Найти тему
PRO BRAND

Как зарегистрировать товарный знак. Начало

Оглавление
В 1938 году Pepsi Cola Company (впоследствии — PepsiCo) зарегистрировала право исключительного пользования товарным знаком на территории Советского Союза в Бюро по регистрации товарных знаков Наркомторга СССР
В 1938 году Pepsi Cola Company (впоследствии — PepsiCo) зарегистрировала право исключительного пользования товарным знаком на территории Советского Союза в Бюро по регистрации товарных знаков Наркомторга СССР

Создание бренда

Есть два основных пути создания бренда, включающее словесное обозначение.

  1. Самый популярный способ - название бизнеса придумывает его основатель (founder).
  2. Второй способ - бренд придумывают профессионалы по неймингу. Нейминг – это процесс разработки названия для компании или продукта.

Важно, чтобы бренд не состоял из обозначений, не обладающих различительной способностью, в том числе:

  1. вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;
  2. являющихся общепринятыми символами и терминами;
  3. характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;
  4. представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.

В соответствии с п.1 статьи 1483 Гражданского кодекса РФ указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.

Проверка уникальности бренда

До проработки визуализации бренда нужно проверить - нет ли идентичных или похожих на него названий или обозначений.

скрин с официального сайта egrul.nalog.ru
скрин с официального сайта egrul.nalog.ru

Бесплатный поиск по реестру юридических лиц можно осуществить на портале ФНС РФ по ссылке

При этом наличие сходного доменного имени само по себе не является препятствием для регистрации товарного знака. Но нужно просчитывать возможные риски существования такого сайта и его бизнеса и возможный коммерческий конфликт.

Образец поиска проверки доменного имени
Образец поиска проверки доменного имени

Поиск можно осуществлять у любых провайдеров, их довольно много.

Скрин с официального сайта Роспатента
Скрин с официального сайта Роспатента

Такой поиск обязательно должен проводится либо патентными поверенными, либо юристами по интеллектуальной собственности со специализацией в области товарных знаков. Уже на этом этапе ошибка может дорого стоить бизнесу. Особенность в том, что процесс регистрации товарного знака занимает от 9-14 месяцев.

Более подробно об этом читайте в статье "Предварительный поиск до регистрации товарного знака", размещенной на канале PRO BRAND.

Разработка визуализации бренда

После проверки бренда на идентичность его передают дизайнеру. Задача которого - создать уникальный визуальный стиль, включающий авторский шрифт и изобразительные элементы.

⚠️ Важно! С дизайнером необходимо заключить письменный договор на разработку изображения товарного знака. Договор нужен, чтобы исключить риски потери бренда через такого дизайнера, а также чтобы зафиксировать момент создания объекта интеллектуальной собственности. Также договор важен, чтобы избежать финансовых санкций, если дизайнер вдруг использует чужие авторские объекты - шрифты или изображения. Об особенностях и важных условиях договора на разработку бренда готовится специальный материал на канале PRO BRAND.

Регистрация товарного знака

Для регистрации товарного знака необходимо обращаться к юристам по интеллектуальным правам или патентным поверенным. Сам процесс оформления документов довольно специфичен и сложен. Довольно часто, готовя документы самостоятельно допускаются ошибки, которые впоследствии могут дорого стоить.

  • Выбор классов МКТУ

До подачи документов в Роспатент нужно выбрать в МКТУ те товары и виды деятельности, в которых будет функционировать бизнес, для которого регистрируется товарный знак.

Международная классификация товаров и услуг (МКТУ) — это правовой документ, с классификацией товаров и услуг, используемая для регистрации товарных знаков. Принята в рамках Ниццкого соглашения 15 июня 1957 года на международной дипломатической конференции в Ницце (Франция).

Структура этого документа весьма сложно структурирована. И часто предприниматели выбирают только тот товар (услугу), который планируют производить (оказывать). Между тем есть смежные товары и услуги, которые также важно включить в заявку.

Более подробно об этом читайте в статье "Как выбирать классы МКТУ при регистрации товарного знака", размещенной на нашем канале.

Спасибо, что прочитали до конца! Если материал вам понравился - поставьте пожалуйста лайк, если есть вопросы - задайте их в комментариях. А если хотите быть в курсе других новостей по теме товарных знаков, авторских прав, подписывайтесь на мой канал!

© 2021, Таранюк М.А., Ваш интеллектуальный юрист