Найти в Дзене
Славься Род

Основные виды и типы колесных пар грузовых вагонов.

колесная пара
Привет друзья сегодня мы рассмотрим с Вами основыне виды и типы колесных пар грузовых вагонов.
Назначение: Колѐсные пары несут на себе массу всего вагона, направляют его движение по рельсовому пути и воспринимают жѐстко все удары от неровностей пути и в свою очередь жѐстко воздействуют на путь.
Строение К/П.
колесная пара
колесная пара

Привет друзья сегодня мы рассмотрим с Вами основыне виды и типы колесных пар грузовых вагонов.

Назначение: Колѐсные пары несут на себе массу всего вагона, направляют его движение по рельсовому пути и воспринимают жѐстко все удары от неровностей пути и в свою очередь жѐстко воздействуют на путь.

-2

Строение К/П.

1. оси и 2-х напрессованных на ней подступичные части.

2. 2х. цельнонакатанных колѐс укреплѐнных неподвижно на оси.

3. самого колеса которое состоит из:

а) ступицы. – внутренняя утолщѐнная часть- часть цельнокатаного колеса с

отверстием для установки его на оси.

б) диска. – наружняя утолщѐнная часть, часть цельнокатаного колеса,

соединяющая ступицу с ободом.

в) обод. – средняя тонкая часть. (бандаж- гребень, обод, поверхность

катания).

-3

Колесная пара состоит из оси и двух цельнокатаных напрессованных колеса.

1- Ось состоит из средней части;

2- предподступичной части;

3- подступичной части;

4 и шейки оси.

Колеса состоят из

5-ступицы,

6- диска,

7-обода на котором имеется гребень (8).

-4
-5

Колесная пара электровоза отличается от колесной пары вагона наличием

зубчатых колес.

Строение колеса вагона

У внутреннего края обода колеса имеется гребень – который предохраняет колѐсную

пару от схода с рельсов, и направляет его движение по рельсам. Его формы и размеры

обеспечивают наиболее рациональное воздействие колеса с рельсом.

Угол наружной грани гребня составляет 60 градусов.

Поверхность колеса соприкасающаяся с рельсом называется поверхностью катания

колеса и имеет свой профиль.

Для рационального взаимодействия колѐс с рельсами важное значение имеет профиль

поверхности катания колѐс.

Стандартный профиль поверхности катания образован гребнем, скруглением 15мм,

коническую поверхность 1:20, 1:7 и фаску 6мм под углом 45 градусов.

Конусность 1:20 обеспечивает центрирование к/п при движении еѐ на прямом пути,

улучшает прохождение кривых участков пути.

Конусность 1:7 и фаска 6мм х45 градусов приподнимает наружную грань колеса над

головкой рельса, что улучшает прохождение стрелочных переводов.

У современных конструкций пути головке рельсов придается выпуклая форма, чтобы

колесо катилось по ее середине. Рельсы устанавливаются с уклоном внутрь колеи,

равным коничности поверхности катания колеса 1/20, благодаря чему давление от

колеса на подошву рельса передается по вертикальной оси рельса, проходящей через

его центр тяжести. Ступица служит для посадки колеса на подступичной части оси.

-6
-7

КОЛЁСА

Применяются колѐсные пары с диаметром 950 мм по кругу катания, в настоящее

время применяются новые колѐса с номинальным диаметром 957мм.

Различают колѐса по конструкции:

А) цельнонакатанные –(безбандажные-) - вагоны.

Б) бандажные - для вагонов электропоездов состоящие из колѐсного центра,

бандажа и предохранительного кольца.

В) упругие - имеющие между бандажом и колесным центром упругий элемент;

Г) раздвижные на оси- вращающиеся на оси колеса.

по способу изготовления:

а)катаные

б) литые

Для колѐс предусмотрена низколегированная сталь 45ГСФ, обладающая более

высоким сопротивлением хрупкому разрушению. о конструкции.

