Найти тему

Голливудский блокбастер, или Зачем Вашингтону давить на Бишкек?

Свобода и независимость, как известно, являются основными ценностями любого государства, и Кыргызстан в этом плане – не исключение. Население республики неоднократно доказывало свое право жить в суверенном демократическом государстве. Три смены власти, произошедшие на «островке демократии в Центральной Азии» за последние 15 лет, – явное тому подтверждение. Поэтому любое вмешательство извне расценивается кыргызстанцами как попытка попрания завоеваний народа. Вместе с тем, по факту, Кыргызстан давно превратился точку пересечение геополитических интересов трех ведущих мировых держав – Российской Федерации, Китая и Соединенных Штатов Америки. Первые две сегодня придерживаются позиции невмешательства во внутренние дела Кыргызской Республики, в отличие от США, которые демонстрируют иную стратегию «взаимодействия» с официальным Бишкеком.

В Вашингтоне никогда не скрывали, что заинтересованы в финансировании Кыргызской Республики. И даже называли конкретные суммы, официально потраченные на развитие экономики и построение динамичного гражданского общества в КР – более $2 млрд за последние 30 лет, о чем 31 августа 2020 года заявил теперь уже экс-госсекретарь США Майкл Помпео.

«Мы по-прежнему твердо привержены поддержке суверенитета и территориальной целостности Кыргызской Республики», - отмечал Помпео, поздравляя кыргызстанцев с Днем независимости. Но по факту Вашингтон временами позволял себе забывать о своей приверженности этим ценностям. Вспомнить хотя бы заявление посла Соединенных Штатов Америки в Кыргызстане Дональда Лу относительно борьбы с коррупцией, обернувшееся дипломатическим скандалом.

Голливудский блокбастер

Напомним, во время церемонии вручение медиа-премии 5 декабря 2020 года Лу раскритиковал действия кыргызских властей в борьбе с преступностью, заявив о наличии в КР «криминальной империи» и упомянув при этом бывшего замглавы Государственной таможенной службы Раима Матраимова и криминального авторитета Камчы Кольбаева. А происходящее в стране сравнил с голливудским блокбастером. Несмотря на незавершенный статус досудебного производства по делам Кольбаева и Раима-миллиона, Лу призвал предать их суду и определить наказание, которое «не даст их преступным сетям воровать у кыргызского народа».

Посол США в КР Дональд Лу.
Посол США в КР Дональд Лу.

Выпад в сторону судебное ветви власти, бывшего и действующего руководства Кыргызской Республики, силовых структур ожидаемо вызвали ответную реакцию со стороны Министерства иностранных дел страны.

«Посольству США в Бишкеке указано на содержание в видеообращении Посла США Д. Лу, опубликованном недавно в СМИ, элементов вмешательства во внутренние дела и давления на следствие, - отметили в твиттере МИДа ответ за заявление посла. - Эти незыблемые принципы как международных отношений, так и национального законодательства не могут быть нарушены ни при каких благих целях».

В Жогорку Кенеше высказывания дипломата расценили как заявление, которое может повлиять на следствие и суды, напомнив, что мнение этого человека расценивается как мнение целой страны. В ЖК КР также подчеркнули, что в Венской конвенции, к которой Кыргызстан присоединился в 1994 году, и которой регулируется работа дипломатов, четко прописано, что дипломаты обязаны не вмешиваться во внутренние дела государства, в котором пребывают.

Ахиллесова пята Жээнбекова

«С одной стороны, это самое что ни на есть прямое вмешательство, учитывая, что заявления Дональда Лу не были абстрактными, он указал на конкретные персоналии. Одно дело, когда посольство США говорит в общем о неких преступных группировках, и совсем другое, когда речь идет уже о конкретных уголовных делах и лицах, которые по ним проходят, - прокомментировал в декабре 2020 года высказывания посла Соединенных Штатов изданию Region.kg эксперт по вопросам безопасности, ветеран спецслужб КР Таалайбек Джумадылов. - Но здесь нечему удивляться. США считают себя «градом на холме», а потому уверены, что имеют право вмешиваться во внутренние дела любой страны. И цели-то они вроде ставят благородные – оказать содействие в борьбе с коррупцией и т. д. Но это лишь публичная декларация Вашингтона, которая вызывает массу вопросов. Дело в том, что коррупция как способ управления государством в Кыргызстане прижилась давно. Так называемые «кошельки» – люди, которые сидят на потоках теневой экономики и отмечаются перед правящей семьей или кланом, были всегда – и при Акаеве, и при Бакиеве, и при Атамбаеве. Поэтому коррупция, как и ОПГ и контрабанда, в нашей стране были, и, наверное, будут всегда. И тут не нужно питать иллюзий, что американцы придут и помогут нам искоренить эти проблемы… Да, Раимбек Матраимов – коррупционер, который злоупотреблял служебным положением, но это фигура не того уровня, чтобы лично Госсекретарь США делал по нему заявления».

По словам эксперта, дело в том, что после расторжения межправительственного соглашения о сотрудничестве между КР и США, произошедшего в бытность президентом Алмазбека Атамбаева, американская сторона искала способ восстановить свои позиции в Кыргызстане и увидела его после смены власти в республике. Они поняли, что «ахиллесовой пятой» президента Жээнбекова является Матраимов.

