В настоящее время электрокарами уже никого не удивишь. Именно поэтому нам будет очень сложно представить, что первые такие средства передвижения были созданы аж в тысяча восемьсот сорок первом году. И выглядели они как обычная тележка с электромотором.
Это событие и стало началом эпохи электроавтомобилей. Далее модели становились все более удобными и практичными, менялась внутреннее содержание и сама оболочка. И вот в конце концов мы имеем автомобили, которые могут сами припарковаться, уйти от аварии и столкновений, рассчитать более короткий маршрут и выбрать место, где можно поужинать со своей семьей.
Конечно, все это происходило постепенно, однако, начиная с середины девятнадцатого века, нельзя не согласиться, что мы достигли больших успехов.
На сегодняшний день одной из самых известный компаний, выпускающих подобные автомобили, является корпорация Tesla Motors, владельцем которой является человек, имя которого слышал каждый- Илон Маск. Да да, тот самый Илон Маск, который запускает ракеты в космос, строит кучу новых изобретений, а его проекты выглядят, как что-то , пришедшее к нам из далекого будущего.
Его устройства получили большое распространение в последние годы, так что прибыль компании Tesla Motors неуклонно ползет вверх. История Tesla начинается в тысяча девятьсот девяностом году, в год, когда познакомились молодой инженер-электротехник Мартин Эберхард и компьютерный разработчик Марк Тарпеннинг. Впервые они познакомились совершенно случайно, им обоим было чуть больше тридцати, и у обоих за плечами был довольно внушительный профессиональный опыт. Двое мужчин, позднее основавших одну из самых успешных компаний в мире, родом из Калифорнии, в то время уже познавшей очарование и прелесть Кремниевой долины. Вся юность молодых людей выпала на время колоссальных прорывов в развитии компьютерных, мобильных и энергетических технологий, что сыграло довольно большую роль в их дальнейшей судьбе.
Немного из биографии Марка Тарпеннинга: мужчина родился первого июня тысяча девятьсот шестьдесят четвертого года в Сакраменто. После получения степени бакалавра в области компьютерных наук в Университете Калифорнии, Марк начал свой карьерный путь в конгломерате Textron в Саудовской Аравии.
Мартин Эберхард же родился пятнадцатого мая тысяча девятьсот шестидесятого года в Беркли, позднее он также, как и Марк, получил степень бакалавра , но уже в сфере вычислительной техники и степень магистра электротехники в Университете Иллинойса, после чего начал занимать должность инженера-электрика в компании, производящей системы облачный вычислений до две тысячи двенадцатого года. И во время своей очередной отлучки из Королевства в родную Калифорнию в тысяча девятьсот девяностом году, Мартин решил заглянуть к своему старому другу Грегу Ренду .И именно там состоялась судьбоносная встреча двух молодых гениев.
Как говорится, противоположности притягиваются. И это определенно про историю Марка и Мартина . Мужчины были абсолютно не похожи, и , оглядываясь назад, можно предположить, что это и стало основной причиной их успеха. Об этой их особенности писал также источник Business Insider. Если говорить о характере Марка Тарпеннинга, то его характеризовали как тихого и скромного человека,достаточно вдумчивого и внимательного. Он сразу же обратил внимание на гиперэнергичного и харизматичного Мартина Эберхарда. Люди говорили, что как только Мартин заходил в комнату, то сразу овладевал всеобщим вниманием. Сначала этих двух людей связывали исключительно дружеские отношения, однако приятельская симпатия очень быстро переросла в профессиональное деловое общение. Инженеры начали проводить совместные консультации для производителей портативных накопителей энергии, работая с зарождающимися формами мобильных компьютеров — ранними мобильниками и ноутбуками. Оба молодых человека понимали, что наступает идеальное время для того, чтобы воспользоваться технологическим импульсом и монетизировать свой профессиональный опыт в данной сфере.
