Данный обзор завершает трилогию, посвященную критическим календарным годам в истории рок-групп.
Первые два обзора данной трилогии:
- Обзор, посвященный 1998 в истории Iron Maiden.
- Обзор, посвященный 2006 в истории Сплин.
В обзоре "Эпоха Химеры" были освещены предыстория и история создания альбома "Химера", дана оценка его художественным особенностям и положению в дискографии Арии, и описаны последующие события 2001.
2001 стал годом, когда в 5-м составе Арии обозначились две противоборствующие группы: союз Владимира Холстинина и Виталия Дубинина с одной стороны, и союз Валерия Кипелова, Александра Манякина и Сергея Терентьева - с другой.
Их противостояние обозначилось уже при записи альбома "Химера" в начале 2001, и само по себе прекратиться не могло. Как было показано в обзоре "Эпоха Химеры", противостоянию способствовало новое направление в работе группы, которое олицетворяла новый директор группы Рина Ли.
Тандем Холстинина - Дубинина мог похвастаться крепким композиторским союзом. Он создал основную часть музыки группы, и его участники понимали, что оставшимся музыкантам материал подобного уровня не создать (что впоследствии и подтвердила история группы Кипелов).
Кроме того, Владимир Холстинин справедливо полагал себя основателем группы и автором ее названия, что придавало этому союзу моральной силы.
Союз Кипелова - Манякина - Терентьева не менее справедливо полагал, что Ария ассоциируется с неповторимыми вокальными возможностями и сценической харизмой вокалиста: "Где будет Кипелов - там и Ария!".
Вокруг группы постоянно шли переговоры, ставились условия, заключались союзы, в ее дела вмешивались внешние силы. Не будем забывать и о поклонниках - их реакция на изменения состава или принятие тех или иных решений могла быть очень сложной. В этих условиях группа все больше погружалась в свой внутренний кризис.
При этом, название "Ария" принадлежало Владимиру Холстинину, Виталию Дубинину и Валерию Кипелову.
Так Ария подошла к критическому для себя 2002. Он стал третьим критическим годом в истории группы, после 1987 (когда группу покинули четверо из шести участников 2-го состава), и 1995 (когда группу покинули Валерий Кипелов и Сергей Маврин).
Вполне возможно, что впервые открыто свои позиции противоборствующие стороны высказали в январе, на первом собрании группы в 2002. Холстинин и Дубинин говорили о том, что материал для нового альбома есть и они готовы начать над ним работу, что на пути к коммерческому успеху нет права на остановку, и законы шоу-бизнеса диктуют необходимость постоянно поддерживать медийную активность. Кипелов, Манякин и Терентьев возражали, что обстановка в группе не способствует творчеству и записи нового альбома.
26 января концертом в ДК МАИ с программой "Акустика & баллады" Ария начала новый гастрольный год. В феврале группа продолжила гастроли в поддержку "Химеры" выступлениями в Казани, Чебоксарах, Кургане, Омске, Новосибирске, Новокузнецке, Кемерово, Барнауле, Иркутске, Владивостоке, Хабаровске, а затем совершила украинское турне. Эти концертные залы увидели 5-й состав Арии в последний раз.
Можно смело утверждать, что на протяжении зимы 2001/2002 Рина Ли поняла, что настала пора действовать. Из противоборствующих союзов она выбрала сообщество Кипелова, Манякина и Маврина.
Можно понять логику, которой руководствовалась директор в своей тактике:
В группе созрел конфликт, и его нужно решить с пользой для дела. Узнаваемым лицом и голосом группы является Валерий Кипелов. Если у него конфликт со старожилами, можно обойтись и без них (что же касается материала, люди ходят на концерты, чтобы услышать хиты - и это можно им дать). К тому же, в обойме Кипелова были готовые гитарист и ударник - так чего еще нужно?
Есть сведения, что отношения Валерия Кипелова и Рины Ли к тому времени перешли черту официальных, но подтверждения этому нет.
