Из всех чудес, сотворенных Господом Иисусом во время Своего общественного служения в Палестине, чудо в Кане Галилейской (подразумевающее претворение воды в вино на брачном пиру) представляется одним из самых знаковых. Ибо именно это чудо становится первым в ряду других многочисленных чудес Христа. В этом чуде Он впервые показывает славу Свою ученикам (Ин.2:11). Наконец, в этом чуде и православные, и католики находят обоснование для молитв к Его Пречистой Матери, поскольку чудо в Кане происходит по Ее просьбе.
Вот текст, посвященный событию чуда на браке в Кане Галилейской:
"На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе" (Ин.2:1-10).
В этом чуде, как будто бы, все понятно... Иисуса пригласили на свадьбу. Он пришел (вместе с учениками) и присоединился к веселью. Все шло обычным порядком, пока не кончилось вино... И тогда по просьбе Матери Христос сотворил чудо - претворил воду в вино. После чего веселье продолжилось... Ибо именно "так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его" (Ин.2:11).
Непонятно другое... 1. Как звали жениха и кем он был? 2. В качестве кого (знакомого, родственника) был приглашен Иисус? 3 Почему мать Иисуса распоряжалась на пире? 4. По какой причине гостям не хватило вина? 5. Наконец, зачем воду наливают в 6 водоносов? Давайте разбираться...
Загадка №1. Как звали жениха и кем он был? Священное Предание связывает имя жениха со святым апостолом Симоном (не Петром) из числа 12. От Симона Петра "наш" Симон отличается в Евангелиях по двум прозвищам: "Симон Зилот" (Лук.6:15; Деян.1:13) и "Симон Кананит" (Матф.10:4; Мр.3:18). Прозвище - "Кананит" весьма содержательно. С одной стороны, оно обозначает место рождения Симона. Это Кана Галилейская. Почему свт. Димитрий Ростовский и говорит, что сей Симон "происходил из Каны Галилейской и был лично известен Господу и Его Пречистой Матери, так как город Кана отстоял на небольшом расстоянии от Назарета" (Димитрий Ростовский, свт. Память святого апостола Симона Зилота. https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/407).
С другой стороны, такое многозначное прозвище указывает на род занятий Симона до Его встречи со Христом. Ибо "Кананит" в переводе с арамейского означает "ревнитель,"(тот же самый перевод получим, если переведем с греческого слово "Зилот" - это "ревнитель, приверженец"). "Ревнителями" в Иудее 1 века называли патриотов-террористов - активных борцов за независимость Иудеи от римского владычества. Ревнители устраняли сборщиков налогов в пользу Рима (как правило эти налоги собирали для Рима иудеи); устраивали мятежи против римской администрации, подобные тому, что устроил Варавва (Мр.15:7).
Загадка №2. В качестве кого был приглашен на брак Иисус? Иудеи в 1 веке приглашали на брак: 1) родственников новобрачных, 2) их друзей или хороших знакомых (как, собственно, и мы сейчас делаем). Значит, Иисус с родственниками был позван в Кану Галилейскую либо как друг новобрачных, либо как родственник одного из них. По мысли блаженного Феофилакта Болгарского, Иисус был позван на брак, как друг. Блаженный Феофилакт пишет: "Зовут Господа на брак не потому, что видели чудеса Его, не как великого человека, но просто как знакомого" (Феофилакт Болгарский, блаженный. Толкование на Евангелие от Иоанна).
Однако западный исследователь Библии Уильям Баркли считает иначе. По справедливой мысли У. Баркли (да простит меня блаженный Феофилакт!), Матерь Иисуса, его братья и Он Сам были приглашены в Кану, как родственники одного из брачующихся. Свою гипотезу Баркли обосновывает поведением Богоматери на браке. Это поведение не случайной гостьи, но хозяйки, имеющей право распоряжаться на пире.
"Она, должно быть, имела отношение к устройству пира, потому что волновалась, когда кончилось вино, и у нее было достаточно полномочий, чтобы повелеть слугам делать все, что прикажет Иисус" (Уильям Баркли. Толкование Евангелия от Иоанна).
Скорее всего, Богоматерь имела отношение к браку в Кане, иначе бы Иисус не встретил здесь ни Её, ни братьев, которые не веровали в него (Ин.7:5). Поэтому, если пригласили всю семью Иосифа (ко времени свадьбы в Кане Иосиф, мнимый отец Иисуса, видимо, уже умер), значит, их пригласили как родственников (а вот учеников Христа - как знакомых).