И вот в тысяча девятьсот девяносто седьмом году молодые люди сделали свой выбор. Пятнадцатого апреля Эберхард и Тарпеннинг вместе основали свою первую совместную компанию, которая называлась NuvoMedia. Первый год работы стал для нее очень продуктивным, ведь вскоре после начала своей деятельности предприниматели представили на рынке одно из первых в мире портативных устройств для чтения- электронную книгу под брендом Rocket eBook. И с этим они не прогадали, ведь в двухтысячном году начинающие бизнесмены получили одно из тех предложений, от которых просто невозможно отказаться: медиакомпания Gemstar — TV Guide International предложила за NuvoMedia девятизначную цифру. Вскоре стартап был продан за сто восемьдесят семь миллионов долларов. К концу года компаньоны, к тому моменту уже имеющие значительные цифры на своих счетах, начали задумываться над созданием новой компании. Примерно в это время Мартин Эберхард переживает развод со своей женой.: «Я думал, что должен сделать то, что делает каждый парень после развода, — купить спортивную машину, — рассказывал Эберхард Business Insider в две тысячи четырнадцатом году. — Но я не мог заставить себя купить машину, которая, проходя восемнадцать миль, съедала галлон топлива, в то время как на Ближнем Востоке шли нефтяные войны, а аргументы в пользу глобального потепления становились все более неоспоримыми».
Эберхард перебрал все возможные варианты энергопотребления, составив сводную электронную таблицу с источниками энергии: водородные топливные элементы, различные вариации бензина и дизельного топлива, природный газ, несколько типов аккумуляторов. Результаты удивили разработчика — в гонке показателей энергоэффективности безусловным лидером стал электрокар. Ученый решил углубиться в вопрос и вышел на компанию AC Propulsion — в те годы крупнейшего производителя электроавтомобилей, на тот момент уже выпустившего запредельный по стоимости спортивный электрокар Tzero (по своим характеристикам Tzero с оригинальной свинцово-кислотной батареей абсолютно ни в чем не уступал Lamborghini, а было выпущено всего три машины).
Tzero стал живым доказательством того, что электрокар не должен быть медленным. После тест-драйва Эберхард был восхищен, но прекрасно понимал, что автомобиль себестоимостью двести двадцать тысяч долларов никогда не выйдет на рынок. Он решил стать частью команды AC Propulsion, одним из разработчиков Tzero. Главная его цель состояла в том, чтобы сделать из люксового электрокара электромобиль серийного производства, который мог бы себе позволить практически каждый. Разработчик заменил свинцово-кислотные батареи на литий-ионные аккумуляторы, аналогичные тем, что используются для ноутбуков. Год от года они становились все дешевле и по характеристикам нисколько не уступали оригинальным батареям Tzero .
К сентябрю две тысячи третьего года, то есть за шесть месяцев, Эберхард полностью завершил доработку Tzero. Теперь автомобиль мог набирать скорость до четырехсот восьмидесяти километров в час, весил всего двести тридцать килограммов и разгонялся до ста километров в час всего за три целых шесть десятых секунды. Разработчик предложил основателю и генеральному директору AC Propulsion Тому Гейджу и Алану Коккони запустить прототип нового Tzero на литиево-ионном двигателе в производство, но получил отказ. И тогда первого июля две тысячи третьего года Мартин Эберхард и Марк Тарпеннинг основали Tesla Motors, чтобы заняться коммерциализацией электрокаров с литий-ионными батареями и асинхронным двигателем, которые уже были опробованы на Tzero.
Наверное, каждый из нас понимает, что товарный знак бренда Tesla с самого начала родился как дань памяти изобретателю Николе Тесла, ведь именно его разработку, а если быть точнее, асинхронный двигатель переменного тока, Эберхард и Тарпеннинг собирались использовать в своих автомобилях. Свой первый офис Tesla Motors они открыли в офисном центре калифорнийского города под названием Менло-Парк. На протяжении всего две тысячи третьего года компаньоны будут дорабатывать свою идею и формировать то коммерческое предложение, которое бы точно могло заинтересовать потенциальных инвесторов. Начать они решили с производства двухместного спорткара, и сразу после этого начать постепенно осваивать более массовые сегменты производства в данной отрасли.
Данный автомобиль обязан был обеспечить своему будущему счастливому обладателю все преимущества и вобрать в себя все характеристики спортивной машины высокого класса, и при всем этом обеспечить намного более низкие затраты для клиента и более низкой стоимости ресурсов для планеты. План кампании был такой: сделать возможным разгон до ста километров в час всего за три целых девять десятых секунды, а также позаботиться об отсутствии выхлопных газов и отпускной цене ниже половины стоимости самого дешевого спортивного автомобиля на тот момент. Компания поставила себе цель сделать не только экологически чистый автомобиль, но и полностью безопасный.ИМенно для этого в производстве стали использовать сталь, которая бы поглощала удары. В качестве основы нового электрокара было решено использовать модель Elise британского производителя гоночных машин Lotus, а некоторые свои комплектующие Tesla позаимствовала у Tzero. К началу две тысячи четвертого года все необходимые для осуществления данного плана документы были подписаны. Поэтому Марк Тарпеннинг и Майк Эберхард со спокойной душой могли начать поиск инвесторов.
