27 сентября 2020 года в Нагорном Карабахе произошло очередное обострение многолетнего конфликта, которое, к счастью, не переросло в полноценную войну между Азербайджаном и Арменией.
9 ноября 2020 года было объявлено перемирие.
По результатам конфликта Нагорно-Карабахская Республика (далее – Нагорный Карабах) потеряла захваченные в первую Карабахскую войну районы Азербайджана и часть территории самого Нагорного Карабаха.
Армения, негласно осуществляющая контроль в Нагорном Карабахе (хотя и не признала официально его независимость), фактически проиграла в ходе обострения конфликта. Именно между Арменией и Азербайджаном было подписано соглашение о прекращении боевых действий.
10 декабря 2020 года в Баку состоялся Парад Победы вооружённых сил Азербайджана и Турции.
В ходе официальных мероприятий Р. Эрдоганом и И. Алиевым было сделано несколько заявлений.
Так, Ильхам Алиев в числе прочего дал понять, что Иреван (Ереван), Зангезур (Сюник) и Гёйча (Севан) — исторические земли Азербайджана, на которых азербайджанский народ жил веками.
Кроме этого он отметил следующее: «Мы видели, как международное право не работает. Сила становилась главным фактором. Международное право, резолюции Совбеза ООН оставались на бумаге. Военное решение конфликта становилось неизбежным».
Р. Эрдоган, в свою очередь, на параде заявил, что в этот день «возрадуется душа» Нури-паши, Энвер-паши, солдат Кавказской исламской армии (всё упомянутое относятся к периоду войн с армянами и большевиками в Южном Закавказье более 100 лет назад (Первая мировая война – установление советской власти в Армении и Азербайджане). В конце своего выступления Президент Турции зачитал отрывки из стихотворения азербайджанского поэта Ахмеда Джавада о разграничении по реке Аракс земель исторического проживания азербайджанцев после Туркменчайского договора 1828 года между Россией и Персией (Ираном). К Российской Империи отошла примерно территория современного Азербайджана, а к Персии - современные северо-западные провинции Ирана, где также преобладают этнические азербайджанцы.
Такая риторика свидетельствует о неудовлетворённости руководства двух стран военными результатами обострения в Нагорном Карабахе.
Азербайджан является молодым национальным государством. А основа такого государства требует подавляющего превосходства основной нации, остальные нации должны составлять незначительную величину и знать своё место. Сейчас в результате победы национализм в Азербайджане получил огромнейшую подпитку. Ранее национализмом отличалась политика Турции. Теперь не понятно, как далеко зайдёт руководство Азербайджана, опираясь на национализм и «братскую помощь братского народа Турции».
Известно, что именно Турция подстрекала и подталкивала Азербайджан к решению проблемы Нагорного Карабаха силовым путём. Вполне вероятно, что Р. Эрдоган будет и дальше вовлекать Азербайджан в свои авантюры, тем более Азербайджан фактически теперь является должником Турции за предоставленную поддержку в ходе обострения конфликта в Нагорном Карабахе.
Куда могут быть направлены взоры союза двух государств?
Во-первых, это Армения. Для Турции и Азербайджана Армения является, проводя аналогию с дипломатическим термином, нежелательным соседом. Но за Арменией стоит Россия – союзник по ОДКБ. Если Турции и Азербайджану удастся обеспечить выход Армении из ОДКБ, то Армения потеряет последнюю реальную гарантию своего существования как государства.
Во-вторых, это Иран. Иран является региональным соперником Турции. Здесь и историческое соперничество и конфессиональное (упрощённо, в Турции сунниты, в Иране шииты). Иран является многонациональным государством. В его северо-западных провинциях живут этнические азербайджанцы. Казалось бы, есть плацдарм для агрессии. Но здесь не всё просто. Во-первых, азербайджанцев в Иране по разным оценкам до 35 млн человек. В самом Азербайджане около 10 млн. Во-вторых, хотя и в Азербайджане, и в Иране шиизм, но он разного толка. Азербайджан является светским государством, а в Иране придерживаются строгих традиций. В-третьих, экономический аспект. Новые территории небогатые и потребуют экономических вложений, которых у Азербайджана нет. Последует экономический кризис. Таким образом, даже вместе с Турцией Азербайджан не в состоянии съесть кусок иранского пирога. Единственное, если Иран окажется в катастрофе после нападения коалиции войск во главе с США, то, вероятно, возможна какая-либо интеграция, но интеграция будет обоюдной. Азербайджан не останется прежним. Скорее всего, это будет Азербайджан на иранский манер.
В-третьих, Грузия. У Азербайджана есть неурегулированные пограничные вопросы с Грузией. Но, в основном, Грузия претендует на территории, занятые Азербайджаном. Главная претензия к Грузии со стороны Азербайджана может быть связана с азербайджанским транзитом через Грузию (например, в отношении безопасности, контроля и тарифов). Но определяющей здесь будет позиция Турции, у которой к Грузии есть серьёзные территориальные претензии (например, Аджария). Кроме этого, Турция может захотеть контролировать транзит по транспортным коридорам «Запад-Восток» и «Юг-Запад», которые затрагивают территорию Грузии. В этом случае Азербайджан будет действовать в качестве ведомого в связке с Турцией. Полностью захватить, оккупировать или аннексировать Грузию в силу разных причин вряд ли получится, а вот решить территориальные и экономические споры в свою пользу Турция и Азербайджан вполне могут. При этом Западу гораздо интереснее Турция и Азербайджан в качестве своих партнёров нежели Грузия. Поэтому Запад может ограничиться своей озабоченностью и контролем с целью недопущения серьёзных гуманитарных последствий.
Чтобы этого не допустить Грузии, в свою очередь, необходимо диверсифицировать транзитные маршруты и наладить отношения с Россией, которая является сдерживающим фактором для Турции.
Источники фото и иллюстраций: ru.wikipedia.org.
Нажимайте на палец вверх и подписывайтесь на канал!
Читайте другие статьи на моём канале