Найти в Дзене

ВРАЧ-ПЕДИАТР

С людьми этой профессией каждый человек имеет дело с рождения себя самого, своих детей, внуков, родственников. Эта профессия уже давно вошла в нашу жизнь, стала ее неотъемлемо частью, как нечто само собой разумеющееся, что говорит об определенном уровне нашей жизни. Однако в последнее время в связи с трудностями финансирования, поддержания этой системы и демографическими проблемами возникли различные проекты ее реорганизации и даже уничтожении.

Врач-педиатр должен любить детей, быть изначально добрым человеком. Люди, случайно пришедшие в педиатрию, уходят из профессии, или остаются работать, осознав уникальность, важность, своеобразие этой сферы медицины, и работают с увлечением, удовольствием, творчески. А некоторые оставшиеся просто привыкают и работают по привычке. Иногда приоритетными качествами для врача-педиатра становится элементарное терпение, добросовестность, порядочность. Ответственность за свои решения, эмоциональность, душевность, умение сочувствовать, сопереживать, умение общаться с людьми, быть психологом. Эти все качества присущи врачу-педиатру. Он как бы несет их в себе и привносит в профессию.

Профессиональное образование. Врачу совершенно необходимо высшее медицинское педиатрическое образование. Врачи через каждые пять лет обязаны проходить обучение на курсах повышения квалификации. После курсов при желании за свои деньги можно сдать экзамены на повышение категории, что повышает зарплату. Молодой специалист обычно включается в работу на равных с опытными врачами. Трудовые навыки приходят с опытом, с практикой, в общении с более опытными коллегами. Подготовка в медицинских вузах достаточно сильная, и бывает, что и у молодых специалистов «старички» могут кое-чему поучиться. Врачу необходимо постоянно самостоятельно повышать свой профессиональный уровень, читая специальную литературу, следя за открытиями и новыми разработками в медицине.

Влияние профессии на личность . Но и сама профессия вырабатывает в ее носителе, профессионале, определенные черты. Человек становится увереннее в себе, появляется профессиональная интуиция и профессиональный взгляд на окружающих детей и их родителей. «Не специально, а интуитивно приглядываешься к каждому ребенку и мысленно ставишь диагноз». Кому-то это мешает, и для полного отдыха ему надо отвлекаться от профессиональных привычек. В современных условиях у врача-педиатра по причине низкой заработной платы вырабатывается философское отношение к жизни (довольствование малым и нахождение в этом радости).

Особенности профессиональной деятельности. Труд врача-педиатра в поликлинике больше индивидуальный. Врач часто находится один на один с больным ребенком, особенно на вызове. Но в трудных случаях всегда можно рассчитывать на помощь, совет, консультацию со стороны более опытных коллег, зав. отдениями, главного врача. В стационарах - больше коллективизма в процессе работы (и в диагностике, и в лечении). Этому способствуют сами условия стационара - длительное сосредоточение в одном месте и больных, и врачей. Рабочий день врача-педиатра в стационаре и у врачей узких специальностей в поликлиниках нормирован. Однако у участковых педиатров в поликлиниках рабочий день де-факто ненормированный.

Врачи-педиатры понимают важность своей работы: здоровье детей - это, в конечном счете, здоровье нации. Это вызывает гордость за профессию. Они получают удовлетворение от результата своего труда. Часто бывает, что родители остаются в неведении, от какой беды спасен их ребенок. Это знает только врач. В таких случаях врач осознает и переживает «тихую» радость и удовлетворение. Но и отрицательных моментов в работе детского врача немало. И больше всего их у участковых врачей. Они связаны, в первую очередь, с работой по вызовам: нужен транспорт для отдаленных участков, неработающие лифты в домах, неуважение со стороны клиентов. При хождении по участкам быстрее изнашиваются одежда, обувь, что при низкой зарплате весьма существенно.

Всем врачам стало труднее работать с родителями и другими родственниками детей, особенно с современными молодыми мамами. Многие считают себя достаточно разбирающимися в медицине, имеют свое мнение и зачастую не выполняют указаний врача, что порой влечет к ухудшению состояния ребенка. Врачу надо быть тонким психологом при общении с родными ребенка, самим ребенком и при подборе (выписке) лекарств для него. При современной дороговизне лекарственных средств врачу надо подобрать такое лекарство, которое бы и принесло лучший эффект в лечении и было бы по средствам семье. И не просто по средствам, а чтобы цена лекарства не затронула достоинство семьи. В обеспеченных семьях происходит обратная картина: дешевые лекарства воспринимаются, чуть ли не как оскорбление.

При современном изобилии лекарств в продаже в поликлиниках и особенно в стационарах постоянно ощущается их недостаток. Для внедрения улучшенных современных методов диагностики и лечения не хватает современного оборудования. Эти проблемы вызваны общим недофинансированием медицины. Большинство наших современных детских поликлиник и больниц функционируют в неприспособленных, случайных помещениях, что также отрицательно сказывается на работе врачей: теснота (бывает по два врача ведут одновременный прием больных в одном кабинете), отсутствие комнат для отдыха врачей, приема пищи.