Не без помощи от венчурных фондов, семьи и друзей бизнесменам удалось собрать несколько миллионов долларов, однако даже этого было слишком мало для начала деятельности. Ключевой инвестор, который бы смог решить данную проблему с финансами и дать толчок, все никак не находился. И тогда Эберхард и Тарпеннинг вспомнили о том, что знакомы с Илоном Маском. А познакомились они в две тысячи первом году на конференции Mars Society в Стэнфорде, где тогда уже обретающий довольно большую славу соучредитель PayPal Inc. Илон Маск выступал в качестве основного спикера, заражая всех своими “космическими” идеями. В две тысячи втором году PayPal Inc. была продана компании eBay за полтора миллиарда долларов.
Но кто же такой Илон Маск, миллионер, в корне изменивший наше представление о технологиях и возможностях будущего? Родился будущий гений в тысяча девятьсот семьдесят первом году в Южно-Африканской республике. Когда мальчику было всего десять лет, он открыл для себя программирование. В девяносто втором году интеллектуальному юноше открылась возможность поступить в Пенсильванский университет, которой он с радостью воспользовался. Спустя всего семь лет Маск выступил учредителем крупной фирмы X.com, которая специализировалась на обеспечении абсолютной безопасности электронных платежей и онлайн-переводов. В двухтысячном году данная компания была выкуплена другой крупной корпорацией- Confinity, а одно из ее отделений, которое называлось PayPal, также занималось электронными платежами и их безопасностью. Еще через два года онлайн eBay выкупил PayPal, которая к тому моменту уже успела достигнуть значительных успехов в своей отрасли. И вы можете задаться вопросом: “А причем здесь Илон Маск?”. Ответ на него очень прост. На момент, когда происходили данные события, Илону маску принадлежало одиннадцать целых семь десятых акций PayPal, которые оценивались в общей стоимости ста шестьюдесятью пятью миллионами долларов.
Данная сделка помогла тридцати однолетнему Илону Маску в состоятельного бизнесмена и перспективного инвестора. Позднее, а именно в мае две тысячи второго года молодой человек основал еще одну компанию, ныне известную всем и каждому под названием Space X. данная компания разрабатывает, производит и запускает в космос передовые ракеты и космические аппараты нового поколения. Девизом и миссией компании стало “сокращение расходов на полеты в космос” и “открытие пути к колонизации Марса”. После презентации Илон Маск согласился стать тем самым ключевым инвестором для Tesla Motors, поэтому он стал председателем совета директоров компании Эберхарда и Тарпеннинга. Согласно данным, которые предоставил источник Business Insider, только первый раунд инвестиций составил аж семь с половиной миллионов долларов.
Tesla стала просто неслыханным стартапом. Оба бизнесмена-Эберхард и Тарпеннинг пытались выпустить такую машину, чтобы доказать всему миру, что электрокары это не просто игрушка для богатых и они нужны не только на поле для гольфа. При всем этом каждый из них был очень далек от сферы автомобилей и не имел полного представления о том, что именно они собираются делать, поэтому буквально все для них было в новинку. Понятно было одно- это “что-то” должно было перевернуть понимание людей об электрокарах и автомобильной сфере. Все эти факты не могли не сказаться на сроках выпуска первой модели. Практически всему приходилось учиться с нуля и по ходу дела. Каждая мелочь могла превратиться в большую проблему и стать серьезным препятствием, об этом спустя годы говорит и сам Тарпеннинг.
Несмотря на все трудности и препятствия, которые встречались на пути молодых предпринимателей, компания Tesla продолжала расти, работать и создавать свой первый автомобиль- The Roadster. Ребята открыли свое собственное производство во Фремонте, на фабрике общей площадью пять с половиной миллионов квадратных футов, владельцами которой раньше были Toyota и General Motors. К две тысячи шестому году штат сотрудников компании состоял уже из сотни с лишним человек. Первый прототип нового гоночного электрокара EP1 был готов уже к маю. На втором инвестиционном раунде было собрано около сорока миллионов долларов. По утверждению издания Forbes, тринадцать миллионов долларов инвестировал Илон Маск, а остальная сумма была собрана с помощью взносов крупнейших американских венчурных фондов Valor Equity Partners, Compass Technology Partners, VantagePoint Capital Partners и бизнес-ангелов, сооснователей Google Ларри Пейджа и Сергея Брина.