Конструкция цельнокатаных колес

Колеса цельнокатаные, применяемые для эксплуатации под грузовыми вагонами,

бывают: с плоскоконическим диском - из стали марок 2 или Т (рисунок 7);

-8

с криволинейным диском - из стали марки Т (рисунок 8).

-9

РАЗМЕРЫ КОЛЕСА

а) 130мм- ширина обода;

б) 33мм- толщина гребня измеренная на высоте 18мм.

в) 28мм- высота гребня;

д) 70мм- толщина обода;

г) ширина колеи – 1520мм.

е) 950 мм- диаметр колеса по кругу катания.

-10

ОСЬ КОЛЁСНОЙ ПАРЫ

Вагонная ось – это элемент колѐсной пары, на котором укрепляются колѐса.

Оси изготавливаются из стали марки ОСВ.

Она представляет собой стальной брус круглого, переменного по длине поперечного

сечения.

Торцевые части оси имеют три резьбовых отверстия М24, расположенные равномерно

(120°) на окружности диаметром 100мм;

Вагонная ось состоит:

1.Шейка оси- в виде цилиндрической формы, на которой размещают роликовые

подшипники. Резьба на концах оси служит для навинчивания корончатой гайки, а

пазы и два отверстия на торцах – для размещения и крепления болтами стопорной

планки.

2.Предступичная часть оси- является ступенью перехода от шейки к подступичной

части оси и служащие для установки уплотнительных деталей букс.

3.Подступичная часть- часть оси, на которую напрессовывают колеса. На

подступичных частях оси располагаются колеса, укрепленные жестко или подвижно,

а на шейках размещаются подшипники.

4.Средняя часть оси – выполняется цилиндрической или с коническими переходами от

подступичных осей к средней части.

Гарантийный срок службы осей установлен – 8,5 лет, а средний срок службы- 15 лет.

-11

Конструкция осей колесных пар

РУ1Ш для торцевого крепления подшипников шайбой и болтами М20.

На торцах оси РУ1Ш выполняются четыре резьбовых отверстия М20 (оси

изготовления до 1983 года имели три отверстия М20).

РУ1 для торцевого крепления подшипников гайкой М110х4. С 1993 года новые оси

типа РУ1 не изготавливаются.

РВ2Ш для торцевого крепления подшипников шайбой и болтами М24 в количестве 3

штук или болтами М20 в количестве 4 штук.

Для закрепления осей и колесных пар при механической обработке элементов на

станках на каждом из торцов осей выполняются центровые отверстия.

ТИПЫ КОЛЁСНЫХ ПАР

Тип колѐсной пары определяется типом оси и диаметром колѐс по кругу катания

– для вагонов колеи 1520 мм применяются - РУ1-950 и РУ1-Ш950мм.

В эксплуатации еще находится небольшое количество колесных пар с осями

типа РУ с диаметром шеек 135 мм, которые в настоящее время заменяются

более современными. Основным типом колесных пар являются конструкции с

цельнокатаными стальными колесами с диаметром по кругу катания 950 мм.

-12

В вагонных колѐсных парах применяются оси двух типов:

А) РУ1-950

-13

длина оси 2294мм. - роликовая унифицированная торцевое крепление

подшипников на шейке оси выполнено при помощи корончатой гайки М110, а

на торцах – пазов с двумя резьбовыми отверстиями для размещения стопорных

планок и крепления их болтами.

-14

Б) РУ 1Ш – 950 –

длина оси – 2216мм.- роликовая унифицированная, торцевое крепление

подшипников на шейке оси выполнено при помощи шайбы (буква Ш означает

«шайба). Имеет на торцах четыре резьбовых отверстия (резьба М20) для

крепления приставной шайбы болтами.

-15

Различия осей РУ1-950 и РУ1Ш-950 различаются по способу торцевого

крепления подшипников качения – корончатой гайкой или шайбой.