Несмотря на внутренний кризис, Ария готовила к воплощению масштабный проект, задумав зрелищные шоу с международным симфоническим оркестром "Глобалис" (дирижер - Константин Кримец). Во время выступления на фестивале "Нашествие" в 2001 Ария уже сыграла 3 песни с этим оркестром - теперь же планировалось дать с оркестром полноценное шоу.
Тем временем слухи о предстоящем распаде группы набирали силу, и от группы потребовалась официальная позиция.
Официальный сайт группы, 5 марта 2002: "В настоящий момент участники группы АРИЯ <...> имеют со своим продюсером Юрием Соколовым официальный контракт, истекающий 31 августа, по которому группа не имеет возможности менять состав и отказываться от запланированных концертных выступлений...
...Ранее АРИЯ планировала выпустить следующий студийный альбом осенью 2002 года. На сегодняшний день уже готовы промо-версии нескольких новых композиций. Здесь и возникла проблема. Валерий Кипелов отказался от участия в записи следующего альбома.
Таким образом, если до осени музыканты АРИИ все-такие не достигнут договоренности относительно записи нового альбома группу, то просто-напросто к концу года увидят свет два-три сольных альбома "арийцев".
Группа АРИЯ полна сил и творческого потенциала, так что ни о каком распаде в ближайшие несколько лет не может быть и речи...".
Данное сообщение подчеркнуло всю серьезность ситуации и породило массу слухов и предположений.
Официальный сайт группы, 19 марта 2002: "Владимир Холстинин и Виталий Дубинин приглашают вокалиста для нового проекта".
Наше радио, рупор русскоязычной рок-музыки, попыталось прояснить ситуацию непосредственно у участников конфликта. 21 марта Виталий Дубинин и Валерий Кипелов были гостями студи по отдельности, но, по сути, повторили то, о чем говорилось на январском собрании группы.
25 марта официальный сайт группы сообщил, что Александр Манякин и Сергей Терентьев отзывают свои подписи под заявлением группы от 5 марта, и также отказываются от работы над новым альбомом.
В апреле группа выступила в Калининграде, Ульяновске, Тольятти, Самаре, Саратове, Тамбове, Белгороде и Курске, завершив турне в поддержку "Химеры".
В мае Ария побывала в Праге, где приняла участие в съемке клипа на песню "Осколок льда" с таким пророческим для группы текстом.
Тогда же, в мае, начался тур с симфоническим оркестром "Классическая Ария", шоу которого прошли в Ростове, Волгограде, Санкт-Петербурге и Москве.
Шоу 1 июня в Зеленом театре Парка Горького в Москве вышло необычайно зрелищным и эффектным. Звучание с симфоническим оркестром, видеоряд и пиротехнические эффекты производили грандиозное впечатление.
Какое-то время группа даже обещала выпустить запись этого выступления в виде концертного альбома, пока не отказалась от этой идеи.
Можно сказать, что определяющим периодом в конфликте сторон, когда распад 5-го состава Арии стал неминуем, стали июнь/июль.
В июне за закрытом мероприятии фирмы "Fender" выступила безымянная группа в составе Владимира Холстинина (гитара), Виталия Дубинина (бас), Максима Удалова (ударные) и Андрея Храмова (вокал). Были исполнены "арийские" хиты, публике выступление понравилось.
Другая сторона конфликта тоже времени не теряла: в июле состоялись первые репетиции группы Кипелова - Манякина - Терентьева, к которым присоединились гитарист Сергей Маврин (Ария, 1987 - 1994), и басист его группы Алексей Харьков.
В июле вышла книга Маргариты Пушкиной "Ария Маргариты", в которой поэтесса раскрывает секреты своей творческой кухни, связанной с созданием текстов для альбомов "Генератор зла", "Химера", и ряда других проектов.
Ценность книги усиливается тем, что ее создание было закончено в апреле 2002, когда конфликт в Арии уже вступил в активную фазу.
В конце книги Пушкина деликатно намекает на разрыв с Владимиром Холстининым в период работы над альбомом "Генератор Зла"...
Тем временем, фактически предопределенный распад Арии сделал ее летний тур "Зеленая миля" аншлаговым. Все, кто знали о конфликте группы, старались в последний раз застать 5-й состав на сцене (чего стоило одно только название тура!).