К этому моменту стало понятно, что Tesla Motors стоит начать выходить в информационное поле. Компания подписала соглашение с несколькими рекламными агентствами. Девятнадцатого две тысячи шестого года Tesla решила провести большую презентацию прототипа своего электрокара The Roadster в Санта-Монике. Список приглашенных был достаточно невелик, в числе гостей, в количестве трехсот пятидесяти человек были крупные политики, кинозвезды и миллиардеры, среди приглашенных был даже на тот момент губернатор Калифорнии Арнольд Шварцнеггер. Основной целью данной презентации стало формирование так называемого “Списка ста”. То есть ста первых покупателей электрокара The Roadster. Предполагаемым покупателям предложили принести с собой на вечеринку чековую книжку, провести тест-драйв прототипа будущего хита автомобильного бизнеса и купить эксклюзивную модель со специальной табличкой с подписью Эберхарда, Тарпеннинга и Маска за сто тысяч долларов.
Однако все пошло не так гладко,как планировало руководство компании. Уже после первого тест-драйва EP1 стала очевидна целая новая волна проблем и недоделок The Roadster. Поэтому вся команда Tesla Motors принялась дружно устранять все несовершенства, недостатки и недоработки автомобиля. В это же время на них уже активно работала ранее запущенная реклама. Все больше людей узнавали о компании и ее продукции. В течение первых двух недель после успешной презентации Tesla продала сто двадцать семь автомобилей. О компании заговорили- публикации с ее упоминанием стали появляться в The Washington Post, The New York Times и других вестниках Америки. Правда, не все из них устраивали Илона Маска.
Две тысячи шестой год многие называют официальной датой начала развития личного конфликта главного инвестора компании Tesla Motors Илона Маска с ее первоначальными основателями- Мартином Эберхардом и Марком Тарпеннингом. Илон был крайне недоволен своей нынешней ролью “раннего инвестора Tesla”, которая была присвоена ему благодаря журналистам и общественности. Бизнесмен настаивал на том, что он наравне с основателями имеет основную роль в разработке концепции The Roadster. Однако, забегая немного вперед, отметим, что позднее Илон Маск станет периодически именовать себя не иначе как сооснователем компании, тем самым вызвав множество вопросов в свой адрес с спровоцировав неразбериху.
Тем временем непонимание и конфликты в управлении компании Tesla стали очевидны практически каждому. Одновременно с этими событиями продолжалась усердная работа над The Roadster, только вот буквально в каждом направлении оставалось множество открытых вопросов. Возникали проблемы чуть ли не в каждой сфере- от серийного проектирования до приобретения деталей и тестирования надежности. Так говорил сам Эберхард в разговоре с Business Insider. Как только команда заканчивала работу над одной деталью, как появлялись все новые и новые предложения по оптимизации конечного продукта. В результате всех этих аспектов производства и мелких неурядиц между основателями и инвестором выпуск электрокара сильно затягивался. Штат компании неизменно рос, бухгалтерия этого огромного по всем меркам предприятия становилась все более запутанной, а Эберхард больше не мог совмещать все свои менеджерские функции с работой над The Roadster. Поэтому как никогда остро встал вопрос о поиске нового генерального директора компании, который смог бы частично разгрузить Эберхарда.
Многие считают, что ответственность за срыв срока выпуска первой модели Tesla во многом лежит и на Илоне Маске. В этом мнении также сходятся и американские средства массовой информации. Ведь бизнесмен всегда отличался собственным взглядом на стиль и концепцию автомобиля The Roadster, поэтому часто вносил конструктивные предложения по изменению некоторых моментов продукта, однако сам он достаточно редко появлялся в офисе, а это означало, что все его предложения по улучшению всегда создавали хаос и большие проблемы. Маск и Эберхард проводили долгие часы за спорами о “начинке” и эстетике электрокара, а новый генеральных директор Tesla к тому моменту так и не был найден. Эберхард же к этому времени совсем перестал справляться со своими административными обязанностями и выполнять важнейшие задачи, которые требовали решения.
