Если вы пересечетесь с агентом по недвижимости, спросите его, сильно ли экономика влияет на его сферу деятельности. Большинство из агентов охотно расскажут вам много страшных историй о том, как экономические спады и колебания процентных ставок самым прямым образом повлияли на их бизнес. Если сфера недвижимости вам не очень близка, как насчет правительственной политики? Она-то наверняка сможет повлиять и на ваш бизнес тоже.
Хотите пример еще проще? Подумайте о современной чашке кофе и о тех четырех-пяти долларах, которые люди изо дня в день платят Старбаксу. Спросите бывшего исполнительного председателя Старбакс Говарда Шульца о том, как экономика, оправдывающая цену в 4 доллара за ежедневный кофе, изменила его жизнь и способ ведения бизнеса.
Старбакс является прекрасным примером выживания и процветания в эпоху экономических трудностей, при том что очень часто эту компанию видят как лёгкий бесконечный поток продаж и прибыли.
В конце второго квартала 2008 года квартальные доходы Старбакс упали. Мировой операционный доход упал на 26%, а показатели продаж компании в магазине ушли в минус впервые за всю историю бренда. В то же время потребители все больше сокращали свои расходы в связи с глобальным спадом экономики.
В июле 2008 года Старбакс впервые потерял деньги, сообщив о чистой потере 6,7 млн долларов за третий квартал. В четвертом квартале прибыль упала на 97%, а доходы за год снизились на 53%. В то время как финансовый кризис распространился по всей Европе и Азии, показатели продаж Старбакс ушли в минус на 8%, что фактически и привело к реновации существующей экономической модели Старбакс.
Если вы не читали книгу «Полный вперед! Как Говард Шульц вернул Старбакс душу», вот ее краткая суть: после восьми лет вдали от бизнеса, Шульц вернулся в компанию качестве генерального директора, в то время как финансы его любимого детища в прямом смысле сгорали. Что бы вы сделали в такой ситуации?
Представьте, что вы управляете компанией во время самого страшного финансового кризиса последних десятилетий и поставьте себя на место Шульца. Вы читаете утреннюю газету и знаете что ваши клиенты тоже потягивают свой утренний кофе в сопровождении мрачных заголовков типа такого: «Все больше плохих новостей завариваются в Старбакс». (Национальное Общественное Радио, 29 января 2009)
Много лет спустя мы все знаем, как закончилась эта история. К третьему кварталу 2018 года Старбакс консолидировала чистый доход в $6,3 млрд, увеличив его на 11 % по сравнению с предыдущим годом. Так что если вы хотите поучиться у одного из лучших лидеров, чьи результаты говорят сами за себя, не просто слушайте Говарда Шульца, а действительно услышьте, что он говорит.
В марте 2011 года, через три года после возрождения бренда с почти что того света, он сделал следующее заявление:
«Я вернулся в Старбакс в качестве генерального директора в январе 2008 года, потому что нам нужно было разобраться с нашими собственными проблемами и катастрофическим финансовым кризисом. За последние два года мы сделали все возможное. Благодаря экономическому спаду мы стали намного сильнее.»
Парадоксально, да?
Когда Шульц вернулся в разгар кризиса, он прекратил дальнейшее расширение компании. Он сократил расходы почти на 600 миллионов долларов и 26 февраля 2008 года в течение трех часов организовал закрытие более чем 7000 точек Американ Старбакс для переподготовки сотрудников. «Оттачивание навыков – не главное» – сказал Шульц своим сотрудникам.
«Главное – любовь, сострадание и преданность; то, чем мы все должны обладать для наших клиентов.»
Поняли смысл его сообщения? Шульц использовал экономический спад как стимул для переориентации своего основного бизнеса. Он спросил себя, в каком состоянии находится Старбакс сейчас, а затем проанализировал, каким бизнесом он должен стать.
Генеральный директор сумел возродить любовь к своим клиентам. Одновременно он усмирял эго, которое всегда стремится контролировать компанию, любящую продукт больше, чем клиентов. И именно поэтому Старбакс является образцовым примером того, как выйти из тяжелой экономической ситуации, обретя силу.
Благодаря своему опыту я знаю одну вещь, помогающую мне выводить на новый уровень совершенно разные бизнесы: экономический кризис создает прорывы. Как зима, которая приходит каждый год, кризисы БУДУТ ПРОИСХОДИТЬ. Ваша задача – понять, как с ними справляться.
Кризис отвлекает нас от размышлений о том, что мы могли бы или должны были сделать, он требует от нас масштабных изменений. Кризис дает пространство для инноваций и революции тем, кто использует его продуктивно. Те, кто не может адаптироваться к новой экономической обстановке, оказываются на кладбище бизнеса. Именно поэтому 96% всех предприятий заканчивают свою работу в кризис, даже если они держались на рынке более 10 лет.
А как мировой финансовый кризис изменил то, как вы ведете дела сегодня? А как повлияла и/или влияет пандемия 2020-2021? Чему вы научились, и как эти уроки сделали вас тем, кем вы являетесь сейчас?
Возможно, сейчас самое время разработать стратегию, чтобы быть более эффективным и выходить победителем из постоянно нарастающего экономического прилива. Для того, чтобы получить фундаментальные знания о бизнесе и финансах от мировых экспертов – присоединяйтесь к Momentum Day 28 февраля по ссылке.
И только для участников Яндекс.Дзен – для вас доступна скидка по промокоду 1thousand. Подключайтесь к нашей 6-часовой интерактивной встрече на специальных условиях!