Задержание Р. Матраимова.
Задержание Р. Матраимова.
«После того как Атамбаев, который был в курсе незаконных схем Матраимова, обвинил Раима в коррупции, заявив о том, что он вложил в предвыборную кампанию Сооронбая Жээнбекова порядка $25 млн, американцы увидели возможность для своих действий. Они решили надавить на нового главу государства, используя этот фактор. Пошла активная медийная раскрутка этого «антикоррупционного» тренда... Но здесь нужно четко понимать, что в задачи США не входит искоренение коррупции в Кыргызстане. Их единственная цель – создание проблем в сфере безопасности в подбрюшье России, и использование нашей республики в качестве плацдарма для раскачки ситуации в приграничных регионах Китая. Все это происходит в рамках стратегии США по Центральной Азии, которая, в свою очередь, вписывается в их глобальную доктрину безопасности, где Россия обозначена как враг, а Китай – как геополитический противник Вашингтона. И с точки зрения реализации данных программ Кыргызстан – идеальный вариант для создания проблем», – отмечает Таалайбек Джумадылов.

Эксперт уверен, «страну будет постоянно лихорадить, в Кыргызстане будут продолжаться попытки дестабилизировать обстановку и пытаться создать хаос, чего американцы и добиваются для решения своих геополитических интересов, Вашингтон будет использовать весь доступный арсенал инструментов – публичные заявления американского посла и других высокопоставленных лиц США, будут активизироваться агенты влияния».

И он этот арсенал уже использует: пример – заявление посольства Соединенных Штатов по итогам президентских выборов в КР 10 января 2021 года, в котором Вашингтон открыто намекнули Садыру Жапарову на использование «преимуществом непропорционально превосходящих финансовых средств и административных ресурсов, что привело к неравным условиям игры и запугиванию избирателей».

«Мы призываем правоохранительные органы Кыргызстана расследовать эти нарушения в соответствии со всеми надлежащими конституционными нормами и законами», - говорится в заявлении посольства, которое завершается словами о признании США Садыра Жапарова избранным президентом.

По мнению экспертов, тон заявления свидетельствует о том, что Вашингтон не одобряет выбор кыргызстанцев. В этом уверен экс-замминистра иностранных дел, профессор Дипакадемии при МИД КР Аскар Бешимов, заявивший в интервью сайту Region.kg, что несколько лет отношения между Кыргызстаном и Штатами находятся на нуле, и сейчас американская сторона прощупывает ситуацию, намекая новому главе государства, что он должен считаться с США.

«Во время предвыборной кампании проамериканские силы активно выступали против Садыра Жапарова, дипломаты недвусмысленно давали понять, что не поддерживают кандидата №1. Но когда по их рекомендации Жапаров наметил свой первый визит в Казахстан, потом в Узбекистан и Таджикистан, а потом уже в Россию и Китай, и, более того, заявил, что намерен выстраивать отношения со всеми мировыми центрами силы, они сделали маленький шажок ему навстречу, и теперь США настороженно ожидают ответных действий», - отметил Бешимов.

Соглашение в интересах США?

К слову, о межправительственном соглашении о сотрудничестве между КР и США... Планируемый вариант документа, по мнению эксперта по вопросам государственного управления Шерадила Бактыгулова, учитывает, по большей части, американские интересы, а не кыргызстанские.

«В новом варианте документа мы мало что получаем от этого сотрудничества, – отметил Бактыгулов на одной из онлайн-конференций. – В нём, например, говорится об освобождении от налогообложения граждан США, поставок товаров, услуг и так далее. Кроме того, наделяются дипломатическим статусом и неприкосновенностью не только персонал посольства и сотрудники аффилированных с правительством США международных организаций, но и все, кто с ними так или иначе сотрудничает. Включая представителей местных НПО, имеющих западное финансирование. Как такое возможно? Это не имеет никакого отношения к сотрудничеству между Кыргызстаном и США».
Посольство США в КР.
Посольство США в КР.

Миллионы на демократию

Одним из инструментов Вашингтона экспертное сообщество считает функционирование проамериканских общественно-политических институтов. В частности, интерес вызывает работа таких организаций, как Национальный фонд в поддержку демократии (NED) по Центральной Азии и Национальный демократический институт (NDI).

  • NED, созданный в 1983 году Конгрессом США для продвижения демократии, по данным мировых СМИ, в свое время спонсировал оппозиционные движения «Солидарность» (Польша), «Хартия 77» (Чехословакия), «Отпор» (Сербия). В 2014-2015 годы NED выделил российским НПО $9,3 млн, «Молодежному движению» в Казахстане — $1 млн, украинским НПО — около $14 млн. В своем отчете за 2015 год NED заявил, что выделенные организацией средства «сыграли важную роль на начальном этапе евро-майдана в Киеве».

В Кыргызстане NED засветился в мае 2019 года, во время встречи активистки Риты Карасартовой с региональными координаторами NED по Центральной Азии Спаской Гатзинска и Джозефом Беллом. На фотографиях, распространенных в Интернете, Гатзинску и Белла можно увидеть на переговорах с оппозиционными политиками и главами активных НПО республики. Вместе с тем, в преддверии парламентских выборов 2020 года Национальный фонд увеличил грантовую помощь СМИ, лидерам гражданского общества и неформальным молодежным организациям.

  • По линии NDI, осуществляющей деятельность в КР с 1998 года, Кыргызстан получает финансирование на «усиление гражданского участия, повышение уровня открытости и конкуренции политических систем, развитие эффективности и ответственности власти». Один из последних грантов в размере $1,2 млн, выделенный по линии USAID и NDI, был направлен на проведение мониторинга парламентских выборов 2020 года. По официальным данным, сегодня в стране действует пятилетняя программа по политическим процессам в Кыргызской Республики, бюджет которой составляет $10 млн.