Пожалуй, в череде советских военачальников высшего чина не найти столь авантюрной и таинственной судьбы.
Даже сегодня не все секреты маршала авиации Сергея Александровича Худякова раскрыты
Начнем с того, что маршальских звезд он достиг на удивление быстро, при этом не был летчиком-асом. Во-вторых, а точнее, тоже во-первых, он вообще-то не был ни Сергеем, ни Александровичем, ни Худяковым. И тщательно скрывал свою истинную биографию от коллег. В-третьих (или как раз во-первых?) даже великим державам не так уж часто доводилось успешно проводить операции по захвату или уничтожению руководства соседней страны.
Штурм дворца Амина в Кабуле в конце 1979 года памятен до сих пор. А Худяков в конце 1945-го совершил кое-что не менее эффектное. И пожалуй, более опасное. Это была последняя — и самая блестящая — операция, которой ему довелось руководить.
ЮНЫЙ ТЕЛЕФОНИСТ
Но начнем с более ранних загадок.
Итак, 15-летний кавказский парень стал сотрудничать с большевистской разведкой. Видимо, именно тогда он познакомился с другим начинающим агентом — Лаврентием Берией. И совсем уже точно ему довелось пообщаться с самим товарищем Кобой, которого очень скоро весь мир узнал как Иосифа Сталина.
Соратники называли молодого большевика «товарищ Арменак».
В Баку, на нефтепромыслах, он работал связистом. Шла Первая мировая, которую тогда называли Великой. Есть гипотеза, что Арменак Ханферянц каким-то образом узнал, что Берия работает не только на большевиков, но и на меньшевиков, а по сути — на англичан. Он был телефонистом, имел возможность подслушивать деликатные разговоры...
И послал руководству донос на неугомонного Лаврентия Павловича, в котором упоминал о его «подозрительных разговорах» с британским консулом в Баку. Но людям Берии удалось перехватить этот донос, а после победы большевиков на Кавказе, когда карьера будущего наркома внутренних дел пошла вверх, Ханферянц счел за благо полностью поменять не только имя и фамилию, но и биографию.
По-русски он говорил чисто, почти без акцента. Это свойственно некоторым карабахцам, а Ханферянц родился в селе Мецтаглар, которое знаменито древнейшими горными пещерами. Но ему пришлось забыть и об этом селе, и о родственниках... Карабахский армянин превратился в русского по фамилии Худяков, по имени Сергей Александрович.
ТОВАРИЩ ХУДЯКОВ
Он тщательно придумал себе биографию. Место рождения — город Вольск Саратовской губернии. В дружеских разговорах он часто вспоминал о Волге, считался настоящим волжанином. Отца себе избрал самого добропорядочного: машинист паровоза, истинный пролетарий — в те времена это ценилось.
Чтобы объяснить несколько восточную наружность, Худяков говорил, что его мама была обрусевшей грузинкой.
На Волге, в торговых краях, это не такая уж редкость. Горец храбро сражался в красной кавалерии, не раз совершал диверсии в тылу врага. Защищал Царицын, воевал в 1-й Конной армии под командованием Семена Буденного.
Достичь высоких командирских званий с ходу ему тогда не удалось. Амбициозному молодому комэску после Гражданской пришлось довольствоваться скромной ролью командира погранотря- да, который дислоцировался в Джульфе, городке, наполовину принадлежавшем Советскому Союза, а наполовину — Ирану. На границе случались кровавые инциденты. Опыт Гражданской войны «товарищу Худякову» пригодился.