Ввиду исторической ценности, следует привести список выступлений в этом туре:
26-27 июля - Москва (клуб "Точка")
8 августа - Анапа
9 августа - Сочи
11 августа - фестиваль Нашествие
15 августа - Самара
17 августа - Челябинск
21 августа - Рязань
23 августа - Тверь
25 августа - Владимир
26 августа - Волгоград
29 августа - Иркутск
Есть сведения, что в этом туре музыканты конфликтующих сторон друг с другом не общались и старались располагаться в отдельных гримерках. Трудно сказать, насколько это так, но интервью у музыкантов обоих "лагерей" определенно брались по отдельности.
Свой последний концерт под названием "Судный день" 5-й состав Арии дал 31 августа 2002 на Малой спортивной арене Лужников. Билеты были раскуплены задолго до концерта (мы пришли 1 августа (!) к абсолютно пустой кассе). Ввиду этого, у сцены не было задника (она просматривалась насквозь).
Ария вышла и дала обычный концерт для того периода. Отличиями были только приглашение на сцену Кирилла Покровского, который сыграл печальный реквием, и небольшая прощальная речь Валерия Кипелова...
Наступил сентябрь, и действие контракта, связывающего музыкантов 5-го состава обязательствами, кончилось. Сайт группы прекратил работу, а над судьбой группы повисла неопределенность.
(Как я помню, в сентябре Ария считалась группой, прекратившей существование - ведь никаких конкретных заявлений о продолжении ее деятельности не было, а сайт закрылся на неопределенный срок. В конце сентября, на дне рождения подруги, я поставил на магнитофон кассету в записями Арии. Ее ухажер тут же включил "Игру с огнем" на полную громкость: "В память о такой группе это нужно слушать громко!").
Со стороны Валерия Кипелова, сайт группы которого начал работу в конце сентября, и на котором были анонсированы гастроли, поступали заявления, смысл которых сводился к тому, что между двумя бывшими полюсами 5-го состава существует некое "джентльменское соглашение", согласно которому название "Ария" никем пока использоваться не будет, а если Владимир Холстинин и Виталий Дубинин соберут свой проект, то станут работать под названием "Химера".
Неизвестно, заключалось ли такое соглашение в действительности, однако факты состоят в том, что на последнем собрании 5-го состава, которое состоялось 1 августа, Валерию Кипелову было предложено, в случае, если он решается покинуть группу, 3 месяца на раздумья по поводу возможного возвращения.
3 октября официальный сайт группы возобновил работу с заголовком "Ария жива!!!".
Новым директором группы стала Юлия Беликова. Она остается на этом посту и по сей день.
Тогда же, в октябре, 6-й состав Арии провел первые репетиции. Кроме Владимира Холстинина и Виталия Дубинина, в него вошли ударник Максим Удалов, гитарист Сергей Попов и вокалист Артур Беркут.
Название "Ария" было зарегистрировано на Владимира Холстинина и Виталия Дубинина.
17 октября на официальном сайте был анонсирован выход сборника "Штиль".
9 ноября был официально объявлен новый состав группы.
22 ноября вышел сборник "Штиль". В этот день новый состав группы провел небольшую автограф-сессию на Горбушке.
Обложка этого сборника - одна из моих любимейших обложек у Арии. И снова название релиза - не просто название одной из композиций, а целый период в истории группы. Если Эпоха Химеры - это 2001, и предшествующий период, то Штиль - это 2002 с его неопределенностью. Жорик, после Судного дня вытягивающий из огненной пропасти ада группу на гитарный ремень - прекрасное, красноречивое художественное решение.
Что касается самого сборника, то любопытных композиций здесь немало: "Штиль" с Udo Dirkschneider, англоязычная версия "Не хочешь - не верь мне", первая версия "Ангельской пыли", ремикс "Небо тебя найдет", не вошедшая в "Химеру" песня "Машина смерти"...
Несмотря на то, что это сборник записей разных лет, "Штиль" слушается на удивление цельно - как, например, и сборник "Легенды русского рока", (1997).
