Необходимость их развития наглядно продемонстрировала всему миру ситуация 2020 года. Всем сотрудникам и руководителям потребовалось неожиданно, быстро и эффективно перевести компании на удаленную работу. При этом не потерять продуктивность и конкурентоспособность. Успешность решения этих задач практически полностью определялась развитостью гибких компетенций у сотрудников и руководителей.
Но, мягкие навыки относятся не только к умению взаимодействовать с коллегами внутри команды, но и к внешним коммуникациям – навыкам публичных выступлений и самопрезентации, умению общаться с партнерами, инвесторами и, конечно, клиентами.
⠀
Ниже мы собрали для вас список из несколько групп и ключевые умения в каждой из них.
1. Коммуникативные:
Устанавливать контакт и организовывать диалог с разными людьми.
Оказывать влияние и вести эффективные переговоры.
Понятно, убедительно говорить, писать, владеть различными форматами делового общения.
Презентовать (себя, компанию, продукт и т.д.).
Уметь слушать и слышать.
2. Социальные:
Гибко переключаться между ролями (значит уметь и руководить, и подчиняться, и быть на равных в зависимости от ситуации, не «застревать» в профессиональных деформациях, статусах, моделях поведения и т.п.).
Устанавливать связи и позиционировать себя в сообществе.
Работать самостоятельно и в команде.
Управлять конфликтами.
Обладать эмоциональным интеллектом.
Соблюдать трудовую этику.
3. Self-management (или проще – саморегулирование):
Умение управлять своим временем, ресурсами.
Глубокое знание себя, своих особенностей и умение эффективно социализироваться в различной среде с учетом этих обстоятельств.
Адаптивность к изменяющимся условиям.
Способность учиться, «разучиваться» и переучиваться.
Поддержание себя в «рабочей форме», самомотивация, профилактика выгорания и т.п.
Навыки целеполагания и управления развитием (проекта, собственной карьеры и т.д.).
Управленческие и исследовательские:
Анализировать и прогнозировать.
Создавать и модернизировать системы.
Принимать решения.
Способность мыслить нестандартно;.
Искать и создавать ресурсы, информацию, пути выхода.
Уметь распределять задачи и синхронизироваться с другими членами команды даже при больших различиях в стилях и содержании работы.
Иногда в список навыков Soft Skills добавляют также компьютерную грамотность. Но на сегодняшний день это уже скорее не гибкий навык, а базовое понятие «по умолчанию» – как читать или считать. Поэтому он не относится к Soft Skills. Дополнительно стоит упомянуть желательность хотя бы минимальной экономической и юридической «подкованности» у представителя любой востребованной в интернете профессии.
А также инсайт для тех, у кого появились сомнения и чувства, что таких навыков вам не хватает - парочка советов, как их прокачать:
- Учитесь кратко выражать мысли.
Избавьтесь частых повторений или очень долгих рассказов какой-то истории. Формулируйте проще и яснее. - Практикуйтесь дома.
Если Вам нужно выступить на собрании, поговорить с начальником или презентовать проект - тренируйтесь, глядя на себя в зеркало. Можно даже подготавливать заранее написанные тезисы. - Учитесь быть увереннее.
Понемногу старайтесь привлекать к себе внимание: задать вопрос или ответить на общей встрече, предложить коллегам идею, вызваться вести школьное мероприятие - маленькие шаги выведут вас к большой цели. - Слушайте.
Навык слушания — один из самых важных. Это вызывает в к вам симпатию, как к собеседнику, так и помогает узнать новую информацию. - Читайте больше.
Как нам всегда говорили в детстве - красивая речь - это богатый словарный запас, чем больше Вы читаете разной литературы, как художественной так и бизнес, тем богаче ваша речь, и тем интереснее с Вами общаться. И у вас всегда будет чем заполнить паузы.
⠀