___________________________________________________
ДОПОЛНЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ДЗЕНА (август 2024 года)
.
Объясняю гадящим троллям и умникам желающим меня приземлить.
Все мои записи на Дзене, я публикую не ради продвижения и саморекламы.
Это "резервные копии" моих записей на DRIVE2 (ссылка), где приветствуются разного рода доработки и эксперименты увлечённых людей.
Потому и стиль записей именно такой.
Я стараюсь отвечать ВСЕМ (даже троллям) и принципиально ни чьи даже самые идиотские и гадкие посты НЕ ЗАТИРАЮ.
Пусть Мир видит какие люди бывают и какую хрень несут.
Несогласные со мной, высказывая свою позицию, постарайтесь уложиться в один-два поста, потому как продолжительно с вами спорить у меня нет ни сил ни желания.
Упёртых и длительно навязывающих мне своё мнение, я буду банить.
При этом, я с удовольствием поддерживаю длинные продуктивные диалоги, так как они дополняют полезной информацией мою запись.
КОНЕЦ ДОПОЛНЕНИЯ
__________________________________________________
.
ИСХОДНАЯ ЗАПИСЬ С DRIVE2
Уже не знаю куда распихивать выключатели.
Решил совместить приятное (красивое) с полезным, а точнее разместить вместо шести штатных выключателей восемь выключателей-кнопок типа 2108.
Сначала покажу что получилось, а потом как это делалось.
Вот.
:-)
К сожалению фотоаппарат в темноте плющит, он не может схватить фокус и что-то с цветопередачей.
В реальности всё выглядит красивее.
:-)
Продолжаю.
Если не заморачиваться с пересветом, то особо сложностей нет.
В оригинале, выключатель в дежурном режиме горит тускло-зелёным и зажигается ярче тем же цветом когда его нажимают.
У меня же, была задумка сделать так, что бы при включении он загорался красным, что несколько осложнило задачу, но и сделало её более интересной.
По переделке подсветки расскажу ближе к концу записи.
.
Пока не забыл отмечу, что выключатели по контактам бывают двух видов.
С широкими контактами и подсветкой на 24V — для грузовичков и автобусов.
С узкими контактами и подсветкой на 12V — для легковых авто.
Размер корпуса и посадочные места абсолютно одинаковы.
Я принципиально не стал связываться с узкими контактами, не хотелось перепаивать кучу проводов под них.
Когда всё было готово я просто переставил фишки из старых разъёмов в новые.
.
Так как процесс изготовления предполагался не быстрый, а машина нужна каждый день, я не стал снимать старую бороду а купил новую, благо это не сильно дорого.
Для изготовления панельки под выключатели подошла крышка блока предохранителей 2107 (производство АВАР).
Длинна крышки очень точно подходит к длине углубления в бороде, где стоят старые выключатели.
Аккуратно распилил крышку вдоль — получилось две заготовки (одна запасная на случай брака).
Убрал заусеницы и чуть чуть скруглил углы, что бы панелька идеально села куда нужно.
Так же, на задней поверхности панельки были сточены рисунки — необходима ровная поверхность для будущей приклейки.
Разметка была сделана под восемь выключателей-кнопок, установленных впритирку друг к другу.
По старой дедовской технологии была сделана щель под выключатели.
В моём случае размеры готовой панельки оказались вот такие.
Готовая панелька была наложена на бороду и сделаны риски где нужно пилить бороду.
Обмотав тряпкой узкое полотно по металлу, что бы было удобнее держать, выпилил лишние перегородки в бороде.
Да, знаю, есть в природе держатели для такого полотна, но в данном случае удобнее и безопаснее для бороды (держателем можно покоцать) оказалось обмотать тряпкой.
Дальше оказалось самое противное — убрать на бороде декоративные бортики под старые выключатели.
Нужно было сделать плоскую поверхность, что бы новая панелька хорошо приклеилась.
Пластик вязкий, не колется, кое как кусачками и ножом для бумаги убрал лишнее.
После пробной установки выключателей выяснился неприятный момент.
Так как перегородки были снесены, выключатели своими зажимами начали раздвигать щель ближе к центру и при сильном нажатии выпадать.
Не помогло даже то, что панелька была уже приклеена к бороде — всё равно чуть чуть раздвигало.
Пришлось делать стяжку из длинного болта и двух планок.
Хватило одного болта-стяжки по середине — проблема исчезла.
Пробное включение на столе, выключатели все включены — горят красным.
С выключателями кнопками была ещё одна небольшая заморочка.
У меня была пара с нужным мне рисунком, но нарисованным боком, не так как мне хотелось.
Пришлось разворачивать.
В пластиковой нажималке были сделаны пропилы идентичные заводским, но с других боков.
Работа ювелирная — сначала микродрелью черновой вариант, подом надфилем более точный.
Нажималки с новыми пропилами были установлены в штатные зажимы но уже с нужным мне направлением.
.
Как и обещал, теперь расскажу про переделку подсветки.
Многоконтактные выключатели я не рассматривал, потому были переделаны самые простые с подсветкой.
На пальцах это выглядит вот так.
Заводская подсветка организована на одном светодиоде, в дежурном режиме он светится тускло через резистор большого номинала, а при включении он же начинает светится ярче через резистор меньшего номинала.
При передеке, был добавлен второй (красный) светодиод и теперь при включении загорался именно он через свой резистор.
Переделка на схеме выглядит вот так.
Переделка на плате выглядит вот так.