Наконец, детских врачей, опять-таки особенно в поликлиниках, абсолютно не устраивает заработная плата. При этом врачам приходится покупать на свои средства большинство медицинских инструментов, необходимых в работе, медицинские халаты. Низкая зарплата вынуждает многих врачей подрабатывать. Поле деятельности для подработки в медицинских учреждениях всегда имеется: ночные дежурства в стационарах, дежурства в выходные дни во всех медицинских учреждениях, дополнительные участки для участковых педиатров. Бывает, что подработки становятся невыгодными, так как меняется система их оплаты. Поэтому некоторые врачи ищут подработки на стороне, т.е. не в медицинской сфере (иногда даже уборщицами). Это отнимает время, силы, что в конечном итоге отрицательно отражается на основной работе врача и его здоровье. Бывает, что участковым врачам увеличивают участки и без их согласия и вообще без дополнительной оплаты.

Профессиональные контакты. Можно получить консультации профессионалов-коллег своего и других лечебных учреждений. Есть специальные консультационные центры. Микроклимат и, соответственно, степень поддержки, обмена опытом в каждом медицинском учреждении зависит во многом от администрации: зав. отделениями, зам. главврача, главврача. К сфере профессиональных контактов можно отнести и контакты с другими людьми, с которыми сводит профессиональная деятельность. Для детского врача - это контакты, общение, кроме детей-пациентов, с их родными. Врачу при этом надо проявлять максимум такта, деликатности, терпения и выдержки, быть психологом.

Карьерные ориентиры. При наличии необходимых качеств и данных и, разумеется, свободных вакансий цепочка карьерного роста врача-педиатра выглядит так: рядовой врач, заведующий отделением, главный врач. Подобный карьерный рост связан с дополнительной ответственностью, и далеко не каждый хочет брать на себя дополнительную ответственность. Например, в ведение заведующего отделением, кроме непосредственно своей лечебной работы, входит организация работы отделения, подбор кадров, отчетность в рамках своего учреждения. Карьерный рост ограничен и количеством свободных вакансий. В городских больницах (муниципальных) их бывает меньше, чем в клиниках (кафедры мединститута). В клиниках больше должностей, возможностей повысить карьеру и заниматься научной работой.

Престиж профессии . Ранее профессия врача-педиатра считалась престижной, а сейчас - нет. В последнее время у населения формируются свои взгляды на лечение, которые не совпадают с рекомендациями врача. Возникает недоверие врачу. Бывает, врачи разных учреждений подрывают свой авторитет тем, что дают разные взаимоисключающие рекомендации и понижают престиж профессии. Главным фактором снижения престижа профессии детского врача является низкая заработная плата. Поэтому молодежь с неохотой идет работать детским врачом. Врачи считают, что вообще здравоохранение в нашей стране низведено до уровня сферы обслуживания. Надо сказать, в сельских районах престиж этой профессии не настолько низок, как в городе. Как правило, профессия участкового детского врача – сугубо женская. Среди детских врачей узких специальностей, даже в поликлиниках, встречаются мужчины. Но при этом они, в основном, еще где-нибудь работают или подрабатывают по специальности. А в стационарах, и особенно в клиниках, мужчины-детские врачи – не редкость.

Рынок труда. В разных областях педиатрии возможность трудоустройства различна. Самая большая она среди участковых детских врачей в поликлиниках. Из-за неадекватности количества затрачиваемого труда, условий труда и уровня его оплаты в этой среде самая большая текучесть кадров. Участковые педиатры постоянно требуются, штат большинства поликлиник «хронически» не укомплектован ими. Поэтому, при наличии соответствующего образования и желания, на эту работу устроиться легко. По-другому дело обстоит у детских врачей узких специальностей. Люди в этой области «держатся» за свою работу. Хотя зарплата у них еще меньше, чем у участковых врачей, условия труда предпочтительнее. Поэтому и найти работу детскому врачу-специалисту труднее. Также обстоит дело и с трудоустройством детских врачей в стационарах. Там, как уже отмечалось, и зарплата выше, и условия для труда и карьерного роста лучше. Поэтому и труднее устроиться на эту работу. Причем, в клиниках, хозрасчетных больницах - труднее, чем в городских больницах - по тем же причинам.

Детский врач без дополнительного обучения, кроме больниц и поликлиник, может работать детским врачом в различных детских учреждениях (детские сады, школы, интернаты, санатории, лагеря). Но сфера и результат деятельности едины - это, соответственно, медицина и здоровье ребенка. Различия лишь в условиях труда, режиме рабочего дня и нюансах профессиональной деятельности. В клиниках превалирует лечебно-диагностическое направление, тогда как в поликлиниках - диагностическо-лечебное. В детских учреждениях - профилактическое направление.

Риск в профессии . В профессии детского врача существует огромная ответственность за здоровье и жизнь детей, вплоть до уголовной. Высокое напряжение не проходит для врача бесследно и отражается на собственном здоровье. Есть также вероятность заразиться от больных. Для участковых педиатров бывает небезопасным хождение по участкам (неосвещенные улицы и подъезды, неработающие лифты увеличивают вероятность хулиганских нападений). (написано совместно с Л.П.Евдокимовой)