-16

Колесная пара типа РУ1Ш-950-Г

с нагрузкой от оси на рельсы до 230,5 кН (23,5 тс). Состоит из оси типа РУ1Ш с

торцевым креплением подшипников шайбой и болтами М20 и двух

цельнокатаных колес.

Колесная пара типа РУ1-950-Г

с нагрузкой от оси на рельсы до 230,5 кН (23,5 тс). Состоит из оси типа РУ1 с

торцевым креплением подшипников гайкой М110х4 и двух цельнокатаных

колес.

Колесная пара типа РВ2Ш-957-Г

с нагрузкой от оси на рельсы до 245,2 кН (25,0 тс). Состоит из оси типа РВ2Ш с

торцевым креплением подшипников шайбой и болтами М24 и двух

цельнокатаных колес.

Расстояние между внутренними гранями колѐс у ненагруженной К/П

должно быть 1440мм.

У вагонов обращающихся в поездах со скоростью 121 – 140 км \ ч, допускается

отклонение не более 3 мм, в сторону уменьшения, - не более 1мм. (1440 + 3, - 1).

У вагонов обращающихся в поездах со скоростью до 120 км /ч, допускается,

отклонение в сторону уменьшения и увеличения не более + - 3мм.

-17
-18

Ненагруженная К.П. 1400 мм.

121 – 140 км /ч +3, -1мм.

до 120 км /ч + ,- 3мм.

ПРИЧИНЫ ЗАКЛИНИВАНИЯ КОЛЁСНЫХ ПАР

1. Неправильная регулировка рычажной передачи;

2. Разнотипность колодок;

3. Маленький и большой выход штока ТЦ;

4. Неисправность тормозного оборудования (неисправный

воздухораспределитель, авторежим, неисправность крана машиниста);

5. Затянут ручной тормоз;

6. Замерзание ТРП;

7. Ледяная пробка в тормозной магистрали;

8. Утечки воздуха, превышающие допустимые нормы;

9. Заужение тормозной магистрали;

ВАГОН ИДЁТ ЮЗОМ.

ВАГОН ИДЁТ ЮЗОМ - слышен из под вагона сильный скрип, шелест, т.е.

тормозные колодки плотно зажали поверхность катания колеса, колесо не вращается,

идут искры из под вагона, можно сказать что, тормозные колодки с увеличенным

усилием зажимая колѐсную пару, задерживают еѐ вращение, и она начинает скользить

по рельсам (идти юзом). На колѐсной паре образуются выбоины (ползуны) и при

следующем движении такая колѐсная пара повреждѐнным местом наносит сильные

удары по рельсам разрушая рельсы и ходовые части.

ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЁСНЫХ ПАР

Прочное соединение колѐс с осью – обязательное условие безаварийной эксплуатации

колѐсных пар. Колѐса плотно удерживаются на оси благодаря натягу, образующемуся

из –за разности диаметров подступичной части оси и отверстия в ступице колеса.

Величина натяга составляет 0,1-0,25мм. У вагонных колѐсных пар используется

прессовой способ посадки.

ЗНАКИ И КЛЕЙМА НА ЭЛЕМЕТНАХ КОЛЁСНЫХ ПАР

ОСЯХ

-19

1 — номер завода-изготовителя оси;

2 — дата изготовления оси;

3 — приемочные клейма МПС (―Ключи молот‖. ―Серп и молот‖);

4 — номер оси;

5 — номер плавки

Знаки и клейма на торце шейки оси

Правой стороной колесной пары и оси считается сторона, на торце шейки которой

-20
-21

нанесены знаки и клейма, относящиеся к изготовлению оси.

Правая сторона шейки оси

Левая сторона шейки оси

Знаки и клейма на наружной грани обода цельнокатаного колеса

-22

1-год изготовления;

2- Т- колѐса повышенного качества и твѐрдости;

3- номер плавки;

4- номер завода изготовителя;

5- приѐмочные клейма ОАО РЖД;

6- заводской номер.

