«Дорогие товарищи», фильм, вошедший в шорт - лист премии «Оскар», - еще одно доказательство: когда художник попадает в унисон с жизнью страны, то фильм приобретает мощное звучание.
Непримиримость палачей и жертв отлично показал А. Кончаловский в фильме «Рай». Героине выпал шанс спастись, если только она, узница концлагеря, согласится уехать с офицером Хельмутом. Но она выбирает смерть: меняет номера на одежде и идет в газовую печь, спасая женщину с ребенком. Она поднимается до высшей точки смысла существования человека, искупив грех романа с нацистским офицером Хельмутом.
Хельмут - интеллектуал, человек романтический, культурный , который фанатически утверждается в идее, ведущей его к концу.Уже тогда на съемках фильма «Рай» режиссер задумался, что «зеркальным отражением Хельмута с его непоколебимой верой в нацизм будет характер советского идейного коммуниста с непоколебимой верой в коммунизм».
В ленте «Дорогие товарищи» роль Людмилы Семиной – работника горкома, женщины, прошедшей войну дала такую возможность изучить столкновение фанатичной веры с отрезвлением через трагедию Новочеркасской бойни 1962 года. Обстоятельства заставят героиню понять: принятое властями решение на самом деле – преступление.
С первых же кадров разграничены эти образы: народ, столпившийся у пустых прилавков. И представитель горкома, скрытно от всех получающий свою личную норму. Правда, режиссер даст нам возможность увидеть в Семиной страдающую мать, сочувствовать героине, у которой пропала дочь именно в день расстрела на площади.
Но поначалу именно она призовет обрушить репрессии на головы тех, кто посмел выступить против власти. В этом плане Людмила сильно отличается от генерала Плиева, сославшегося на конституцию и отказавшегося выдавать патроны для стрельбы в народ. Стрелять в фильме будет КГБ, скрытно с чердаков, но прицельно и не жалея никого. При обсуждении фильма кто – сказал, что Кончаловский смягчил краски, ушел в мелодраму. Но разве он не дал толчок тому, чтобы сам зритель поразмыслил над этими событиями.
«Дорогие товарищи!» — это публицистическое высказывание Кончаловского. Слово товарищи, по мнению режиссера, в советские времена значило для людей больше, чем гражданин, было символом доверия между людьми прошедшей эпохи.
Между тем фильм как раз и дает понять: сомневаться все же надо, должна быть своя личная оценка происходящего. На съемках в Новочеркасск режиссер увидел людей, которые не торопятся вспоминать прошлое. Жить по течению и не думать гораздо проще. Правда до поры до времени, пока жизнь общества не обернется против тебя, пока ты сам не почувствуешь себя частью раздавленного репрессиями народа.
В фильме «Дорогие товарищи» Кончаловский старался избегать шоковых эффектов, он противник метода Ларса фон Триера и не считает возможным показывать то, что способно вызвать у зрителя физиологический ужас.
Но и того, что показано достаточно. Один факт, что убитых закапывали в чужие могилы, вызывает полное недоверие к советской власти. 26 убитых, 87 раненых – таковы реальные факты Новочеркасской бойни. Позже семерых забастовщиков приговорили к расстрелу, 105 демонстрантов были отправлены в лагеря на долгие сроки.
Вырвалась на волю затаенная ненависть власти к народу. А сколько времени приходилось ее скрывать. Эпизод за эпизодом в фильме нарастает агрессия власти. Комиссия из Москвы отличается от тех, кто заседал в горкоме. Масштаб агрессии – это подписка о неразглашении и подлая ловля тех, кто проговорился, не так сказал, не сумел скрыть, что был в толпе.
«Дорогие товарищи» - лента, далеко вышедшая за пределы конкретного события. Она – образ исторической трагедии, созвучной проблемам современного времени.
Владимир Жерехов