Найти тему
Прожектор

Об Алексее Германе и фильме "Мой друг Иван Лапшин"

Оглавление
21 февраля 2013 года ушёл из жизни Алексей Юрьевич Герман – великий режиссёр, которого по масштабу сравнивают с Андреем Тарковским. В отличие от работ всемирно известного Тарковского, фильмы Германа – "для внутреннего пользования". Его творчество невозможно оценивать вне национального контекста, в особенности его лучшие картины, такие как "Проверка на дорогах", "Двадцать дней без войны" и "Мой друг Иван Лапшин". Мы предлагаем вспомнить один из его фильмов.

О Германе

За всю жизнь Герман поставил всего шесть фильмов, считая дебютный "Седьмой спутник" (1967), снятый совместно с режиссёром Григорием Ароновым. Такая, по нынешним меркам, "неплодовитость" мастера была вызвана не столько ограничениями цензурного характера, сколько сознательной установкой режиссёра на качество и полное погружение в материал. Герман снимал кино катастрофически долго – в этом его особенность. Например, последний свой фильм, "Трудно быть богом" (2013), о котором до сих пор не утихают споры, он снимал на протяжении 14 лет.

Уже в "Седьмом спутнике" по повести Бориса Лавренёва, фильме вполне идеологически-выверенном (в нём царский генерал Адамов в годы Гражданской войны естественным образом встаёт на сторону "красных" и в конце концов расстреливается "белыми" бок о бок с простым красноармейцем), проявился интерес Германа к вещественным деталям времени и "дыханию истории". В этом другая особенность Германа – ему неинтересна современность. Он не снял ни одного фильма про неё: он работает с прошлым и воспоминанием о нём. Кинокритик Антон Долин однажды сказал о Германе, что он – "Марсель Пруст из рассказов Шаламова": время в его фильмах – шаламовское, а манера повествования – прустовская.

Алексей Герман и Андрей Болтнев на съёмках фильма "Мой друг Иван Лапшин" / Источник: www.timeout.ru
Алексей Герман и Андрей Болтнев на съёмках фильма "Мой друг Иван Лапшин" / Источник: www.timeout.ru

Герман весь в прошлом, во времени своего отца, известного писателя Юрия Германа (1910–1967). Его творчество – это рефлексия над историей своей страны, семьи, рефлексия над сталинским временем. Он остро чувствует прошлое, время своего детства и произведений отца, и воссоздает его в памяти, чтобы в нём разобраться. А разобраться было в чём: 1930-е годы ("Мой друг Иван Лапшин"), Великая Отечественная война ("Проверка на дорогах", "Двадцать дней без войны"), начало 1950-х при Сталине ("Хрусталёв, машину!").

Отсюда третья характерная для Германа черта, о которой много сказано и написано: документальная манера съёмки, создающая иллюзию чёрно-белой исторической кинохроники. Из шести его фильмов только в "Лапшине" мелькают, как озарения, цветные вставки.

О "Лапшине"

В 1980-е годы Герман задумал экранизировать повесть своего отца "Лапшин" о следователе ленинградской милиции Иване Лапшине, живущем с товарищами в коммуналке, разыскивающем банду душегуба Соловьёва и влюблённом в актрису Адашову. Написанная в 1937 году, бодрая и лаконичная повесть Юрия Германа послужила основой для сценария, но фильм вышел далеко за пределы классической экранизации.

Алексей Герман перенёс действие из Ленинграда 1936-го года в провинциальный город Унчанск начала 1935-го (натурные съёмки проходили в Астрахани) и дополнил его многочисленными личными ассоциациями (так в фильме появился мальчик, глазами которого мы смотрим на жизнь героев в коммуналке). Желая достоверно изобразить 30-е годы и будни уголовного розыска, Герман внимательно изучал архивные документы, просматривал сотни фотографий и километры киноплёнки, беседовал с милиционерами и рассылал реквизиторов во все концы страны. На роль бандита Соловьёва он даже пригласил настоящего преступника, отсидевшего в тюрьме 11 лет.