ПРИЗНАКИ НЕИСПАВНОСТИ ДИСКА КОЛЁСНОЙ ПАРЫ

При отстукивании по кругу катания колѐсных пар при отжатых тормозных колодках:

А) однородный звонкий стук- отсутствие трещин;

Б) глухой или дребезжащий звук- наличие трещин,

В) глухой также звук будет если на приободной части колеса много снега (льда) или

много краски и ржавчины.

Г) зимой - иней в виде пучка с иглами;

Д) летом – появление около трещины валика пыли с намагниченными частицами.

Е) на диске появление бугорка вздутой краски – верный признак наличия трещины.

ВИДЫ ОСМОТРА (ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ) КОЛЁСНЫХ ПАР

Проверки состояния и своевременное изъятие из эксплуатации колѐсных пар,

угрожающих безопасности движения поездов, а также контроль за качеством

подкатываемых колѐсных пар и выделяют следующие виды осмотра колѐсных пар.

1. Осмотр колѐсных пар под вагонами- осуществляют осмотрщики вагонов, а при

текущем отцепочном ремонте вагонов – мастера и бригадиры.

Осмотр производят сходу во время прибытия, во время стоянки и перед отправлением

поезда. Контролируют состояние элементов колѐсной пары и соответствие их

размеров допустимым нормам. Осмотр колѐсных пар производить с отстукиванием

молотком поверхности катания колѐс, при этом тормозные колодки обязательно

должны быть отпущены.

При осмотре колѐсных пар под вагонами проверяют:

А) состояние элементов колѐсных пар;

Б) соответствие размеров и износов элементов колѐсных пар установленным нормам;

В) соответствие типа колѐсных пар и их размеров грузоподъѐмности и типу вагонов.

2. Обыкновенное освидетельствование – Обыкновенное освидетельствование

колесных, пар производится при каждой подкатке под вагон, кроме колесных

пар, не бывших в эксплуатации после последнего полного или обыкновенного

освидетельствования.

При обыкновенном освидетельствовании колесных пар осуществляют:

а) предварительный осмотр колесных пар до очистки с целью лучшего выявления

ослабления или сдвига ступиц колес на оси и трещин в элементах;

б) очистку от грязи и смазки;

в) проверку магнитным дефектоскопом шеек и предподступичных частей осей

колесных пар для подшипников скольжения;

г) проверку магнитным дефектоскопом средней части оси;

д) проверку ультразвуковым дефектоскопом подступичных частей осей колесных пар

для подшипников скольжения;

е) осмотр, а также проверку соответствия размеров и износов всех элементов

установленным нормам;

ж) промежуточную ревизию букс колесных пар для роликовых подшипников.

После обыкновенного освидетельствования знаки маркирования и клеймения на

колесные пары не наносятся.

3. Полное освидетельствование производится:

а) после крушений аварий и сходов вагонов;

б) при полной ревизии букс;

в) при капитальном ремонте;

г) при формировании к/п и их ремонте со сменой элементов;

д) а также через две обточки или по истечении 5 лет эксплуатации.

Колѐсную пару при полном освидетельствовании осматривают, разбирают буксы,

колѐсную пару очищают, обмывают. После обмывки подают на позицию

дефектоскопии, где все колеса и части оси проверяют магнитным дефектоскопом.

Затем производят обмер и при необходимости назначают вид ремонта.

После полного освидетельствования на торцах шеек осей с левой стороны

колесных пар, признанных годными, выбивают клейма и знаки.

На бирке, установленной под болтами крепительной крышки, а также на торце левой

шейки оси выбивают знак об обточке в виде буквы ―О, условный номер,

присвоенный ремонтному пункту, и дату.

Как-то так, всем спасибо кто дочитал и кому интересно.