Если вас не страшат зимние морозы, вы любите поэзию А.С. Пушкина, цитируете «Евгения Онегина» и хотите посмотреть, где разворачивались события книги, милости просим! Завершим прогулку, начало которой здесь, а продолжение здесь.
Мы продолжаем свою прогулку от здания Дома Союзов (Благородного Собрания, Большая Дмитровка д. 1/30), двигаемся прямо по Моховой улице и на первом же перекрёстке пересекаем Тверскую улицу. Здесь стОит остановиться, потому что главная улица столицы тоже описана в романе Пушкина - именно по ней движется из имения возок Лариных.
Издревле по этому тракту велось сообщение между Москвой и Тверью, отсюда название. О существовании здесь улицы упоминается в летописях XII века. В те времена на площади у Тверских ворот Белого города (в районе нынешней Пушкинской площади) находилось много мастерских, где путники могли подковать лошадей или подправить им амуницию. У Пушкина читаем:"...Вот уж по Тверской возок несется чрез ухабы, мелькают мимо будки, бабы..." И дальше:
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.
А сейчас это улица бутиков и дорогих ресторанов.
Двигаемся дальше и подходим к зданию Факультета журналистики МГУ (Моховая улица дом 9). Здесь когда-то находился театр. В 1822 году (а , по мнению С.М. Бонди, Ларины приехали в Москву на ярмарку невест зимой 1822 года ) именно здесь находился театр (улица Моховая д. 9 стр. 2). Первое представление русской труппы Императорского Московского театра открылось 11 апреля 1806 года в доме Пашкова на Моховой комедиями «Бедность и благородство» А. Коцебу и «Слуга двух господ» К. Гольдони (в переложении на русские нравы Лифанова). Представления здесь шли до открытия в 1825 году Большого театра, когда Петровская площадь, где он построен, была переименована в Театральную.
В романе, как вы помните, Татьяну в театре просто не заметили:
Не обратились на нее
Ни дам ревнивые лорнеты,
Ни трубки модных знатоков
Из лож и кресельных рядов.
Пройдём по Моховой до следующего перекрёстка, а затем свернём на ещё одну из красивейших улиц Москвы - Воздвиженку. Улица Воздвиженка, как и Крестовоздвиженский переулок рядом, названа так по монастырю Воздвижения Честного Креста Господня (иначе Крестовоздвиженский монастырь), который основал в 1450 году боярин В.Г. Ховрин и сам же принял постриг в нем. В 1812 году монастырь был разорен, а в 1814 упразднен. Его храм стал приходской церковью, которую снесли в 1934 году.
Пожар 1812 года, во времена вступления в Москву армии Наполеона, полностью уничтожил деревянные строения на Воздвиженке. Послевоенное строительство домов велось уже полностью из камня, а улицу расширили до 20 метров. Тогда же улицу замостили. Здесь немало известных, примечательных зданий: здание Государственной Библиотеки имени Ленина, дом Болконских, здание Министерства обороны, а напротив — Дворец графа Разумовского, особняк Шереметьева, бывшее здание военторга и, конечно, особняк Морозовых (здание приемов Правительства России). Всю эту красоту мы рассматриваем, пока двигаемся к пересечению Нового Арбата и улицы Поварской: здесь находится последний объект нашего внимания, конечная точка прогулки — церковь Симеона Столпнка.
Храм Симеона Столпника на Поварской чудом уцелел после прокладки проспекта Калинина (ныне это Новый Арбат). Церковь построили приблизительно в 1676-1679 годах по указу царя Фёдора Алексеевича в стиле русского узорочья. Главный престол храма - Введенский, а приделы - во имя Симеона Столпника и Николая Чудотворца, последний в 1759 году был переосвящён во имя Димитрия Ростовского. В стенах здания сохранились белокаменные надгробные плиты XVII-XVIII веков.
В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» церковь Симеона Столпника упоминается как ориентир: около неё живёт бывший возлюбленный матери Татьяны, о котором она когда-то вздыхала. Чтобы не называть его фамилии, подруги называют его Грандисоном - по имени популярного героя романа Ричардсона: «Кузина, помнишь Грандисона?» А та ей отвечает:
- «Как, Грандисон?..а, Грандисон!
Да, помню, помню. Где же он?» ―
«В Москве, живёт у Симеона;
Меня в сочельник навестил:
Недавно сына он женил.
Прежний возлюбленный Прасковьи Лариной, по-видимому, живёт на Поварской улице. Это одна из самых старых улиц Москвы. В XVII - начале XVIII веков Поварская улица с соседними переулками стала превращаться в одно из самых аристократических мест города. В 1716 году на улице стояли дворы князей П. М. Борятинского, Л.Б. Сибирского, И. М. Гагарина, И. А. Голицына, княгини Волконской и других знатных фамилий. Пожар 1812 года уничтожил почти все деревянные здания. Словно феникс, возродились в новом ампирном виде дворянские усадьбы. Можно сделать вывод, что Грандисон принадлежал к аристократическому кругу, может быть, именно это помешало им соединиться.
Вернёмся к зданию церкви, на участке стоял деревянный дом, в котором в 1819 - середине 1820-х годов жил актёр П.С. Мочалов. Прихожанином церкви Симеона Столпника на Поварской в последние годы жизни был Н.В. Гоголь. При проектировании проспекта Калинина (Нового Арбата) храм решили оставить. Здание было отреставрировано, в нём был небольшой выставочный зал. В 1992 году храм Симеона Столпника был вновь передан церкви и заново расписан художниками. Оказалось, что от прежнего убранства уцелела храмовая икона преподобного Симеона Столпника, спасённая прихожанами. Храм также знаменит тем, что здесь венчались известные люди своего времени: в 1801 году тут состоялось тайное бракосочетание графа Н.П. Шереметева и актрисы П.И. Жемчуговой-Ковалёвой; в 1816 году - писателя С.Т. Аксакова и О.С. Заплатиной.
Здесь мы завершим свою прогулку. Единственный московский адрес из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», который не попал в наш маршрут, - Петровский путевой дворец. О нём напишу отдельно. Если вам понравилось, возвращайтесь на наш канал, будем очень рады.