Производства всех комплектующих и деталей для автомобиля The Roadster располагалось примерно в десятках стран Европы и Азии, а из-за недостатка внимания к выбору зарубежных партнеров, нечеткой бухгалтерии и ошибок в расчета себестоимость машины возросла с изначально предполагаемых восьмидесяти пяти тысяч почти до двухсот тысяч долларов. Существует большое множество точек зрения относительно того, кто же на самом деле виноват в первых неудачах The Roadster. Однако не стоит углубляться в в гипотезы, но, как бы то ни было, по настоятельной рекомендации совета директоров компании Tesla Motors восьмого августа две тысячи седьмого года Эберхард подал в отставку, получив при этом пост президента по технологиям. О данном решении совета основателя компании известил по телефону Илон Маск.
К большому сожалению, уход Эберхарда с Tesla был очень грязным и неприятным. Пришлось даже проводить судебные разбирательства по делу о клевете и размере выходного пособия, которые растянулись аж на несколько лет. Временно руководящий пост в компании Tesla Motors занял бывший генеральный директор производителя электроники Flextronics Майкл Маркс. Однако уже двадцать седьмого ноября две тысячи седьмого года Маркс был заменен Зеевом Дрори, который являлся бывшим генеральным директором автопроизводителя Clifford Electronics. Илон Маск же к тому времени все больше погружался в дела Tesla. К этому времени его навыки в сфере управления уже не вызывали абсолютно ни у кого вопросов. Он заработал для себя славу жесткого, агрессивного, временами даже деспотичного управленца. Однако спорить с эффективностью такой методики управления просто бессмысленно. Всего за один год Илон Маск практически заново выстроил всю систему управления Tesla, а также существенно перетасовал штат. В конце две тысячи седьмого года компанию покидает еще и Тарпеннинг, который так и н смог смириться со всеми нововведениями Илона Маска.
Несмотря на все это, его жесткое управление давало довольно внушительные результаты. Стоит отметить, что еще до выхода The Roadster о компании Tesla Motors уже знал весь мир. К две тысячи восьмому году компания, наконец, была окончательно готова к выпуску свой первый электрокар. Только вот к тому моменту , проведя контрольную ревизию, Tesla пришла к довольно неутешительным результатам: разработка их первого автомобиля обошлась в сто сорок миллионов долларов. что в пять раз превышало изначальный заложенный бюджет. Свою роль сыграл и падающий рынок автомобилей- один за одним ведущие мировые автоконцерны объявляли о своем банкротстве, а Tesla собиралась представить миру The Roadster. Чтобы как-то решить эту проблему, Илон выделяет еще несколько десятков миллионов долларов из личного бюджета и снова обращается к инвестфондам. После того, как ситуацию удалось уравновесить, Илон Маск становится генеральным директором компании.
К марту уже было запущено серийное производство The Roadster. Модель оказалась очень успешной, ведь характеристики электрокара превзошли абсолютно все ожидания- машина могла разгоняться до шестидесяти миль в час за три целых шесть десятых секунды и могла проехать триста пятьдесят километров без зарядки. Однако вскоре контракт закончился и в двенадцатом году модель перестала выпускаться.
Прототип второй модели был представлен в две тысячи девятом году в Германии. а в пятнадцатом году начинается серийный выпуск первого полноразмерного кроссовера Tesla Model X, которая могла на одном заряд преодолеть около пятисот километров. Илону все таки удалось приблизить реальность к изначальной миссии: цена на электрокары становилась все ниже, а характеристики не уступают машинам на бензиновых двигателях.
Но и все эти модели не стали пределом для компании Tesla Motors. В две тысячи семнадцатом году была проведена презентация первого электрогрузовика. Несмотря на то, что компания ежегодно получает огромную выручку, но им ни разу не удалось завершить год с чистой прибылью, каждый раз заканчивая с убытками.
Сам Илон Маск за годы у руля Tesla прославился своими неосторожными и сомнительными, часто противоречивыми высказываниями в Twitter. В своем аккаунте соцсети он не раз был уличен в даче несбыточных обещаний о наращивании выпуска авто, получении прибылей и выкупе акций Tesla, находящихся в свободном обращении с целью сделать компанию частной. Американская комиссия по ценным бумагам обвинила бизнесмена в мошенничестве и попытке поднять курс акций. После судебных разбирательств в сентябре восемнадцатого года Маск был отстранен от должности председателя совета директоров, заплатил штраф в двадцать миллионов долларов и был вынужден согласиться согласовывать свои посты в соцсетях.