Найти тему
Участник Жизни

Как солдат хирургом стал. Осуществление мечты. Часть 2

Полевой госпиталь времен Великой отечественной войны
Полевой госпиталь времен Великой отечественной войны

Начало Как солдат хирургом стал. Осуществление мечты. Часть 1

Продолжение.

Начало войны. На сборный пункт привозят новобранцев, собранных по отдаленным сибирским селам. Выдают новую форму, распределяют по подразделениям. Уже готовые укомплектованные подразделения уезжают в летний лагерь для прохождения курса начальной военной подготовки. Новобранцев учат ходить строем, копать окопы, стрелять из винтовки. Фронту нужны свежие дивизии, поэтому курсы короткие, многому не научишь. Попутно с учебой командиры решают организационные вопросы в своих подразделениях. Назначаются командиры отделений, комсорги, формируются пулеметные расчеты, набираются роты разведки и т.д. Личный состав разношерстный как по возрасту, так и по образованию. Разобраться, кто на что способен и к чему пригоден не просто.

Все штатные единицы заполнены, всё организовано, учеба идет полным ходом. Командир одной из рот спохватился, что должность санинструктора у него до сих пор вакантная. Что-то нужно предпринять по этому поводу. Вышел из палатки и увидел солдата из своей роты, идущего неизвестно откуда, неизвестно куда. «Что он тут делает, когда рота на учёбе?» - подумал ротный и окликнул солдата. Солдат подошел, представился. Молодой, ушастый. «Сгодится», - решил командир и спросил – «Куда идешь, почему не на полигоне?». «Взводный отправил в медчасть, я руку повредил, обработать надо», - отвечает солдат. «Судьба», - подумал ротный, а вслух сказал - «Вот и хорошо, зайдешь в глав врачу, скажешь, что назначен санинструктором в своей роте, пусть выдаст, что положено». «Есть», - ошарашено ответил солдатик – «Разрешите идти». «Ступай».

Максимка, а именно так звали солдатика, был невысокого роста, худощавый, белобрысый, ушастый. Попал в этот незнакомый ему мир, как и все здесь присутствующие, не по своей воле. Жил он до этого в сибирской деревне, где все ему было близко и знакомо, в город выезжал с отцом только по большим праздникам. Еще в начале лета 1941 года он был уверен, что жизнь свою проживет здесь, в родной деревне, под огромными соснами на берегу реки. Заведет семью, постоит дом, будет работать в колхозе или местном охотхозяйстве. Не сомневался, что и закончится его путь в этой же деревне на берегу реки в окружении детей и родственников. На этом его огромный мир и планы на жизнь заканчивались, а все о чем рассказывало радио и писали газеты, было где-то там в другой вселенной. В которую он вскорости и попал. Ранним летним утором, местный почтальон разнес по домам, где жили молодые ребята, повестки, а уже на следующий день парни уезжали в кузове грузовика вместе с офицером и водителем в военной форме под патриотические речи председателя и завывания матерей. Так жизнь парня сделала крутой незапланированный поворот.

Но это не всё, что нужно знать о Максимке. Было у него одно увлечение, да даже не увлечение, так – интерес. Зародился он, или точнее был разбужен далеко в детстве. Как-то привела его мать в фельдшерский пункт, что был в дерене. Ухо болело у мальчишки, всю ночь промаялся и родителям спать не дал. Местный фельдшер, пожилой мужчина, заглянул в ухо, взял из стеклянного шкафчика пузырек с какой-то жидкостью, погрел его в руке, положил мальчика на кушетку, и закапав теплую жидкость, заложил в ухо ватный шарик. В ухе стало тепло, боль постепенно отпускала, глаза слипались. Фельдшер спокойным монотонным голосом что-то объяснял матери. Так хорошо стало мальчишке, тепло и спокойно, он стал засыпать. «Как дела?» - осторожно тронул за плечо мальчика фельдшер. Максимка открыл глаза, встал и пошел к маме. «Скажи доктору спасибо», - прошептала мать. «Спасибо», - сонным голосом пролепетал мальчишка и покинул медпункт. Этот визит запал в душу маленькому мальчику. Спокойная атмосфера, теплые руки фельдшера постоянно вспоминались ему. Он подружился с фельдшером, частенько заглядывал в медпункт после школы. Фельдшер поил его горячим чаем с черным хлебом и отвечал на вопросы любопытствующего мальчишки. Максимке многое было интересно: что за пузырьки стоят в шкафу, что нарисовано на медицинских плакатах, весящих по стенам медпункта. В Максимке просыпался интерес к медицине.

* * *

Получил Максимка в медчасти сумку санинструктора, заполненную согласно описи и кроме занятий, на которые ходил со всей ротой, стал еще ходить и на занятия по подготовке санинструкторов. Но в отличие от остальных посетителей этих курсов, которые использовали занятия, чтобы выспаться, нашему герою занятия оказались интересны. Широко открытыми глазами смотрел на плакаты, которые показывал им врач, как губка впитывал всё, что тот говорил. Ох, как интересно, оказалось, знать, где у человека проходят артерии и как делать искусственное дыхание. Лучше всех он накладывал повязки на одноклассников на практических занятиях.

Быстро пролетели курсы, уехали новые дивизии на фронт. На фронте они оказались в самое непростое время. Красная армия отступала, ведя тяжёлые оборонительные бои. Всё что запомнил наш герой об этом времени – это отступление, рытьё окопов, бои и вновь отступление. Усталость была неимоверная, и постоянно хотелось спать. Дивизия несла огромные потери. Кроме обычных солдатских обязанностей, выполнял он и обязанности санинструктора. После каждого боя, каждого обстрела санинструктор проходил, проползал, пробирался по позициям своей роты. Отыскивал раненых, перевязывал, оттаскивал в полевой госпиталь.

И вот после одного из тяжелых оборонительных боев, когда раненых было особенно много, а рук в полевом госпитале не хватало, врач заприметил расторопного сообразительного парня, который приносил ему раненых. Попросил ротного временно прикомандировать его к госпиталю. Ну, где временно, там и постоянно. Остался наш Максимка при госпитале. Помогал врачам, делал перевязки, научился делать уколы. Врач, видя интерес парня к профессии, начал потихоньку учить его премудростям. Рассказывал, показывал. Наш герой быстро схватывал науку, обучался новым навыкам и умениям. Настал день, когда врач поставил его ассистировать на операции. Вместе с новыми знаниями и первыми успехами появился азарт к познанию. Интерес к делу врачевания только рос. Парень ощущал катастрофическую нехватку знаний, и врач, его первый учитель, стал давать ему читать книги и журналы по медицине. Теоретическая база нашего студента пополнялась, а практика… практики было хоть отбавляй.

Прифронтовой полевой госпиталь, конечно, находится не на переднем крае, но место не абсолютно безопасное. Случалось, и сюда долетали снаряды, да и авиа налёты бывали. После одного из таких налётов единственный врач сам оказался в палатке раненых в качестве пациента. В этот день бывший санинструктор провел свою первую самостоятельную операцию. Долго ли, коротко ли это продолжалось, но прибыл в госпиталь новый врач, а раненого увезли лечиться из полевого полкового госпиталя в госпиталь при армии. С тех пор в этом полевом госпитале работали два врача.

Продолжение следует...