Найти в Дзене

Тайна Крылатого Маршала

Оглавление

Пожалуй, в череде советских военачальников высшего чина не найти столь авантюрной и таинственной судьбы.

Даже сегодня не все секреты маршала авиации Сергея Александровича Худякова раскрыты

Начнем с того, что маршаль­ских звезд он достиг на удив­ление быстро, при этом не был летчиком-асом. Во-вто­рых, а точнее, тоже во-первых, он вооб­ще-то не был ни Сергеем, ни Алексан­дровичем, ни Худяковым. И тщательно скрывал свою истинную биографию от коллег. В-третьих (или как раз во-пер­вых?) даже великим державам не так уж часто доводилось успешно прово­дить операции по захвату или уничто­жению руководства соседней страны.

Штурм дворца Амина в Кабуле в конце 1979 года памятен до сих пор. А Худя­ков в конце 1945-го совершил кое-что не менее эффектное. И пожалуй, более опасное. Это была последняя — и са­мая блестящая — операция, которой ему довелось руководить.

ЮНЫЙ ТЕЛЕФОНИСТ

Но начнем с более ранних загадок.

Итак, 15-летний кавказский парень стал сотрудничать с большевистской развед­кой. Видимо, именно тогда он познако­мился с другим начинающим агентом — Лаврентием Берией. И совсем уже точно ему довелось пообщаться с самим то­варищем Кобой, которого очень скоро весь мир узнал как Иосифа Сталина.

Соратники называли молодо­го большевика «товарищ Арменак».

В Баку, на нефтепромыслах, он работал связистом. Шла Первая мировая, кото­рую тогда называли Великой. Есть гипо­теза, что Арменак Ханферянц каким-то образом узнал, что Берия работает не только на большевиков, но и на мень­шевиков, а по сути — на англичан. Он был телефонистом, имел возможность подслушивать деликатные разговоры...

И послал руководству донос на неуго­монного Лаврентия Павловича, в котором упоминал о его «подозрительных разговорах» с британским консулом в Баку. Но людям Берии удалось пе­рехватить этот донос, а после победы большевиков на Кавказе, когда карь­ера будущего наркома внутренних дел пошла вверх, Ханферянц счел за благо полностью поменять не только имя и фамилию, но и биографию.

По-русски он говорил чисто, почти без акцента. Это свойственно некото­рым карабахцам, а Ханферянц родился в селе Мецтаглар, которое знаменито древнейшими горными пещерами. Но ему пришлось забыть и об этом селе, и о родственниках... Карабахский армянин превратился в русского по фамилии Ху­дяков, по имени Сергей Александрович.

ТОВАРИЩ ХУДЯКОВ

-2

Он тщательно придумал себе био­графию. Место рождения — город Вольск Саратовской губернии. В дру­жеских разговорах он часто вспоминал о Волге, считался настоящим волжани­ном. Отца себе избрал самого добро­порядочного: машинист паровоза, ис­тинный пролетарий — в те времена это ценилось.

Чтобы объяснить несколько восточ­ную наружность, Худяков говорил, что его мама была обрусевшей грузинкой.

На Волге, в торговых краях, это не такая уж редкость. Горец храбро сражался в красной кавалерии, не раз совершал диверсии в тылу врага. Защищал Цари­цын, воевал в 1-й Конной армии под ко­мандованием Семена Буденного.

Достичь высоких командирских зва­ний с ходу ему тогда не удалось. Амбици­озному молодому комэску после Граж­данской пришлось довольствоваться скромной ролью командира погранотря- да, который дислоцировался в Джульфе, городке, наполовину принадлежавшем Советскому Союза, а наполовину — Ира­ну. На границе случались кровавые ин­циденты. Опыт Гражданской войны «то­варищу Худякову» пригодился.

ДОВЕРИЕ СТАЛИНА

В начале 1930-х в Красной армии на­блюдался избыток кавалеристов. В ос­новном их переводили в танковые вой­ска и артиллерию. Но Худяков — редкий случай, — будучи уже не юношей, решил связать судьбу с авиацией. В 1936 году окончил командный факультет Воен­но-воздушной академии РККА имени Н. Е. Жуковского, одновременно посе­щал авиаклуб; научился водить самоле­ты. Говорят, у него имелись летные спо­собности. Впрочем,направили Худякова на штабную службу, причем сразу на вы­сокие должности. В годы Большого тер­рора те, кому повезло, делали быструю карьеру. Вождь приглядывался к ново­испеченному командиру «сталинских соколов». Помнил ли он его по Баку? За­гадка. Берия, скорее всего, помнил, но помешать карьере экс-Ханферянца до поры до времени не мог.