ДОВЕРИЕ СТАЛИНА
В начале 1930-х в Красной армии наблюдался избыток кавалеристов. В основном их переводили в танковые войска и артиллерию. Но Худяков — редкий случай, — будучи уже не юношей, решил связать судьбу с авиацией. В 1936 году окончил командный факультет Военно-воздушной академии РККА имени Н. Е. Жуковского, одновременно посещал авиаклуб; научился водить самолеты. Говорят, у него имелись летные способности. Впрочем,направили Худякова на штабную службу, причем сразу на высокие должности. В годы Большого террора те, кому повезло, делали быструю карьеру. Вождь приглядывался к новоиспеченному командиру «сталинских соколов». Помнил ли он его по Баку? Загадка. Берия, скорее всего, помнил, но помешать карьере экс-Ханферянца до поры до времени не мог.
В 1938 году полковник Худяков стал начальником тыла управления ВВС. Но еще быстрее он начал расти по службе в годы войны, когда проявил себя по- настоящему энергичным командиром Уже во время битвы за Москву он был командующим ВВС фронта. Без взысканий не обходилось, но Сталин ценил Худякова высоко. Он был и начальником штаба ВВС Красной армии, и командовал 1-й воздушной армией Западного фронта.
В 1943-м Худякову поручили секретную операцию: обеспечить перелет советской делегации на Тегеранскую конференцию. Включая самого товарища Сталина. Да, это был знак доверия вождя. И на Ялтинскую конференцию маршал авиации уже полетел в качестве советника. На знаменитой фотографии «Большой тройки» во дворике Ливадийского дворца узнать Худякова на заднем плане нетрудно.
Война для него не завершилась 9 мая 1945 года. Худяков возглавил авиацию Дальневосточного округа и действовал против японцев в Маньчжурии.
САМОЛЕТ, ПОЛНЫЙ ЗОЛОТА
Во главе карманного государства Маньчжоу-го самураи еще в 1932 году поставили Пу И Кан Дэ, последнего императора из знаменитой маньчжурской династии Цин, возведенной на китайский престол еще в начале XVI века. Советскую власть это не устраивало. И в 1945 году пришла пора уничтожить этот враждебный для СССР очаг.
Десант, которым командовал Худяков, удался на славу. Японцев ошеломили, разгромили, а всю верхушку «империи» арестовали. Через всю Сибирь в Москву направились два «Дугласа».
В первом — сам Худяков, пленный император и японские генералы. Во втором — золотой запас Маньчжоу-го. Второй самолет с самого начала сбился с курса, и его потеряли... В итоге Худякову приказали приземлиться под Читой и там вежливо арестовали, как и несчастного императора. Останки самолета потом нашли на советской территории,но золото пропало навсегда. А Сталин к таким вещам относился крайне строго!
Следователи предполагали, что маршал мог перебросить золото американцам (их армия стояла неподалеку), взамен получить от них банковский счет с круглой суммой и при первом удобном случае бежать. Благо от Дальнего Востока до американских аэродромов в Японии рукой подать.
Но официально судили его не за это, а как это было принято в те годы, за шпионаж. Тем более открылась двойная жизнь маршала... На очной ставке родственники из Нагорного Карабаха с трудом, но все-таки опознали Худякова как Арменака Ханферянца, пропавшего много лет назад.
Следствие пришло к категоричным выводам: «В 1918 году был завербован в гор. Баку английской разведкой, по заданию которой, скрыв свою настоящую фамилию, национальность и социальное прошлое, внедрился на военную службу в Красную армию и пролез в ряды ВКП(б). На протяжении многих лет он выдавал себя за Худякова Сергея Александровича, сына железнодорожного машиниста, тогда как на самом деле происходит из семьи владельца рыбного промысла Ханферянц».
Но Худякова долго не расстреливали. Возможно, Сталин колебался, рассчитывал, что бывший бакинский телефонист может еще понадобиться.
Только в 1950 году приговор привели в исполнение.
Около 6 лет «бывший маршал» Худяков считался врагом народа. А в 1956м его реабилитировали. Посмертно вернули звание и ордена, восстановили в рядах партии. С тех пор в СССР его чтили как героя. И о спорных эпизодах его биографии предпочитали не вспоминать. Он так и остался в истории самым загадочным маршалом Страны Советов.