Найти в Дзене

Георгий Жуков: последняя любовь Маршала Победы

Георгий Константинович Жуков всегда отличался наличием железной воли и невероятным умением добиваться победы. Это проявлялось не только на фронте, но и в любовных отношениях. Военачальник был дважды женат официально и дважды вступал в гражданский брак. Жуков неоднократно подвергался публичным осуждениям по поводу "аморального образа жизни", но с любимыми женщинами он поступал так, как считал

Георгий Константинович Жуков всегда отличался наличием железной воли и невероятным умением добиваться победы. Это проявлялось не только на фронте, но и в любовных отношениях. Военачальник был дважды женат официально и дважды вступал в гражданский брак. Жуков неоднократно подвергался публичным осуждениям по поводу "аморального образа жизни", но с любимыми женщинами он поступал так, как считал нужным, и в своей в некоторой степени запутанной личной жизни прежде всего руководствовался чувствами, а лишь только потом - мнением окружающих.

Георгий Константинович Жуков
Георгий Константинович Жуков

До нашего времени сохранился один прелюбопытный документ - протокол допроса певицы Лидии Руслановой, которая в 1948 году была арестована по обвинению в антисоветской пропаганде и присвоении трофейного имущества в особо крупных размерах (её мужем являлся генерал Владимир Крюков, человек из ближайшего окружения маршала Жукова, привезший из Германии большое количество предметов искусства, драгоценностей, мебели). Историки полагают, что главной же причиной ареста Руслановой послужило стремление получить компромат на знаменитого военачальника, в котором Сталин после войны почувствовал сильного соперника на политическом поприще. Певица ничего не упоминала о политических взглядах или высказываниях Жукова, но рассказала о его частых любовных увлечениях. Со слов Руслановой, Георгий Константинович в таких случаях попросту шел напролом, нисколько не считаясь с какими-либо нормами приличия. Был один случай. Однажды в Москве на ресторанном застолье ему понравилась одна молодая дама, жена генерала. Маршал пригласил ее на танец,а затем увел в соседнее помещение. Так как они отсутствовали достаточное продолжительное время, то жена Жукова Александра Диевна пошла искать ее. Позже она призналась Руслановой, что застала пару во время действий интимного характера. Генерал, муж дамы, явно имел догадки об этом случае, но промолчал.

Личная жизнь Георгия Константиновича Жукова подверглась сложностям еще во время Гражданской войны. В 1919 году молодой красный командир Жуков получил ранения осколками гранаты и некоторое время лечился в лазарете в Саратове. Там он познакомился с медсестрой Марией Николаевной Волоховой. К сожалению, их отношения быстро были прерваны: Жуков после непродолжительного лечения получил приказ снова отбыть на фронт.

Годом позже Жуков был в Воронежской губернии, где принимал участие в подавлении крестьянского мятежа. Там он встретил учительницу сельской школы - Александру Диевну Зуйкову. Женщина на продолжительное время стала его гражданской женой.

Александра Диевна была зачислена на должность писаря в отряд, которым командовал Жуков. Она всегда следовала за гражданским мужем по постоянно сменяемым местам его назначения, помогая при этом не только в обустраивании быта, но и занималась вопросами грамотности Жукова. Как известно, маршал окончил только три класса церковно-приходской школы. Своего первого ребенка - мальчика Александра потеряла. Позднее в семье родились две дочери: в 1928 году Эра и в 1937 Элла.

В 1926-1929 годах Жуков проходил службу в Белоруссии, где одновременно командовал полком и преподавал военно-допризывную подготовку в Белорусском университете. Удивительно, но в Минске, волею случая, он снова встретил Марию Волохову. Их любовные отношения получили дальнейшее продолжение и в 1929 году женщина родила от Георгия дочь Маргариту.

Какой-то период времени Жуков фактически жил с двумя гражданскими женами. Впоследствии Александра Диевна узнала о существовании связи на стороне и предприняла характерные для тех времен меры. Она несколько раз встречалась с Марией, прося при этом отдать Маргариту на воспитание ей и Георгию и угрожая, что обольет женщину серной кислотой, если та и дальше продолжит встречи с ее мужем. Самое же главное, Зуйкова отправила в парторганизацию военного округа письмо с требованием обязать Жукова зарегистрировать с ней брак.

Для самого Жукова этот скандал закончился строгим выговором с формулировкой "за неразборчивость в связях с женщинами". Жукову пришлось окончательно выбирать. Даже здесь он оставил последнее слово за собой: разлучился с Марией, но заключать официальный брак с Александрой Диевной так и не стал.

После этого Мария Волохова отбыла в Минеральные Воды, где вскоре вышла замуж. Муж удочерил ребенка - и только когда он без вести пропал на фронте, Мария Николаевна открыла дочери, кто ее настоящий отец.