"Мой друг Иван Лапшин" (1984) – это фильм-воспоминание. Любовная и криминальная линии в нём не столь важны. Главное – это время и люди.

С самой первой сцены зрителя подкупает искренняя интонация героя-рассказчика: "Память услужливо выхватывает лица, обрывки фраз, – забытые, ушедшие. Пусть они останутся. Это моё объяснение в любви… Моё объяснение в любви к людям, рядом с которыми прошло моё детство. В пяти минутах ходьбы отсюда и – полвека тому назад".

Словно всплывая в памяти рассказчика (ему, мальчику, в 1935-м году девять лет), появляются на экране картины: гости, собравшиеся в прихожей после застолья; отец, стирающий ночью одежду в тазике; Лапшин, ловко тягающий гирю… В этих образах-воспоминаниях каждый может узнать что-то своё, близкое.

С поразительной глубиной передаются образы персонажей.

Бесхитростный, вызывающий симпатию начальник опергруппы Иван Лапшин в прекрасном исполнении Андрея Болтнева.

"Мой друг Иван Лапшин" (Ленфильм, 1984)
"Мой друг Иван Лапшин" (Ленфильм, 1984)

Флегматичный доктор – отец мальчика (Александр Филиппенко).

"Мой друг Иван Лапшин" (Ленфильм, 1984)
"Мой друг Иван Лапшин" (Ленфильм, 1984)

Любвеобильный и склочный Окошкин (Алексей Жарков).

"Мой друг Иван Лапшин" (Ленфильм, 1984)
"Мой друг Иван Лапшин" (Ленфильм, 1984)

Скитающийся по стране неприкаянный журналист Ханин (Андрей Миронов).

"Мой друг Иван Лапшин" (Ленфильм, 1984)
"Мой друг Иван Лапшин" (Ленфильм, 1984)

Влюбленная в Ханина неудачливая актриса Адашова (Нина Русланова).

"Мой друг Иван Лапшин" (Ленфильм, 1984)
"Мой друг Иван Лапшин" (Ленфильм, 1984)

У всех – свои привычки (отец насвистывает романсы), свои любимые фразы ("Оревуар, резервуар, самовар", "Вот зверь"). Даже у второстепенных персонажей, вроде Бычкова, есть характер и своя история.

Фото со съёмок в стиле 1930-х годов / Источник: www.imdb.com
Фото со съёмок в стиле 1930-х годов / Источник: www.imdb.com

Эти герои – хорошие люди, живущие в сложное и страшное предвоенное десятилетие, в котором довелось жить нашим дедам и прадедам. Время бравурных маршей ("В этом городе на каждого человека по оркестру!") и скрываемой друг от друга тоски. Время сомнений и осторожных разговоров вполголоса ("Ведь и правда смерти в лицо смотрели – и всё то в радость было… И дни какие-то были длинные"; "Я, Вань, старый старичок…"; "Для меня это тоже удар в сердце, но я отметаю все сплетни вокруг самоубийства Маяковского").

Настроение этих лет полнее всего выразил Ханин – персонаж, замечательно сыгранный Андреем Мироновым. У него умерла жена, он ходит по краю: то зовёт Лапшина на Алдан искать золото, то пытается застрелиться, тайком убежав в ванную с лапшинским ТТ, то с грустью в глазах шутит и балагурит ("Мы все радуемся… – читает он в обрывке газеты. – Вот уж действительно, радуемся, дорогие мои").

Ханин, Адашова, Лапшин / Кадр из фильма "Мой друг Иван Лапшин" (Ленфильм, 1984)
Ханин, Адашова, Лапшин / Кадр из фильма "Мой друг Иван Лапшин" (Ленфильм, 1984)

За небольшой промежуток времени успеваешь прочувствовать жизнь героев. В репликах, лицах, глазах прочесть всю их судьбу. И понимаешь: Лапшин и Ханин не переживут 1937-й год. Потом начнется война, и ни одно из "предсказаний" Адашовой не сбудется. А мальчику, которому в начале 1935-го девять лет, в 1941-м исполнится шестнадцать… О героях начинаешь рассуждать как о реальных людях.

