Найти в Дзене
Божественные комедии

"Сита и Рама". 107-109 серии. Ультиматум Кайкейи

В сабхе мудрецы тревожатся о благоприятном времени для коронации, которое скоро истечет. Васиштха просит Сумантру найти Дашаратху. Дашаратха в это время пытается урезонивать и стыдить супругу, поминая Бхарату, который явно не обрадуется, клянет и умоляет жену, но Кайкейи непробиваема. Слово царя тверже сухаря! Обещали -- выполняйте, махарадж! Раз уже обманули, да еще и Бхарату сплавили подальше, чтобы только Раму скорее короновать! А еще царь династии Рагху...

Кадр из фильма
Кадр из фильма

"Хорошо, -- отвечает, сдавшись, царь, -- я сделаю, как ты хочешь, но на мои похороны потом не приходи!". И это не кокетство: Дашаратхе вновь становится плохо. Кайкейи смотрит на мужа со странным спокойствием, словно это не ей грозит худшее несчастье, возможное для индийской женщины. Мантхара в царских покоях радостно пляшет с воплями "Бхарату на царство!".

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Равана наносит визит новым родственничкам. Те откровенно наглеют. С чего -- не совсем понятно, но Мальявану едва удается успокоить рассерженного Равану просьбами подумать о семейном счастье Шурпанакхи. Зять чуть ли не бросает Ланкешу вызов (догадывается, что тот не примет ради сестры?), а царь со знакомым именем Калакейя (предок Шакуни?), дождавшись ухода гостей, приказывает устроить нападение, потому что "асуры и данавы не могут жить в мире"... Н-да... Время определенно вывернуло историю наизнанку. Нужна статья о том, кто такие асуры и данавы!

Айодхья. В зале гнева дикая сцена: Дашаратха, валяющийся на полу, над ним черным истуканом -- Кайкейи, требующая немедля позвать Раму. Отец тут ему должен важное сообщить... Сумантра лепечет в ответ нечто невнятное, типа: "Да как же так, коронация жиж, как это Рама сейчас все бросит и придет...". При этом в упор не видя, что его махараджу нужна скорая. Ау, сценарная команда, что происходит? Позаимствовали сотрудника из "Поруса"?

Сумантра является в сабху, докладывая, что махарадж желает срочно видеть Раму. О состоянии махараджа -- ни полслова. Мудрецы в растерянности: обряд будет не состоявшимся. Рама вежливо дает понять, что обряды подождут, и уходит. Присутствующие в смущении и тревоге. Лакшмана уверен, что кто-то объявил войну. Сита, как может, успокаивает цариц.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Раму ловит рыдающая крокодиловыми слезами Мантхара, наконец-то сообщающая принцу, что с царем плохо... Ну, слава Махадэву, хоть кто-то это заметил! Рама бегом несется в зал гнева.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Очнувшийся Дашаратха не в состоянии сказать что-то внятное, только причитает. Так и стоящая истуканом Кайкейи туманно сообщает что-то о царском долге, связанном с двумя ее желаниями. Рама, кажется, отчаялся дотукаться от обоих, что же происходит.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Наконец Кайкейи озвучивает свои намерения: Бхарату -- на трон, а сам -- ступай лесом. В отшельники. "Фух, это все? -- облегченно выдыхает Рама. -- И только-то? А то я уж испугался... Да с удовольствием, матушка, только благословите".

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Данавы перехватывают Равану, навязывая бой. Равана честно пытается отделаться от них миром. Но когда зятек честно озвучивает, что женился на Шурпанакхе с единственной целью -- уничтожить династию Ланки, убить Равану, а его сестру отдать на поругание солдатам -- сдержанность Ланкеша теряет смысл. Зять получает молнию в чересчур длинный язык, а затем лишается головы, которая была ему в общем-то и не очень нужна (он в нее только ел). О чём и чем он думал, бросаясь с голыми руками на неуязвимого шурина -- непонятно. Опоздавшая к разборке Шурпанакха рыдает над мужем и клянет брата.

Выйдя в сабху, Рама сообщает мудрецам, что о коронации можно не беспокоиться, она не состоится. Всем присутствующим -- извините за причиненное беспокойство. Нет, Лакшмана, войны нет. Да, мама, отец так решил, потом объяснит, почему. Хотя в сущности все просто: не судьба мне царствовать, ухожу в монастырь... в лес, то бишь. А царствует пусть любимый братик Бхарата... Лакшмана, не возражай! "А как подданным-то скажем?", -- вопрошает Васиштха, словно не знал обо всем заранее. Народу сам скажу, заверяет Рама.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Народ на площади славит Шри Рамачандру... Вот интересно, почему "Рамачандра"? Династия-то солнечная... Разочаровывать их Раме, кажется, жалко, но никуда не денешься. Говорил долго и красноречиво. Убедил не сильно расстраиваться и разойтись.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Кайкейи зудит на ухо мужу о коронации Бхараты, которая должна быть грандиозной. Дашаратха резонно предлагает прежде подумать о разводе, а Раму он не отпустит, и плевать на дхарму, традиции и династию Рагху.

Кадр из фильма
Кадр из фильма