Часто родители не задумываются о том, что необходимо развивать речь ребенка, пока не появятся явные дефекты произношения или ребенок вовсе не говорит в возрасте 3 лет.
Важно способствовать развитию речи и чем раньше вы начнете, тем быстрее поможете ребенку освоить грамотную и четкую речь.
Формирование речи зависит от деятельности многих областей головного мозга, поэтому следует уделять внимание таким направлениям как:
- сенсорные игры (развитие мелкой моторики),
- артикуляционная гимнастика,
- дыхательная гимнастика,
- пальчиковая гимнастика,
- увеличению словарного запаса.
Важно: В раннем возрасте делать эти упражнения в игровой форме, тогда ребенок будет с удовольствием заниматься и развиваться.
Причины, мешающие развитию речи:
1. Просмотр мультиков, игры с планшетом, постоянный звуковой фон (часто наблюдала у знакомых, что целый день работает телевизор) – все это перегружает нервную систему ребенка и снижают активность его речи.
2. Говорящие игрушки – только развлекают ребенка и отвлекают от познания мира. Чем проще игрушка, тем больше вероятность, что ребенку захочется ее «озвучить» (например, набор обычных кубиков, простая кукла или машинка).
3. Когда желания ребенка угадываются и моментально исполняются, то ребенок не стремиться разговаривать. Когда он что-то просит, привычно показывая пальчиком, сделайте вид, что не понимаете и начните задавать вопросы (Например: тебе нужна книжка? мяч? или ты хочешь пить?).
4. Когда с ребенком активно занимаются и требуют от него («повтори», «скажи»), просят повторить сложные слова, а он еще не произносить звуки. И тем самым вызывают у ребенка речевой негативизм.
Примеры упражнений, которые способствуют развитию речи ребенка в 1-3 года:
Сенсорные игры (на развитие мелкой моторики).
Пусть ребенок под вашим присмотром:
- пересыпает крупу, ищет предметы, спрятанные в крупе (например, мячик-прыгун),
- бросает макароны в коробку или банку, а взрослый показывает и проговаривает: Бух! Упала! Бух! Упала!
- играет с песком,
- переливает воду, например шприцовкой: говорим и показываем: Нажимай, набирай, лей! Буль-буль!
- раскладывает по ячейкам пуговицы или фруктокрышки.
В этот раздел относятся творческие занятия, такие как рисование, лепка и другие.
Артикуляционная гимнастика:
Упражнения, которые способствуют развитию артикуляционного аппарата можно практиковать примерно с 1,5 лет, возможно, что-то будет получаться раньше:
- «Лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки.
- «Дом». Говорим, что ротик малыша – это дом. Тихонько стучим пальцем по щечке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.
- «Часики». Двигаем язычком из стороны в сторону – влево-вправо.
- «Прятки». Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше, затем прячем, так повторяем несколько раз.
- «Вкуснятина». Приоткрываем рот и облизываем: сначала проводим языком по верхней губе, потом по нижней.
- «Воздушный шарик». Надуваем щечки, пальчиками с двух сторон дотрагиваемся до щек и лопаем его;
- «Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком.
- «Чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним.
Дыхательная гимнастика:
Одно из самых полезных артикуляционных упражнений - это дуть.
- Задувать свечку;
- Надувать мыльные пузыри;
- Дуть через трубочку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;
- Сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.
Пальчиковая гимнастика:
Делать пальчиковую гимнастику можно с 1 года, но все движения выполняет взрослый пальчиками ребенка. В этом возрасте малыши с любопытством наблюдают, что происходит у них на ладошке.
Сорока-ворона (водим пальцем по ладошке малыша) Кашу варила,
Деток кормила
Этому дала, (загибаем большой пальчик) Этому дала, (загибаем указательный пальчик) Этому дала, (загибаем средний пальчик) Этому дала, (загибаем безымянный пальчик) А этому не дала: (указываем на мизинчик) «Ты дров не рубил! (постукиваем по мизинчику) Воды не носил! Тебе нет ничего!» (развели руки в стороны).
Увеличение словарного запаса:
- Рассматривайте с ребенком карточки, картинки и книжки. Проговаривайте, что изображено.
- Показываем ребенку фигурки животных, проговариваем название и как говорит животное, например: корова говорит «Му-Му».
- Читайте книжки, стихи, потешки, пойте песенки.
Если понравилась статья - ставьте лайки, а также делитесь своим мнением в комментариях.