Есть на свете немало слов, которые почти ничего не значат не потому, что обозначаемых ими вещей нет в природе, а потому, что само слово так захватано самыми разными людьми, так много раз использовалось в различных, зачастую абсолютно несовместимых и несочетаемых, смыслах и контекстах, что при употреблении без доброго абзаца пояснений иной раз и не поймёшь, что имеется в виду.
Хороший пример — слово «любовь». Тут тебе и сексуальное влечение, и один из основополагающих принципов всего бытия, и какие-то чудовищные привязанности, которые было бы правильно назвать взаимопоеданием в духе [довольно неприятной] картины Дали «Осенний каннибализм» (простите, не упоминал бы, но сам рассматриваемый предмет настолько же неприятен), и куча других вещей, как вполне чистых, так и перемешанных, а порой и откровенно грязных. С одной стороны, многие откровенные зверства оправдывались тем, что называлось любовью. С другой стороны, то, что иногда называют любовью, проникает через всю ткань нашего бытия, и не только через ограниченное человеческое сознание, а и через самые разные пласты, соединяя всё воедино.
Далее вопрос. Если употреблено слово «любовь», что может помочь нам понять, какое из множества значений использовано? При непосредственном общении и при наличии взаимопонимания и некой общей тонкой настройки — можно почувствовать по энергиям. Но без всего этого — остаётся понимать из контекста с риском ошибки.
К сожалению, значительная часть «эзотерической» терминологии страдает почти такой же истёртостью. Возьмём, скажем, слово «эгрегор». Кто только и в каком только смысле его не использовал... Но поскольку обойтись без этого термина в дальнейшем не представляется возможным, придётся как минимум описать своё видение того, что же это такое.
Есть такая штука — большие сообщества людей. Это могут быть государства, сообщества адептов какой-то религии, иногда — и что-то меньшее. У этого сообщества есть какая-то объединяющая идея (не всегда легко формулируемая), а также понятие о «своих» (то есть общность по принципу принадлежности) и, соответственно, «чужих». Идея бывает самой разной. Религиозная, философская, стремление играть в шахматы, желание, чтобы пролетариат хорошо жил, благосостояние племени — да мало ли какая ерунда (и не ерунда) может быть привлекательной для людей? Отношение к «чужим» тоже бывает разным — от откровенно враждебного до лишь слегка насторожённого. Сообщество может быть полностью закрыто (например, попасть туда можно лишь по праву рождения в кругу принадлежащих ему) или же активно набирать сторонников (как делают, например, мировые религии). А уж масштабы сообщества — от семьи до огромного государства или сторонников мировой религии — вообще отличаются на многие порядки.
Тем не менее, у всех таких сообществ есть общие черты, а за функционированием сообществ стоят схожие механизмы, хотя равнять эти сообщества между собой тоже нельзя. Так, между шахматистами и фашистами сходства крайне мало (хотя эти сообщества могут пересекаться), но механизмы, о которых пойдёт речь, работают в обоих сообществах: за обоими сообществами стоит энергетическая структура, называемая эгрегором.
Итак, эгрегор возникает там, где есть объединяющая идея, по отношению к которой возникает деление на «своих» и «чужих», и стремление людей к этой идее. По сути, он является огромной структурой со своим резервуаром энергий (собранных, естественно, от людей), со своими наборами смыслов (если хотите — «ментальными полями»), рождённых людьми вокруг первоначальной идеи. И он всегда собирает людскую энергию (тут чаще всего выстраивается некая иерархическая структура, сходящаяся к общему центру) и использует её по своим потребностям (потребности могут быть различны, иногда — и помощь своим сторонникам; вообще обычно энергетическое взаимодействие с эгрегором имеет для человека характер обмена разной степени равноценности).
Сказать, что эгрегоры — однозначно хорошая вещь, трудно. Но сказать, что они — безусловное зло, тоже нельзя. Просто так уж выходит, что этот механизм, потенциально полезный и до сих пор служащий вполне эволюционным целям, имеет большое количество побочных эффектов и неприятных свойств.
Именно эгрегоры создают на Земле какое-то подобие порядка, защищая свои территории и сторонников, но они же и дерутся между собой, порождая войны, терроризм и миллионные жертвы. Они способствуют распространению идей, зачастую важных для множества людей, но они же постепенно низводят эти идеи в лучшем случае до уровня бытового сознания (а то и извращают до противоположности). Они разносят по миру ценные знания, но они же распространяют идеи по-настоящему разрушительные. Они иногда дают энергию на что-то ценное, но они же — собирают эту энергию с миллионов, некоторых людей полностью подчиняя и «обдирая как липку».
Помню, когда-то давно, лет пятнадцать уже назад, я попал в Псково-Печёрский монастырь, бродил по нему, и в одном из храмов задал в мыслях внутренний вопрос: ну ведь это всего лишь огромное скопище силы, собранной с людей, где же тут какие-то эволюционные цели? Ответ пришёл практически мгновенно, и возникшая в голове мысль явно была не моей:
— А почему ты думаешь, что мы не используем эту силу в эволюционных целях?
— А чем вы занимаетесь?
— Работа с эгрегорами, организация сообществ.
Этот диалог и поныне не кажется мне иллюзорным. Я так это и чувствую: религиозный эгрегор есть только лишь эгрегор. Но им пользуются те, кто, так скажем, стремится к решению эволюционных задач. Другой вопрос — кто ещё им пользуется?
Так что в эгрегоре можно найти разное. Сбор энергии и порабощение воли. Тех, кто просто «стрижёт паству» (и я даже не о людях, а в первую очередь о существах тонкого плана, живущих на энергиях, собираемых с людей), и тех, кто искренне работает на этой Земле, реализуя свои проекты, созвучные с её интересами (и выстроенные из взгляда, охватывающего перспективы, человеку здесь практически недоступные).
К чему это я? К тому, что существующий механизм объединения людей чрезвычайно несовершенен, хотя и не бессмыслен. Это во многом продолжает мысль предыдущего поста, поскольку идея служения чему-то внешнему обычно приводит человека в какой-то эгрегор. Но если человек достаточно сознателен, эгрегор как поддерживающая среда ему вряд ли хоть чем-то полезен. Его задача — раскрыть себя, найти свой уникальный способ выражения и проживания в нашем мире. И объединения людей по внешним признакам тут не помогут, необходимо объединение по более глубоким, внутренним свойствам и целям.
Мне вообще кажется: большинство тех, чьи интересы лежат в области эволюции, сейчас хорошо понимают ограниченность и косность эгрегоров. Трудность, однако, в том, что уровень сознания людей таков, что массово предложить им какой-то другой механизм очень сложно. А вот для тех, кто уже просыпается, эгрегоры — ненужный костыль, который к тому же всё время норовит завести не туда.