В 1938 году полковник Худяков стал начальником тыла управления ВВС. Но еще быстрее он начал расти по службе в годы войны, когда проявил себя по- настоящему энергичным командиром Уже во время битвы за Москву он был командующим ВВС фронта. Без взыс­каний не обходилось, но Сталин ценил Худякова высоко. Он был и начальником штаба ВВС Красной армии, и командо­вал 1-й воздушной армией Западного фронта.

В 1943-м Худякову поручили сек­ретную операцию: обеспечить перелет советской делегации на Тегеранскую конференцию. Включая самого товари­ща Сталина. Да, это был знак доверия вождя. И на Ялтинскую конференцию маршал авиации уже полетел в качестве советника. На знаменитой фотографии «Большой тройки» во дворике Ливадий­ского дворца узнать Худякова на заднем плане нетрудно.

На Ялтинскую конферен­цию маршал авиации Ху­дяков полетел в качестве советника Сталина. На этой знаменитой фото­графии «Большой тройки» узнать его на заднем пла­не нетрудно: Худяков сто­ит третий справа во вто­ром ряду.
На Ялтинскую конферен­цию маршал авиации Ху­дяков полетел в качестве советника Сталина. На этой знаменитой фото­графии «Большой тройки» узнать его на заднем пла­не нетрудно: Худяков сто­ит третий справа во вто­ром ряду.

Война для него не завершилась 9 мая 1945 года. Худяков возглавил авиацию Дальневосточного округа и действовал против японцев в Маньчжурии.

САМОЛЕТ, ПОЛНЫЙ ЗОЛОТА

Во главе карманного государства Маньчжоу-го самураи еще в 1932 году поставили Пу И Кан Дэ, последнего им­ператора из знаменитой маньчжурской династии Цин, возведенной на китай­ский престол еще в начале XVI века. Со­ветскую власть это не устраивало. И в 1945 году пришла пора уничтожить этот враждебный для СССР очаг.

Десант, которым командовал Худя­ков, удался на славу. Японцев ошело­мили, разгромили, а всю верхушку «им­перии» арестовали. Через всю Сибирь в Москву направились два «Дугласа».

В первом — сам Худяков, пленный им­ператор и японские генералы. Во вто­ром — золотой запас Маньчжоу-го. Вто­рой самолет с самого начала сбился с курса, и его потеряли... В итоге Худякову приказали приземлиться под Читой и там вежливо арестовали, как и несчаст­ного императора. Останки самолета потом нашли на советской территории,но золото пропало навсегда. А Сталин к таким вещам относился крайне строго!

Следователи предполагали, что маршал мог перебросить золото амери­канцам (их армия стояла неподалеку), взамен получить от них банковский счет с круглой суммой и при первом удоб­ном случае бежать. Благо от Дальнего Востока до американских аэродромов в Японии рукой подать.

Но официально судили его не за это, а как это было принято в те годы, за шпионаж. Тем более открылась двой­ная жизнь маршала... На очной ставке родственники из Нагорного Карабаха с трудом, но все-таки опознали Худякова как Арменака Ханферянца, пропавшего много лет назад.

Следствие пришло к категоричным выводам: «В 1918 году был завербован в гор. Баку английской разведкой, по заданию которой, скрыв свою настоя­щую фамилию, национальность и со­циальное прошлое, внедрился на воен­ную службу в Красную армию и пролез в ряды ВКП(б). На протяжении многих лет он выдавал себя за Худякова Сер­гея Александровича, сына железнодо­рожного машиниста, тогда как на самом деле происходит из семьи владельца рыбного промысла Ханферянц».

Но Худякова долго не расстрели­вали. Возможно, Сталин колебался, рассчитывал, что бывший бакинский телефонист может еще понадобиться.

Только в 1950 году приговор привели в исполнение.

Около 6 лет «бывший маршал» Худя­ков считался врагом народа. А в 1956м его реабилитировали. Посмертно верну­ли звание и ордена, восстановили в ря­дах партии. С тех пор в СССР его чтили как героя. И о спорных эпизодах его био­графии предпочитали не вспоминать. Он так и остался в истории самым загадоч­ным маршалом Страны Советов.