Найти тему
Заметки Моргора

23 февраля: Пурим или не Пурим?

Оглавление

Уж не знаю, то ли я хорошо «зачистил» список так называемых друзей в соцсети «ВКонтакте» от мракобесов, то ли тема нынче уже не особо модная, но несколько лет назад, помню, вся «лента» так и пестрела пространными и бездоказательными «простынями» текста о том, что 23 февраля под видом всем известного Дня защитника Отечества празднуется мало кому известный вне определённых кругов еврейский праздник Пурим. А некоторые ещё и добавляют: празднуется дважды – по новому и по старому стилю 23 февраля и 8 марта.

Собственно, в связи с наступлением очередного 23 февраля, предлагаю разобраться: что же такое мы празднуем под этой датой и что же такое этот самый Пурим.

День защитника Отечества

Итак, всё началось в 1918 году. 15 января (28 по новому стилю) Совет народных комиссаров Советской России издал Декрет о создании Рабоче-крестьянской Красной армии, который был опубликован в официальном печатном органе правительства большевиков 20 января (2 февраля по новому стилю). Гремела первая мировая, и 16 февраля, в 19 часов 30 минут, командование германской имперской армии официально заявило советскому представителю в Брест-Литовске, что в 12 часов 18 февраля заканчивается ранее заключённое перемирие между Россией и Германией, война возобновляется, в соответствии с чем 18 февраля германские и австро-венгерские войска начали наступление по всему Восточному фронту.

21 февраля был создан Комитет революционной обороны Петрограда, 22 февраля в Ленинград из Могилёва прибыл вызванный Лениным бывший генерал Михаил Бонч-Бруевич, по сути возглавивший оборону страны от внешнего врага. А 23 февраля опубликовали воззвание Совета народных комиссаров «Социалистическое отечество в опасности!», «Воззвание военного главнокомандующего» Николая Крыленко и статью «Мир или война» Владимира Ильича Ленина. Утром того же дня был предъявлен германский ультиматум, на принятии которого настоял Ленин.

Листовка с декретом Совета народных комиссаров «Социалистическое отечество в опасности!»
Листовка с декретом Совета народных комиссаров «Социалистическое отечество в опасности!»

После 23 февраля первые подразделения свежесозданной Красной армии начали оказывать сопротивление неприятелю.

3 марта 1918 года на германских условиях был подписан мирный договор, вошедший в историю как Брестский мир.

10 января 1919 года Председатель Высшей военной инспекции Рабоче-крестьянской Красной армии Николай Подвойский отправил во Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет предложение официально отпраздновать годовщину создания РККА:

28 января, исполняется год со дня издания Советом народных комиссаров декрета о создании Рабоче-крестьянской Красной армии. Было бы желательно отпраздновать годовщину создания Красной армии, приурочив празднование к 28 января, дню издания декрета.

Инициатива Подвойского прибыла к рассмотрению только 23 января и получила отказ: с организацией праздничных мероприятий к 28 января попросту бы не успели.

24 января Президиум Моссовета занялся рассмотрением вопроса «Об устройстве праздника в ознаменование годовщины создания Красной армии» и постановил совместить данный праздник с Днём красного подарка. Под Днём красного подарка понималось мероприятие, в ходе которого население собирало подарки для красноармейцев (не знаю, как сейчас, а когда я учился в школе, мы собирали от класса посылки солдатам-срочникам – вот оно откуда, оказывается, повелось!). День красного подарка и годовщину создания Красной армии первоначально назначили на 17 февраля, но вскоре спохватились: 17 февраля – это понедельник, рабочий день (а плодить дополнительные выходные в ту пору принято не было), потому перенесли на ближайшее воскресенье, 23 февраля.

Устройство Дня красного подарка по всей России перенесено на 23 февраля. В этот день по городам и на фронте будет организовано празднование годовщины создания Красной армии, исполнившейся 28 января.
Газета «Правда»
Афиша мероприятий празднования годовщины Красной армии в Пскове, 23 февраля 1919 года
Афиша мероприятий празднования годовщины Красной армии в Пскове, 23 февраля 1919 года

Первую годовщину создания Красной армии отпраздновали, а вторую и третью не стали. Вспомнили о четвёртой:

В соответствии с постановлением IX Всероссийского съезда Советов о Красной армии Президиум ВЦИК обращает внимание исполкомов на наступающую годовщину создания Красной армии (23 февраля).
Постановление Президиума ВЦИК о 4-й годовщине Красной армии, 27 января 1922 года

В следующем, 1923 году, Рабоче-крестьянская Красная армия встретила свой первый юбилей, и торжества по сему поводу приняли всесоюзный масштаб.

