Найти тему

Эмоциональное развитие ребёнка: что о нём нужно знать родителям.

Оглавление

Современные мамы сильно увлечены развитием познавательной сферы их детей, но при этом не обращают должного внимания развитию эмоциональной сферы. 

И это не удивительно! Ведь это направление совсем молодое в развитии личности!

Ещё относительно недавно детей учили молчать, им говорили нельзя плакать и отправляли в угол для того, чтоб успокоиться! Я не стану говорить о том, что так нельзя (и многие согласятся в комментариях, что мы-то выросли нормальные!). Дорогие друзья, здесь есть большое «НО»: как воспитывали раньше - это было актуально в то время! 
Мир меняется! И в последние десятилетия это происходит семимильными шагами (с этим не поспоришь). Меняются и сами люди, и их проблемы! 

Увеличилось количество детей, имеющих речевые нарушения, нарушения в поведении и эмоционально-личностном развитии! Также у многих повышен уровень тревожности и занижена самооценка!

Поэтому стоит пересмотреть свои взгляды на воспитание, они должны идти в ногу со временем и следует больше внимания уделять развитию эмоционального интеллекта!

Если вам интересны только практические рекомендации психолога (КАК его развивать), то можете просто пролистать теорию вниз.

Что такое «эмоциональный интеллект»?

Эмоциональный интеллект (EQ) - это способность человека корректно выражать свои эмоции, понимать свои чувства и другого человека.

С понятием IQ (коэффициент интеллекта) знакомы почти все, существует оно более 100 лет, а про EQ заговорили относительно недавно. В 1990 об эмоциональном интеллекте вышла научная статья, авторами которой стали Джон Майер и Питер Саловей, но этот материал тогда не привлёк особенного внимания. Зато в 1995 об эмоциональном интеллекте Дэниэль Гоулман написал целую книгу, - тогда она принесла ему славу!
Итак, последние исследования показывают, что для успешности человека большую роль играет не уровень IQ, как считалось ранее, а его тандем с EQ. 

Как происходит эмоциональное развитие у детей? 

0-1 (младенчество). У ребёнка может быть два состояние удовлетворение/спокойствие или же беспокойство/неудовольствии 

1-3 (раннее детство). Эмоции ребёнка начинают дифференцироваться. Он испытывает и любопытство, и злость, и радость, и испуг, и многие другие. 

Возраст 4-5 лет считается нежным, поскольку именно в этом возрасте вероятность детского невроза (заикание, тики, энурез и др.) возрастает в разы - это связано с психической уязвимостью. Для профилактики таких проблем также будет очень полезно развивать эмоциональный интеллект.

Зачем развивать эмоциональный интеллект?

1. Это позволяет управлять своим поведением.

Когда ребёнок понимает свои чувства, он начинает "решать" проблему, в отличие от ситуации, когда эмоции просто взяли вверх.

Пример. У ребёнка сломалась постройка из конструктора, он кричит и крушит всё вокруг. Ему обидно, он разозлися, но не осознаёт этого. Он действует, не задумываясь,под влиянием сиюминутно возникших эмоций,А если бы он понимал, что чувствует, то ему было бы гораздо легче пережить данную ситуацию и отрегулировать своё поведение в ней.

Кстати, есть даже такой термин "Алекситимия" (это когда человек испытывает затруднения в описании своих чувств, различении эмоций).

2. Это позволяет понимать чувства других людей.

Если ребёнок умеет понимать свои переживания, то постепенно учится понимать и чужие. Это позволит ему в будущем находить общий язык с другими людьми, устанвливать и поддерживать контакты (полезные навыки, правда?), а также развивается способность к эмпатии (способности к сопереживанию и сочувствию, это оказывает влияние на тесную эмоциональную связь с близкими людьми) и формирует ответственность (человек способен прогнозировать последствия своих действий).

КАК развивать эмоциональную сферу?

Задача родителей - научить ребёнка быть собой, принимать себя со всем спектром испытываемых эмоций. Ни в коем случае нельзя делить эмоции на хорошие и плохие, ведь это самый настоящий миф!

1. Взрослый помогает ребёнку справиться с чувствами, признать их и прожить (не только радость, счастье, но и злость, и обиду, и даже зависть!

Когда Вы видите ребёнка радостным, уточняйте: "Ты РАДУЕШЬСЯ?", "Ты так рад!", грустным "Тебе грустно?" и т.д. Или в ситуации, когда ребёнок упал, пожалеть, обнять: "Ты упал, тебе больно и обидно из-за этого", позволить ему прожить эмоции, а не игнорировать или ругать за то, что он плачет.

Хорошо даже сравнивать при этом чувства со сказочными героями или животными (например: ты злишься как грозный тигр), так ребёнку даже легче будет понять себя.

2. Не старайтесь при ребёнке прятать себя настоящего (родители - тоже люди, они могут испытывать и усталость, и раздражение, и злость). Дети подражают им во всём, взрослые для них - проводники в самостоятельную жизнь, главные учителя. Не стоит стесняться "Я расстроилась от того, что за окном дождь, а я так хотела погулять", "Я чувствую раздражение от того, что сегодня совсем не выспалась" и т.д. Рассказывая о себе, Вы знакомите ребёнка со спектром чувств и эмоций. А их, как уже написано выше, не бывает хороших или плохих.

3. Обсуждайте героев и сюжеты мультфильмов/фильмовероев/книг.

Что почувствовали Вы или ребёнок в той или иной ситуации, как бы поступили Вы или он в ней.

4. Игра на развитие эмоциональной сферы - КУБИК ЭМОЦИЙ.

Кто давно подписан на мой канал, знает, что я несколько лет проработала в доме ребёнка (для детей от рождения до 4-5 лет). С ними я играла в кубик эмоций, детям очень нравилось и свои задачи такая игрушка выполняла прекрасно!

Как сделать?

Рисуете на кубике (или приклеиваете распечатанные картинки эмоций): грусть, страх, злость, радость, спокойствие, удивление).

КАК В НЕЁ ИГРАТЬ?

Есть несколько вариантов.

1) Ребёнок бросает кубик, затем с помощью мимики и жестов изображает эмоцию, а остальные угадывают.

2) Ведущий бросает кубик и все участники одновременно показывают выпавшую эмоцию.

3) Для детей постарше. Ведущий бросает ребёнку кубик и спрашивает: "Почему ты такой грустный/удивленный/др.)?", а он придумывает причину.

Играть можно всей семьёй.

Нажимайте "палец вверх", если Вам интересна тема эмоционального развития у детей. БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!