Отмечу, что номиналы резисторов у выключателей-кнопок на 12V и на 24V, разные:
выключатель 24V — 5,6 кОм (дежурный) и 3 кОм (рабочий)
выключатель 12V — 3 кОм (дежурный) и 960 Ом (рабочий)
Это я к тому, что если вдруг вы не найдёте выключатель-кнопку с необходимой пиктограммой на 12V, можно смело брать на 24V и либо впаять нужные резисторы, либо переставить пластиковую нажималку с рисунком с одного на другой — размеры идентичны.
.
Это ещё не всё.
:-)
Дежурная подсветка есть, подсветка включенного выключателя есть, а как быть с индикацией включения компрессора кондиционера?
На старом выключателе был встроенный в кнопку индикатор, на новых кнопках такого нет.
Можно конечно использовать красную подсветку, но не интересно, не наглядная она.
Лепить рядом с выключателем дополнительный индикатор тоже не хотелось, а вдруг мне приспичит что-то поменять местами, и что потом с дыркой делать?..
Вспомнил что видел серию таких же выключателей у которых в рамке встроен световод.
Не знаю куда они вставляются и как работают в оригинале, но я понял одно, что изнутри кнопки подсветить световод проблематично.
Пришлось импровизировать.
К рамкам кнопок были приклеены пластинки текстолита к которым припаяны провода — чтоб не вырвало.
К этим же пластинкам тоненькими проводами были приклеены SMD светодиоды и резисторы, так что бы светодиод находился напротив световода.
Потом сверху всё это было залито чёрным герметиком, чтоб не было паразитной засветки.
Поучилось хоть и не очень красиво, но вандалоустойчиво.
:-)
Проверил их на столе.
Внимание.
Такой вариант не подойдёт для идеально квадратного отверстия под выключатель-кнопку, так как на одной боковине кнопки прилеплен дополнительный светодиод и провода.
В моём случае щель под выключатели не имеет перегородок, потому ничего не мешало вставить доработанные выключатели.
.
Почему на фото две кнопки с дополнительной индикацией?
Как уже было сказано, одна для индикации запуска компрессора кондиционера.
Вторая нужна для индикации перегрева охлаждающей жидкости — ну это моя хотелка такая.
:-)
Цвета сделал разные, жёлтый и красный.
.
Вот так выглядит включенная дополнительная индикация.
День.
Ночь.
Есть одна проблема о которой нужно было сказать в самом начале.
Два заводских выключателя на ниве имеют по два положения.
Это выключатель заднего стеклоочистителя-омывайки и выключатель отопителя.
Новые выключатели-кнопки имеют только одно положение.
Как выходить из этого положения и чем их менять, это решает каждый сам.
Я же сделал вот так.
.
Выключатель омывайки перенёс под руль, на освободившееся когда-то давно место от аварийки - ссылка
Когда сдаёшь назад и разворачиваешься корпусом что бы глянуть в заднее окно, это место оказалось самым ближним для руки, удобно дотягиваться что бы промыть стекло.
.
С выключателем отопителя пришлось импровизировать.
Вобщем новый выключатель-кнопка на бороде включает только первые четыре пониженные скорости вентилятора — они самые часто используемые и их вполне хватает.
Но иногда требуется по быстрому продуть вентиляцию, потому я решил всё же оставить второй (прямой без резисторов) режим и поставил отдельный выключатель старого образца в стороне.
Установил его рядом с регулятором кондиционера.
.
На фото ниже всё видно.
На рулевой колонке задний стеклоочиститель-омывайка, чуть правее и выше выключатель повышенной скорости вентилятора отопителя.
Остальные выключатели-кнопки расположил так, что бы самые редко используемые были слева в ряду, где их мне не видно из-за руля.
.
Что ещё рассказать?
Долго искал по магазинам выключатели-кнопки с нужными мне пиктограммами, да ещё с широкими контактами — выбор не велик.
Пришлось лезть в сеть, нашёл интернет магазин где есть всё что нужно — AvtoALL.RU
(рекламировать их не собирался, но ссылка на этот ресурс прилепилась автоматом в конце записи за то что я их здесь упомянул, в принципе я не против).
К сожалению, даже в том что было в продаже, был либо рисунок не такой, либо контакты не такие.
Пришлось брать выключателей почти вдвое больше и уже из этой кучи собирать нужные.
Выключатели брал по принципу: "по одному рисунку каждого, потом разберусь".
:-)
Весь супнабор который я им заказал собрали и прислали быстро аж в трёх коробках каждая размером с хороший кирпич.
Прикололо то, что в одной из коробок был всего лишь один выключатель — перестраховались с доставкой знатно.
:-)
После установки нужных, осталась куча разных про запас.
Добавлю, что при покупке выключатели я брал только одного производителя АВАР.
Цель простая — идентичность изготовления и соответственно вид и стилистика пиктограмм.
.
Внимание!
Обязан предостеречь.
В отличии от старых выключателей, новые выключатели-кнопки менее устойчивы к большим токам, потому все нагрузки лучше питать через силовые реле.
(Заявленный рабочий ток у этих выключателей — 8A при 12V или 5A при 24V) .
Хоть в моём случае (ссылка), на самой быстрой из четырёх пониженных скоростей ток и не превышает 7А, я всё же поставил силовое реле, хуже не будет.
Реле включающее прямое питание вентилятора отопителя (без резисторов) уже стояло с завода и активируется другим выключателем о котором я упомянул выше.
Схема подключения показана в конце вот этой записи - ссылка
Остальные мои публикации по доработке Нивы Урбан здесь - ссылка