Удивительно, насколько жизненны персонажи и коллизии в главных фильмах Германа.

В "Проверке на дорогах" (1971), например, поражает то, как реалистично показаны и советские партизаны, и немцы. Это просто люди, не герои и не злодеи: молодые, старые, смелые, добрые, ожесточённые, хитроватые... Даже немецкие каратели "по-человечески" обмениваются репликами, отдавая приказ обстреливать деревню из миномётов. В то же время зритель понимает, что эти "обыкновенные немцы" – враги, пришедшие на русскую землю, и у партизан нет никаких сомнений в необходимости с ними бороться.

Так и было в реальности. Герман не любит упрощать, он не боится сложности. На верности в изображении сложных человеческих характеров, на реалистичной передаче мотивов героев построена "Проверка на дорогах" – один из лучших фильмов о Великой Отечественной войне. Возможно, поэтому он столь живо передает главный нерв народной войны, её понятную и простую правду. Первый просмотр фильма вызывает сильнейшее эмоциональное напряжение.

Режиссёрскую манеру Германа часто называют "гиперреализмом". В "Лапшине" она проявила себя ярко и органично. Кажется, сама жизнь запечатлена на киноплёнке: реалистичные типажи-характеры, обрывки разговоров, мелькающие лица, отрывки песен и мелодий… Запоминается глубина "картинки", смысловая наполненность каждого кадра. На дальних планах, как в жизни, всегда происходит действие: вот Лапшин с Адашовой идут по пристани, а позади них дерутся двое матросов.

Сцена у пристани / Кадр из фильма "Мой друг Иван Лапшин" (Ленфильм, 1984)
Сцена у пристани / Кадр из фильма "Мой друг Иван Лапшин" (Ленфильм, 1984)

Подобных эпизодов много. Самый характерный пример: опергруппа едет ловить банду Соловьёва, в машине ведутся разнообразные диалоги, Ханин примеряет кепку Окошкина, в зеркальце заднего вида мелькает лицо Лапшина, сидящего на переднем пассажирском сидении, а через лобовое стекло открывается вид на улицу, по которой едут автомобили и подводы.

"Мой друг Иван Лапшин" (Ленфильм, 1984)
"Мой друг Иван Лапшин" (Ленфильм, 1984)

Трудно себе представить, какая кропотливая операторская, режиссёрская и актёрская работа скрывается за простотой и натуральностью этой небольшой сцены.

И наконец, Герман воссоздает время в мельчайших деталях.

Фотография Кирова в траурной рамке над кроватью Окошкина; песня "Стальная эскадрилья", которую напевает Лапшин вместе с героем Юрия Кузнецова; ещё редкие в провинции автомобили, неизменно преследуемые мальчишками; радиорепродуктор на кухне; папиросы "Блюминг"; "сладкие подушечки" – всё это выразительные приметы времени, не говоря уже об одежде и других бытовых деталях.

Даже лица героев – как главных, так и эпизодических (например, лица военных музыкантов, играющих марш в конце фильма) – не похожи на современные. Это лица тридцатых годов.

Военный оркестр / Кадр из фильма "Мой друг Иван Лапшин" (Ленфильм, 1984)
Военный оркестр / Кадр из фильма "Мой друг Иван Лапшин" (Ленфильм, 1984)

Полное погружение в эпоху – отличительная черта фильма "Мой друг Иван Лапшин". На основе неплохой (особенно для 1937 года) повести отца Алексей Герман создал настоящий шедевр о людях и их времени, о памяти и мгновениях жизни.

А какие у вас впечатления от "Лапшина" и других фильмов Германа? Делитесь в комментариях, а мы постараемся их обсудить в следующих статьях.
Ваш "Прожектор".

Что почитать

О фильмах Алексея Германа-старшего: рецензии, статьи, воспоминания, кадры

Первая развёрнутая рецензия на "Лапшина" после показа в 1985 году

Предисловие Любови Аркус к сборнику "Герман"