Найти тему
Дмитрий Бондаренко

«Ширли-мырли» (1996) - начали за здравие, закончили за упокой

СТАВЬТЕ ЛАЙК И ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МЕНЯ - у меня много интересного!

В Якутии был найден алмаз необычайных размеров, получивший название «Спаситель России». Его стоимость позволит погасить весь российский внешний долг и обеспечить каждом россиянину трехгодичный отдых на Канарских островах. Но «Спаситель России» не долетает до Москвы, потому что его похищает гениальный аферист Василий Кроликов. Теперь по стопам Кроликова идет мафия и милиция. Кому же достанется этот алмаз?

«Ширли-мырли» - фильм, о котором есть два противоположных мнения – кто-то считает его отстоем, а кто-то называет «Ширли-мырли» самым гениальным фильмом 1990х. В этом фильме снялось чуть ли не девять народных артистов, и Владимир Меньшов явно вдохновлялся классическими комедиями Леонида Гайдая и культовыми американскими пародиями (включая «Аэроплан», «Всемирная история» и т.п.). Но, все же, в итоге получилась иллюстрация известной поговорки - начали за здравие, закончили за упокой.

Кадр из фильма (взято с domkino.tv)
Кадр из фильма (взято с domkino.tv)

Владимиру Меньшову удалось изобразить дух 1990х – времени полного бардака и вседозволенности. В 1990е с экранов телевизора говорили о чем угодно, а простое население сидело без денег и винило всех окружающих в своих бедах. Также право голоса получили представители национальных меньшинств, включая евреев и цыган, которые начали с центральных экранов кричать о своем притеснении со стороны русских свиней-шовинистов.

Первые сорок минут «Ширли-мырли» близки к гениальности. Владимиру Меньшову удалось мастерски включить в них все тематики 1990х – и мечту о Чуде, которое спасет Россию от экономического коллапса; и мечту россиян о халявной жизни; и зарождающуюся русскую мафию, копирующую героев из культовых западных фильмов; и даже спирт «Рояль»! Кроме того, в игру вступает бесподобный Валерий Гаркалин в образе Василия Кроликова. Но что же дальше?

Кадр из фильма (взято с 1tv.com)
Кадр из фильма (взято с 1tv.com)

А дальше, как говорится, Остапа понесло! Когда зритель узнает, что у Василия есть два брата близнеца – еврей и цыган, - действие фильма становится рваным и сумбурным. Владимир Меньшов не очень умело намешивает в фильм кучу поджанров, в результате чего он становится растянутым и скучным. Вместе с этим, герои фильма повторяют одни и те же шутки про еврейский заговор и американскую оккупацию России, и режиссер использует одни и те же сюжетные приемы, что превращает «Ширли-мырли» в бесконечное повторение одних и тех же тематик.

Несмотря на затянутость и сумбурность, «Ширли-мырли» мигом разошлись на цитаты и этому есть объяснения – ряд сцен второй половины фильма также близки к гениальности, а некоторые цитаты достойны комедий Леонида Гайдая (например, про «русского Изю Шниперсона»). Также в «Ширли-мырли» сыграли лучшие советские актеры, включая Инну Чурикову, Олега Табакова и Нонну Мордюкову, каждый из которых создал яркий и запоминающийся образ. Все же этого оказалось недостаточно, чтобы создать фильм, который будет цеплять от первой до последней минуты.

Кадр из фильма (взято с yaplakal.com)
Кадр из фильма (взято с yaplakal.com)

Суммируя, «Ширли-мырли» - это фильм, который, при более грамотной режиссуре, мог стать шедевром. А что Вы думаете насчет этого фильма? Жду Ваших комментариев.