7 декабря на байк-шоу в Твери и 8 декабря в московском клубе "Б2" 6-й состав Арии дал свои первые концерты. На московском концерте поклоннице, угадавшей новый состав группы в результате объявленного на сайте конкурса, был вручен note book, диковинный в то время девайс.
13 декабря Ария снова выступила на фестивале "Пятница, 13-е".
Далее Ария сосредоточилась на студийной работе. В декабре на Нашем радио и на физических носителях (кассетах и CD) вышел сингл "Колизей".
Мне звучание обновленной Арии сразу понравилось - мощь, динамика, для первого сингла была выбрана очень удачная песня, с тех пор моя самая любимая арийская композиция.
Правда, насколько я помню, на тусовках в забегаловках, которые располагались между метро Фрунзенская и Спортивная, и которые уже упоминались, отношение к новому составу было скептическим. Один очевидец выступления Арии на "Пятнице, 13-е", дал Беркуту очень невысокую оценку...
И тогда, и сейчас я считаю неприятие нового состава вопросом, прежде всего, психологическим. Люди не любят перемен, им не нравится, когда что-то меняется вопреки их желанию, им хотелось бы, чтобы за микрофоном всегда был их кумир, на котором они выросли...
Я же принял 6-й состав сразу. Мое отношение к 6-му и "7-му", фейковому, составам Арии подробнее написано в обзоре "Рок-фейки (часть 1)".
Так у Арии закончилась эпоха "Химеры" и конфликта в 5-м составе, и началась Эпоха Крещения огнем.
Почему же распад 5-го состава Арии был так драматичен?
О главной причине этого уже говорилось. Валерий Кипелов был узнаваемым, исключительно харизматичным и талантливым фронтменом группы на протяжении первых 16 лет ее существования, и с ним было записано 8 студийных альбомов. С Кипеловым группа не только прошла становление, но и классический период, период резкого спада своей активности, кризис 1995, и восстановление популярности во второй половине 1990-х, с ним Ария прошла Эпоху Химеры.
Но есть причины и дополнительные. Из-за бедности и узости русскоязычного рок-шоу-бизнеса, Ария в начале 2000-х была единственным флагманом жанра. Ее конкуренты на тяжелой сцене по концу 1980-х к этому времени или распались (Тяжелый день, Круиз, Черный обелиск), или перешли в состояние популярности небольших клубов, заполненных только верными поклонниками (Мастер, Черный кофе, Легион). Поэтому то, что происходило с Арией, болезненно воспринималось всеми болельщиками тяжелого рока на русском.
Наконец, драматизма в события 2002 добавляло активное распространение новостей о группе в сети Интернет, в журнальных интервью, по телевидению и радио, тогда еще проявлявших интерес к рок-музыке.
С точки зрения конфликтологии, и классической теории конфликта из 4-х фаз, события в Арии вполне укладываются в нее:
начальная фаза (1998 - 2000) - распад композиторского тандема Холстинина/Дубинина, творческого тандема Холстинин/Пушкина, повышение медийной активности группы и внешних воздействий на нее,
фаза подъема (с конца 2000 до мая 2002) - фракционная работа музыкантов группы,
пик конфликта (лето 2002) - репетиции противостоящих сторон с новыми коллективами, прощальный тур 5-го состава,
фаза спада (осень 2002) - споры о названии, формирование 6-го состава.
Впрочем, Валерий Кипелов еще выйдет на сцену с Арией. Сначала это случится на грандиозном концерте 3 апреля 2008 в Лужниках, посвященному 20-летию альбома "Герой асфальта", затем на концертах, посвященных 25-летию, и 30-летию коллектива.
Как поведал Виталий Дубинин, Кипелову предлагали вернуться в группу в 2008, но тот отказался. На мой взгляд, хорошие условия для ренессанса Арии сложились в 2011, когда старожилы группы Владимир Холстинин и Виталий Дубинин приняли решение расстаться с Артуром Беркутом (в том же году неожиданно умерла Рина Ли).
Этого не случилось, а теперь, конечно, время для воссоединения уже безнадежно упущено...