Сегодня в нашем обществе очень актуальна дискуссия о полном или частичном восстановлении «железного занавеса». Рассматривая картину происходящего в с о временном мире беспристрастно, можно смело утверждать, что, конечно, из западного мира к нам приходит несопоставимо больше вреда, чем пользы. И не потому, что мы разные, а, скорее, из-за агрессивного поведения политического класса стран Запада. Да, консолидация их общества происходит благодаря осознанию существования внешнего врага. Непонятного и страшного. Особенно это актуально для США, где ряд штатов уже давно ведут борьбу за отсоединение. И если бы России не было, им пришлось бы ее придумать. Таким образом была спроектирована политтехнология, названная «российской угрозой». Когда и на кого наша страна нападала, правда, никто не знает, но на фоне деградации образования на западного обывателя способна воздействовать даже самая примитивная ложь (или, как сейчас принято говорить, — фейк), если ее показали по телевизору.
Наша страна без особых проблем справляется с так называемыми санкциями, которые вводят США и Европейский союз. В общем-то сейчас они уже выглядят довольно жалко (у многих наших соотечественников поначалу была легкая паника), больше сия картина похожа на истерику от бессилия. Единственное, от чего россияне еще не смогли полностью отказаться, так это туристические поездки в европейские страны, хотя, справедливости ради замечу, что турпоток сократился многократно. Учитывая, что со всем остальным миром у нас вполне нормальные отношения, и стран для посещения огромное количество. Однако, вне всяких сомнений, имеет смысл развивать внутренний туризм. Согласно статистике, он за последние годы многократно вырос. Нам доподлинно неизвестно, связано ли это с возросшей агрессивной риторикой лидеров западного мира и политической сознательностью наших сограждан или же возросшей привлекательностью наших туристических маршрутов, но факт остается фактом — все больше россиян предпочитают отдыхать на родине. К слову, американцы крайне редко выбираются за пределы своей страны, предпочитая отдыхать у себя, тем самым оставляя деньги в своей же экономике. Что, безусловно, очень правильно с экономической точки зрения. А уж при нашей территории, при сложнейшем переплетении культур разных народов, колоссальном историческом наследии можно путешествовать по собственной стране всю жизнь и так всего и не изучить.
Однако, в большинстве своем, люди тянутся к морю. Поэтому первостепенной задачей нам видится организация прибрежных территорий, коими наша страна изобилует.
21 марта 2014 года Владимир Путин подписал закон, формально закрепивший вхо ждение Крыма в состав России. После этого мы можем смело начать отсчитывать новую эпоху в истории полуострова. Спустя шесть лет мы можем уже смело констатировать, что туристический поток из различных регионов нашей страны растет, но все еще недостаточно. И здесь есть две очевидные проблемы. Первая вполне очевидна — необходимо выводить курортные зоны на мировой уровень. Эта проблема решается нетрудно, в меру ее очевидности — строительство, строительство, и еще раз строительство. Реставрация объектов культурного наследия, строительство новых гостиниц и развлекательных центров, благоустройство территорий, реконструкция инфраструктуры и создание новой. Безусловно, создание сервиса надлежащего уровня. Вторая проблема, на мой взгляд, гораздо сложнее — у многих наших сограждан, подверженных воздействию информационных потоков, сложился устойчивый стереотип, что Крым, это курорт исключительно советский, и, по сути, не модный. Поэтому, даже когда вышеперечисленная работа будет проделана, эти люди все равно в Крым не поедут. А ведь, несмотря на свою немногочисленность, именно эта прослойка общества представляет наибольший интерес с финансовой точки зрения. Посему, очевидно, придется проводить колоссальную работу по репозиционированию крымских курортов. Это полностью укладывается в концепцию RePositioning , разработанную маркетологами Джеком Траутом и Элом Райсом. Причем, у нас уже есть успешные примеры в этой области, — например, российская армия. Вспомните начало 2000-х годов, когда молодые люди шли на любые ухищрения, лишь бы «откосить» от службы. И сегодня, когда в военкоматы стоят очереди, а сама служба в рядах вооруженных сил является почетной. В кратчайшие сроки нищие солдаты, просящие на улицах деньги и сигареты, вдруг превратились в «вежливых людей», способных без потерь блокировать целый полуостров, обезоружить армию другого государства, обеспечив безопасность проведения референдума. В случае же вооруженных конфликтов, как, например, в Грузии в 2008-м, или же в Сирии, наши вооруженные силы продемонстрировали такую эффективность, что испугался весь западный мир (являясь исторически нашим основным геополитическим противником). Отсюда, собственно, и вся эта медийная истерика, длящаяся по сей день, и лишь набирающая обороты. Но, поскольку, в наши задачи не входит ее успокоение (из истерики обычно выводят сильной пощечиной, а мы гуманисты), а лишь обеспечение собственной безопасности, то демонстрация новейших российских вооружений поставила жирную точку в спорах «чья армия сильнее». Гиперзвуковые ракеты, из-за невозможности их перехвата, превратили все системы противоракетной обороны НАТО в металлолом (и потерю миллиардов долларов). Новейшие торпеды «Посейдон» обеспечили такое преимущество на море, что весь, некогда наводящий ужас американский авианосный флот теперь не более, чем плавучие мишени, пустить на дно которые не представляется проблемой. В воздухе наши преимущества еще не столь значительны, но нам видится, это лишь вопрос времени. Именно осознание собственного превосходства дает нашему Министерству обороны возможность вести любые дискуссии очень вежливо, не уподобляясь истеричности наших западных, как сейчас принято говорить, партнеров.
Как мы видим, удачные примеры репозиционирования у нас есть. Да еще какие! Схожие процессы происходили и со знаковыми мероприятиями, проводимыми в нашей стране, будь то зимняя Олимпиада в Сочи или Чемпионат мира по футболу — как только не пытались их опорочить недоброжелатели, изливая волны черного PR , ничего не вышло. Более того, каждый специалист по рекламе знает - если черный PR не срабатывает в конечном итоге, он лишь усиливает положительный эффект восприятия рекламируемого объекта, приковывая к нему пристальное внимание аудитории. Одним словом, в области позиционирования, рекламы, PR , нам тоже нет равных, поэтому и сомнений относительно удачного репозиционирования крымских курортов не возникает. Но нам предстоит серьезная работа, и мы не склонны недооценивать ее сложность.
Текст: Павел Сапов