Так и повелось в советском государстве отмечать день рождения своей армии 23 февраля. Неоднократно предпринимались попытки привязать к этой дате некое значимое событие, по этому поводу на торжественном заседании, посвящённом пятнадцатилетию РККА, метко выразился один из первых Маршалов Советского союза Климент Ефремович Ворошилов:

Кстати сказать, приурочивание празднества годовщины РККА к 23 февраля носит довольно случайный и трудно объяснимый характер и не совпадает с историческими датами.

С 1946 года 23 февраля стали отмечать как День Советской армии, с 1949 – как День Советской армии и Военно-морского флота, с 1992 – как День защитника Отечества.

Пурим

А что же такое Пурим? Пурим – еврейский праздник. Согласно библейской Книге Есфири, он посвящён спасению евреев Древней Персии от царедворца персидского царя Агасвера по имени Аман. Этот самый Аман, кстати, амаликитянин – тоже семит, но в еврейской традиции служит воплощением антисемитизма (вот такой вот парадокс).

Впрочем, в контексте настоящей статьи смысловая нагрузка Пурима нас интересует постольку-поскольку, потому перейдём к более важному (в рамках, опять-таки, нашего небольшого любительского исследования) вопросу: когда же отмечают этот самый Пурим?

А отмечают его в 14-й день (в некоторых городах – 15-й) месяца адара. По мнению византийского историка Георгия Синкелла, адар длится с 20 февраля по 24 марта (отсюда вывод: 14 или 15 адара 23 февраля не соответствует).

Следует отметить, что еврейский год состоит из 12 месяцев, начало которых устанавливается по новолунию, а продолжительность месяца составляет 29 дней, 12 часов и 793/1080 частей часа (29 дней, 12 часов, 44 минуты и 3 и 2/3 секунды). К тому же в еврейском календаре бывают и такие периоды, когда добавляется целый дополнительный месяц адар-шени или адар бет.

Короче говоря, в реалиях нашего общепринятого календаря у Пурима была бы «плавающая» дата, как у Пасхи, и из года в год 23 февраля он бы не отмечался (а в приверженности евреев своим традициям вплоть до мелочей сомневаться не приходится).

Подытожим

Я родился в самом конце восьмидесятых, в девяносто пятом пошёл в школу, и та школьная атмосфера, сопутствующая 23-му февраля, прочно укоренилась в моей памяти. Это был праздник, и это был праздник мужества и мужественности. В какой-то полудетской-полувзрослой форме нам, мальчишкам, внушали (и внушали в хорошем смысле этого слова, без всяких негативных подтекстов!) кое-что очень важное. Что мы – защитники: защитники девчонок, с которыми учимся, защитники своей семьи, своих будущих жён, своих матерей, а когда придёт час – и всего Отечества. Что быть защитником – неотделимая часть мужской природы, не быть защитником – стыдно. Что ты, раз уж родился мужчиной, – защитник: до армии, после армии и даже если в армии не был. Даже если не был в армии и никогда не носил формы, ты должен урезонить хама, оскорбившего женщину, защитить её честь и достоинство в драке, а если вспыхнет война – сражаться за свою Родину, солдат ты или нет.

Быть защитником своего рода – не этого ли не хватает нашему обществу сегодня? Сколько внимания уделяют пафосным постам и красивым картинкам в соцсетях нынешние псевдоязычники (те самые, что носят женские очелья, постигают МУДрость лже-пророков с «YouTube» и славят Правь, грезя о том, как виманы бороздят просторы Вселенной) – и обливают грязью посвящённый защите рода и Родины устоявшийся праздник.

Даже если бы у Пурима была неизменная относительно привычного нам календаря дата, даже если бы коварные масоны-рептилоиды с Нибиру в 1919 году заставили Николая Подвойского направить куда следует своё предложение о праздновании первой годовщины со дня создания Рабоче-крестьянской Красной армии, затянули его рассмотрение и магическим образом сделали 17 февраля понедельником, а 23 – воскресеньем, им нужно было бы заполнить праздник каким-то своим смыслом. Но мы видим профессиональный праздник людей, защищающих свою страну с оружием в руках, а в дальнейшим – День защитника Отечества. И никаких, к примеру, фуражек с пейсами, как это должно было бы быть при подмене понятий и наличии двойного дна.

Так что, кто нынче «пуримит» – тот пусть «пуримит», а кто – защитник Отечества, тех с праздником!

-3