В сентябре 1941 года Жуков командует Западным фронтом. В то же время он издает приказ, регламентирующий удалить из штабов женщин-военнослужащих, кроме необходимого количества машинисток. Это делалось для того, чтобы прекратить всякого рода неуставные отношения. У самого же Георгия Константиновича была боевая подруга, медсестра Лидия Владимировна Захарова. Она повсюду сопровождала военачальника, а во время его приездов в Москву жила в квартире Жукова и Зуйковой (Александра Диевна вместе с дочерьми в то время находились в эвакуации). Интересен факт, что Лидия Захаровна во время службы получила звание старшего лейтенанта, хотя медсестра не могла стать офицером, а также десять боевых наград - в том числе орден Красного Знамени и орден Красной Звезды. После окончания войны связь Жукова и Захаровой продолжилась. В 1946 году маршал был отправлен в Одессу для командования военным округом. Они поселились вместе - расставаясь лишь на время кратковременных приездов Александры Диевны. Впрочем, по признаниям самого Жукова, интимные отношения между ним и матерью его дочерей прекратились еще до войны.

У маршала и его новой гражданской жены детей не было. Имеются некоторые сведения, что Лидия Захарова сделала 2 аборта. В 1948 году адъютант Георгия Константиновича, полковник Алексей Семочкин, написал донос, где обвинял своего начальника в "в разврате с разными женщинами в служебных кабинетах во время войны, после чего он награждал их боевыми орденами". Помимо этого, Александра Зуйкова снова прислала жалобу на мужа, в которой требовала, чтобы он расстался с боевой подругой. Таким образом, личная жизнь Жукова оказалась в поле зрения высокопоставленных партийных чиновников. Сам Жуков признал себя виновным лишь в связи с Захаровой - но с не расстался с любимой женщиной.

Так как Жуков впал в немилость начальству, его перевели подальше - в Уральский военный округ. Ситуация вновь повторилась. В Свердловске он снял для возлюбленной квартиру и продолжал жить на две семьи.

Конец отношениям с Лидией Николаевной (как и со всеми остальными женщинами) настал лишь в 1950 году - время, когда маршал встретил Галину Семенову - его последнюю и самую яркую любовь своей жизни.

Лидия Захарова простила мужчину. Она вернулась в Москву, где маршал помог ей получить отдельную квартиру. Захарова вышла замуж и прожила в браке без малого четыре десятка лет. В начале 1990-х бывшая фронтовая подруга маршала Жукова трагически погибла в автомобильной катастрофе.

В 1950 году в возрасте 54 лет, командующий Уральским военным округом Георгий Жуков перенес микроинфаркт. К нему на дачу был вызван врач. Так и состоялось знакомство с Галиной Александровной Семеновой, которая была моложе Маршала на 30 лет.

Жуков тогда понял: это женщина его мечты, любовь всей его жизни. Чувства были взаимными и вскоре влюбленные стали жить вместе. В 1951 году у Галины Александровны произошел выкидыш, но маршал утешал подругу: "Какие наши годы! Мы повторим".

В 1953 году, после кончины Сталина, Жуков был назначен на должность первого заместителя министра обороны СССР (министром обороны тогда стал Н. А. Булганин). Маршал переехал в столицу и организовал перевод Галины Александровны в Главный клинический госпиталь и выхлопотал для нее квартиру. Опять Георгий Константинович стал жить на два дома. Он появлялся в прежней семье только ради дочерей.

Реакция супруги была привычной: она написала очередное письмо партийному руководству.

Пост лидера партии после Сталина занял Хрущев. Он не хотел ссориться с Жуковым, поскольку предстояла нешуточная борьба за власть, и первому секретарю необходим был союзник. Георгию Константиновичу объяснили: хочешь быть министром обороны - женись на матери своих детей.

Жуков так и сделал после недолгих раздумий. Он зарегистрировал брак с Александрой Диевной в 1953 году. Но это не изменило абсолютно ничего - Георгий Константинович так и продолжал жить на два дома.

В 1957 году Галина Александровна родила Жукову еще одну дочь, которую назвали Мария. Тогда же Хрущев, видя в Жукове сильного политического противника, добился его выхода на пенсию.

После этого Жуков поселился на своей даче вместе с Галиной Александровной и их дочерью.

Развод с Александрой Диевной все-таки был оформлен, в 1965 году. Жуков обязался выплачивать солидные алименты, при этом настояв, чтобы бывшая жена и уже взрослые дети выехали из квартиры. Александра Диевна ушла из жизни через 2 года. Причиной этому стал инсульт. Жуков на похороны не пришел.

В том же 1965 году Георгий Константинович и Галина Александровна официально заключили брак. В жизни маршала этот период жизни был самым счастливым. Он старался проводить как можно больше времени с женой и дочерью. Уезжая по делам, маршал чуть ли не каждый день присылал задушевные письма, рассказывая обо все что случилось.

Семейная идиллия, к сожалению, продлилась недолго. В декабре 1967 года у Галины Александровны обнаружили рак груди. Она мужественно противостояла болезни до осени 1973 года. Но болезнь оказалась сильнее. Женщину похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.

Для маршала утрата любимой супруги была ударом судьбы. Он пережил ее лишь на полгода. В мае 1974 года Георгий Константинович перенес очередной инфаркт. Затем впал в кому и через месяц скончался в Центральной клинической больнице.

Последним желанием Жукова была просьба похоронить его рядом с женой. Но руководство СССР приняло другое решение. Национальный герой даже после ухода из жизни должен был служить коммунистической идеологии. Тело Георгия Константиновича кремировали, а урну с прахом захоронили в Кремлевской стене на Красной площади Москвы. Влюбленных все-таки разлучили - хотя на том свете, если он существует, маршал и его последняя супруга, несомненно, будут вместе.