Загадка №3. Почему Богоматерь распоряжалась на брачном пире? Мы отчетливо это видим по 5 стиху второй главы Евангелия от Иоанна. Матерь Господа (Лук.1:43) говорит служителям: "Что скажет Он вам, то сделайте" (Ин.2:5). Такое поведение весьма нехарактерно для простых знакомых и даже для близких друзей. Но вполне естественно и логично со стороны посаженой матери (по факту - мачехи) новобрачной (для тех, кто не в теме: по версии св. Епифания Кипрского, Пресвятая Дева Мария была второй женой Иосифа Обручника; детям Иосифа от первого брака Она приходилась мачехой). Ибо посаженая мать, Пресвятая Дева Мария, выдавала замуж свою падчерицу - одну из дочерей Иосифа Обручника от первого брака. Или же сводную сестру Иисуса (Мр.6:3). Почему и распоряжалась так свободно уже не в чужом, но почти в своем доме.
Откуда это видно? Из контекста, а также из сличения двух фрагментов текста: Евангелия от Марка (Мр.6:3) и Евангелия от Иоанна (Ин.2:2). Первый фрагмент открывает, что у Иисуса было четверо братьев и, по крайней мере, две сестры. Второй фрагмент говорит, что на брак в качестве гостей сестер Иисуса не приглашали. Почему? Да потому что последние были на свадьбе в качестве невесты и ее подружки! Потому-то Матерь Иисуса и приказывала слугам... Она подлинно "была" там.
Загадка №4. По какой причине гостям не хватило вина? На этот счет есть разные мнения. Одни предполагают, что виноват распорядитель пира (он-де плохо все рассчитал, потому что не учил математику в школе). Другие оправдывают недостаток вина бедностью семьи Симона Кананита (такую версию, пожалуй, стоит исключить,ибо в доме Симона были служители). Однако подлинную причину недостатка вина на свадьбе в Кане, скорее всего, следует искать... В учениках Христа, которых Он привел (конечно же, не случайно) на брак. Ибо каждый из учеников (а к моменту события в Кане Иисус призвал уже пятерых: Андрея, Симона Петра, Иакова, Иоанна и Филиппа) ел и пил на свадьбе, наверно, не меньше, чем за шестерых. Поэтому А. П. Лопухин пишет, что "ученики Христа своим присутствием на пиршестве нарушили расчеты хозяев" (А. П. Лопухин. Толковая Библия).
Загадка №5. Зачем воду наливают в водоносы? Вообще, водоносы в Иудее - это такие большие каменные сосуды для сохранения воды (каждый сосуд вмещал в себя до 10 ведер воды). Иудеи держали водоносы для того, чтобы совершать ритуальные омовения дома, а не бегать для этого каждый раз на реку (акведуков в Палестине не построили, хотя Понтий Пилат безуспешно пытался приобщить иудеев к цивилизации).
По Евангелию Иоанна водоносы в доме Симона Кананита к моменту совершения суда оказались совершенно пустыми. Из-за чего Иисус повелел наполнить их водой (Ин.2:7), для того, чтобы потом претворить ее в вино. Однако возникает вопрос для чего Христос не произвел вина без воды? Ведь Он мог это сделать? Мог. Но обратимся лучше к толкованию свт. Иоанна Златоуста. По мысли свт. Иоанна, Иисус, повелевая налить воду в водоносы, заботился о восприятии чуда, как подлинного события, служителями. Он велел налить воду для того, «чтобы сами черпавшие воду были свидетелями чуда, и чтобы оно нисколько не казалось призраком» (Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна).
Итак, на свадьбе в Кане женихом, согласно Преданию, становится Симон Зилот, а невестой - одна из сводных (не родных) сестер Иисуса (может, Марфа, может, Эстер; но это неточно). Иисус приглашается на брак, как родственник по линии невесты. Матерь Божия распоряжается служителями по праву посаженой матери своей падчерицы (невесты Симона). Вино кончается, скорее всего, из-за учеников. А вода наливается в сосуды, чтобы служители могли убедиться, что это, действительно, чудо.
А что знаете о свадьбе в Кане Галилейской вы? Может быть, Вам из апокрифов известны имена сестер Иисуса? Или вы можете дополнить нашу статью цитатой из экзегетов? Ставьте лайки (это продвигает наш блог), пишите комментарии и подписывайтесь на канал "Христофор+".
Читайте также другие статьи :
Тайна Тибетского Евангелия: был ли Иисус в Индии?
Почему богатый юноша отошел от Христа с печалью (Матф.19:16-22).
5 загадок Клавдии Прокулы, жены Пилата: "Не делай ничего Праведнику тому (Матф.27:19)".
Доктор Ватсон в ранней Церкви: 5 интересных фактов о св. апостоле и евангелисте Луке
5 загадок юноши, который во время ареста Иисуса убежал без покрывала (Мар.14:51-52)
Тайна личности Феофила - заказчика Евангелия от Луки и Книги Деяний
5 загадок самарянки, говорившей с Иисусом у колодца (Иоан.4:5-29).