Найти в Дзене
Марина Вальцифер

О моём первом знакомстве с Болгарией и хорошей девочке Николинке

Через неделю уже первое марта и повсюду продают красно-белые мартенички. Обычно это сплетённые из ниток двуцветные браслеты и парные куколки, которых зовут Пижо и Пенда.

Когда я их вижу, почему-то сразу поднимается настроение.

Как же давно это было... Четвёртый класс, маленький посёлок при гидростанции. Я подцепила ветряную оспу и меня усадили дома. Ветрянка считалась не слишком серьёзной болезнью, мне просто прижигали зелёнкой пузырьковую сыпь, но при этом настрого запретили выходить на улицу и играть с ребятами, чтобы не распространять заразу.

Тоска была лютая, неимоверная. Такая же зелёная, как пятна на моей физиономии. Я болталась по дому из угла в угол и развлекалась чтением "Детской энциклопедии".

Девятый том назывался "Зарубежные страны".

-2

И вот тут мне пришла в голову мысль найти друзей по переписке.

В те времена у детей это было очень популярно. Моя подружка Катя, например, переписывалась с девочкой Гражиной из польского города Лодзи. Я просила Катьку, чтобы Гражина прислала для меня адрес какой-нибудь своей подружки, но что-то безуспешно.

И вот тут я принялась за дело. Надо было раздобыть конверты. Их можно было купить у нашей поселковой почтальонши тёти Тани. Родители выписывали уйму всего- газеты "Известия", районку, журналы "Наука и жизнь","Вокруг света", а для меня ещё журналы "Костёр" и "Юный натуралист", так что тётя Таня появлялась возле нашего дома почти каждый день. Она ездила на велосипеде с огромной кожаной сумкой, главное, было её не упустить.

Я решила не мелочиться, растрясла свою копилку и купила у тёти Тани сразу тридцать конвертов с марками. А потом, пользуясь всё тем же томом "Детской энциклопедии", принялась писать письма.

Я начала с Албании и закончила Японией. Адреса я придумывала так: искала на карте той или иной страны город, название которого мне понравится. Далее: школа №1 , четвёртый класс, хорошей девочке. Содержание всех писем было, разумеется. одинаковым и весьма немудрёным: "Я такая-то такая, хочу переписываться и буду рада ответу".

Через несколько дней я снова подкараулила тётю Таню и вручила ей пачку своих писем. Она невозмутимо их забрала и пообещала отправить.

Потом я, разумеется, выздоровела. Ответы на мои письма не приходили и я успела забыть о своих эпистолярных изысканиях.

Но через пару месяцев смеющаяся тётя Таня вручила мне письмо из Болгарии. Из города Плевена.

Мне ответила девочка, которую звали Николинка Маркова. Она написала, что моё письмо пришло к ним в школу и учителя его ей передали.

В письмо была вложена фотография. Большеглазая девчушка с серьёзным выражением лица, в платье с белым воротничком и пышной косой, перекинутой через плечо.

С Николинкой мы переписывались около двух лет. Посылали друг другу марки, открытки, рассказывали о своих делах. Однажды Николинка прислала мне фотооткрытку Лили Ивановой, написав, что это её любимая певица, а когда я ответила, что песни в её исполнении передают и в СССР, очень обрадовалась. Ещё бы - голосом Лили Ивановой пела пани Моника в популярнейшем "Кабачке 13 стульев" в исполнении Ольги Аросевой.

А однажды в письме Николинки оказались две куколки, сделанные из ниток- красная и белая. Пижо и Пенда. И открытка с надписью "Честита баба Марта!". Оказалось, что так в Болгарии поздравляют с приходом календарной весны.

Катька, кстати, обзавидовалась. Ей Гражина из Лодзи таких куколок не присылала.

Потом отцу предложили другое место работы, мы с родителями переехали и при переезде письма Николинки потерялись. Вещи паковала мать и, как всегда при переезде, избавилась от всего, что посчитала лишним. В том числе и от моих старых тетрадок, в которых лежали письма. Переписывались мы не очень часто и адрес наизусть я не помнила.

Ну, а теперь Николинке, как и мне, уже шестьдесят. Наверное, у неё есть дети и они, конечно, уже взрослые. А, может, есть и внуки или внучки такого же возраста, какого и мы были тогда. Только теперь письма не пишут и по почте не отправляют. Полвека прошло, всё изменилось.

Однако бабу Марту в Болгарии празднуют по-прежнему. И дарят друг другу мартенички.

А видя Пижо и Пенду, я вспоминаю хорошую девочку Николинку.