Создание бренда
Есть два основных пути создания бренда, включающее словесное обозначение.
- Самый популярный способ - название бизнеса придумывает его основатель (founder).
- Второй способ - бренд придумывают профессионалы по неймингу. Нейминг – это процесс разработки названия для компании или продукта.
Важно, чтобы бренд не состоял из обозначений, не обладающих различительной способностью, в том числе:
- вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;
- являющихся общепринятыми символами и терминами;
- характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;
- представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.
В соответствии с п.1 статьи 1483 Гражданского кодекса РФ указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.
Проверка уникальности бренда
До проработки визуализации бренда нужно проверить - нет ли идентичных или похожих на него названий или обозначений.
- Проверка проходит по нескольким базам. В первую очередь можно проверить название по реестру юридических лиц
Бесплатный поиск по реестру юридических лиц можно осуществить на портале ФНС РФ по ссылке
- Второе направление проверки - проверка по доменным именам
При этом наличие сходного доменного имени само по себе не является препятствием для регистрации товарного знака. Но нужно просчитывать возможные риски существования такого сайта и его бизнеса и возможный коммерческий конфликт.
Поиск можно осуществлять у любых провайдеров, их довольно много.
- Наконец, главный поиск - это поиск в базах Роспатента по зарегистрированным товарным знакам и заявкам
Такой поиск обязательно должен проводится либо патентными поверенными, либо юристами по интеллектуальной собственности со специализацией в области товарных знаков. Уже на этом этапе ошибка может дорого стоить бизнесу. Особенность в том, что процесс регистрации товарного знака занимает от 9-14 месяцев.
Более подробно об этом читайте в статье "Предварительный поиск до регистрации товарного знака", размещенной на канале PRO BRAND.
Разработка визуализации бренда
После проверки бренда на идентичность его передают дизайнеру. Задача которого - создать уникальный визуальный стиль, включающий авторский шрифт и изобразительные элементы.
⚠️ Важно! С дизайнером необходимо заключить письменный договор на разработку изображения товарного знака. Договор нужен, чтобы исключить риски потери бренда через такого дизайнера, а также чтобы зафиксировать момент создания объекта интеллектуальной собственности. Также договор важен, чтобы избежать финансовых санкций, если дизайнер вдруг использует чужие авторские объекты - шрифты или изображения. Об особенностях и важных условиях договора на разработку бренда готовится специальный материал на канале PRO BRAND.
Регистрация товарного знака
Для регистрации товарного знака необходимо обращаться к юристам по интеллектуальным правам или патентным поверенным. Сам процесс оформления документов довольно специфичен и сложен. Довольно часто, готовя документы самостоятельно допускаются ошибки, которые впоследствии могут дорого стоить.
- Выбор классов МКТУ
До подачи документов в Роспатент нужно выбрать в МКТУ те товары и виды деятельности, в которых будет функционировать бизнес, для которого регистрируется товарный знак.
Международная классификация товаров и услуг (МКТУ) — это правовой документ, с классификацией товаров и услуг, используемая для регистрации товарных знаков. Принята в рамках Ниццкого соглашения 15 июня 1957 года на международной дипломатической конференции в Ницце (Франция).
Структура этого документа весьма сложно структурирована. И часто предприниматели выбирают только тот товар (услугу), который планируют производить (оказывать). Между тем есть смежные товары и услуги, которые также важно включить в заявку.
Более подробно об этом читайте в статье "Как выбирать классы МКТУ при регистрации товарного знака", размещенной на нашем канале.
Спасибо, что прочитали до конца! Если материал вам понравился - поставьте пожалуйста лайк, если есть вопросы - задайте их в комментариях. А если хотите быть в курсе других новостей по теме товарных знаков, авторских прав, подписывайтесь на мой канал!
© 2021, Таранюк М.А., Ваш интеллектуальный юрист