Найти тему
О модном теле

Битва за брюки

Тема одежды в истории телесности и в истории феминизма - одна из ключевых. Нечасто мы видим людей, нагих, а вот разные сочетание ткани и кожи могут много нам рассказать. Идея четкого разделения одежды на мужскую и женскую лежит в основе патриархата. Об этом написано множество страниц, но сам факт ношения удобной и не очень удобной одежды становится маркером власти. Традиционная женская одежда менее удобная и ограничивает физическую активность, в отличие от мужской.

Попытка ношения не своего платья даже была основанием для церковного разбирательства. К слову, Жанне д`Арк в числе прочих обвинений, предъявили ношение мужского платья. Ситуация немного изменилась только в XIX веке, когда Аврора Дюдеван, писавшая под псевдонимом Жорж Санд, появилась в мужском наряде.

Жорж Санд в разных нарядах.
Жорж Санд в разных нарядах.

Мужской костюм в отличие от женского был не только удобнее, но и позволял значительно экономить. Во-первых, для него нужно меньше ткани и его пошив дешевле, во-вторых, в мужском костюме можно было посещать кафе и брать недорогие места в театре, то было невозможно сделать в платье. Для такой радикальной смены гардероба нужна была не только смелость, но и разрешение правительства. Аврора Дюдеван его добилась и показывала, когда полиция намеревалась её арестовать за ношение мужского костюма. Брюки на женщине считались верхом неприличия, ведь они подчеркивали бедра. А ещё создавали потенциальную возможность для конкуренции с мужчинами в борьбе за рабочие места.

Амелия Блумер в предложенном ею наряде.
Амелия Блумер в предложенном ею наряде.

В эпоху кринолинов, в 1851 году, в Лондоне, публику шокировала известная американская суфражистка Амелия Блумер. Она появилась в короткой и достаточно широкой юбке в сочетании с панталонами, прихваченными на щиколотке резинкой или шнурком. Первой реакцией был шок, газет наполнились карикатурами над блумерсами издевались и мужчины, и женщины. Однако, довольно много женщин поддержало смелую Амелию. Сотени женщин писали ей с с просьбами больше сообщить о блумерсах, напечатать их выкройки, сделать обзор летних и зимних моделей. Для своего времени такая одежда, кажущаяся сегодня смешной, была балансом между требованиями удобства и представлениями о пристойности, так как скрывала бедра и ягодицы.

Наряд для езды  на велосипеде. 1894. Вестник моды
Наряд для езды на велосипеде. 1894. Вестник моды

Настоящим прорывом в ношении брюк стало изобретение велосипеда. Относительно (конечно, относительно собственного экипажа) недорогое средство передвижения стало очень популярно среди женщин. А вместе с ним и широкие брюки, дававшие свободу движений.

«Ничто на свете так не поспособствовало эмансипации женщин, как езда на велосипеде, — говорила в 1896 году суфражистка Сьюзен Б. Энтони. — Я радуюсь каждый раз, когда вижу женщину, проезжающую мимо на велосипеде. Велосипед дарит ощущение свободы и уверенности в собственных силах».

Но женщин на велосипедах арестовывали за непристойное поведение, брюки осуждали, ведь активная женщина, это очень неудобный персонаж

P.S. Подписывайтесь на мой канал о истории тела! Будет интересно!