чем оригинал Lynyrd Skynyrd.
Что хочется сказать в заключении, так это то, что это по-настоящему хороший мультфильм, который выезжает на одном своём посыле. Посыл этот не такой простой и доступный, как в "Тайне Коко", но это делает "Душу" интереснее, с точки зрения анализа и интерпретаций. Вопрос вызывает у меня только один момент. Для детей ли этот фильм? Современный родитель, в большинстве своём, не любит вникать в суть происходящего на экране. Ему бы просто чем-то "заткнуть" своё чадо на 2 часа, а уж что там происходит на экране его компьютера/смартфона, не так важно. Детям, разумеется, фильм понравится. Он яркий, красивый, добрый и смешной, в той самой манере, которую любят дети.
Однако, по моему сугубо личному мнению, мультфильм рассчитан в первую очередь на взрослую аудиторию. "Душу" рисовали с посылом для родителей, что придут в кинотеатр с ребёнком, поскольку для ребёнка такой посыл останется слишком непонятным, в силу его жизненного опыта, даже если хороший родитель объяснит. Стереотип, что "мультики для детей" должен уже наконец-то отвалиться от нашего менталитета. Тогда может и больше студий возьмутся за более серьёзные идеи. Пока, к сожалению, среди крупных студий только Pixar и показывает нам свою "Душу", а не жажду наживы.
Спасибо за прочтение. Всё вышеперечисленное, опять же, сугубо личное мнение, которое может не совпадать с мнением читателя. Если у вас есть собственное мнение, не стесняйтесь выражать его в комментариях.