«Чайное дерево – многолетний вечнозеленый кустарник, принадлежит к семейству камелий. Чай играет важную роль во взаимоотношениях людей; известная китайская поговорка гласит: «Когда мы встаем утром, в первую очередь мы должны приготовить дрова, рис, масло, соль, сою, уксус и чай», что свидетельствует о том, что чай является первоочередной потребностью.»
Когда мы собираемся с друзьями за столом, чашка ароматного и вкусного чая добавляет красок нашему застолью, история китайских чаепитий берет свое начало в далеких временах и начиная с этой статьи мне хотелось бы рассказать вам и наверное себе историю становления чая.
Общеизвестно, что Китай – естественная территория произрастания чая, а также первая страна, где его стали целенаправленно выращивать, производить и пить. Но когда же в Китае обнаружили и начали употреблять чай? Если опираться на «Классическую книгу растений Божественного Земледельца», еще 2700 лет назад Божественный Земледелец пробовал различные растения, которые собирал и которые часто оказывались ядовитыми. Позднее он нашел чайное дерево, которое обладало антитоксичным действием. Это свидетельствует о том, что в древности люди считали чай исключительно лекарственным растением. В Китае есть поверье что чай становится чаем через 1 года, лекарством через 3 года и сокровищем через 7 лет, но использовать чай как напиток стали очень нескоро.
Древнекитайский поэт Ван Бао в своем труде под названием «Договор с ребенком-слугой», написанном в 59 году до н. э., упоминал, что слуга должен был заваривать чай для своего господина и ездить на чайный рынок около провинции Сычуань, чтобы покупать там чай. Это означает, что чай стали употреблять как напиток не позднее, чем в эпоху Западной Хань. В эпоху Трех царств (220–280) царь государства Дунву Сунь Хао (242–283) издал приказ своим министрам пить вино и получал наслаждение от их опьянения всякий раз, когда угощал их. Министр Вэй Яо не мог пить, поэтому царь втайне от всех разрешал ему пить вместо вина чай. С тех пор среди образованных людей постепенно стало модным угощать гостей чаем.
В эпоху Северной и Южной династий (420–589) началось распространение буддизма, и монахи употребляли чай во время медитаций и чтения священных писаний. Чаепитие получило распространение в больших и малых храмах, где росли чайные деревья и изучались свойства чая. Это явление получило название интеграции чая и буддизма.
В эпоху династии Тан (618–907) чаепитие стало еще более популярным. Поскольку чай мог стимулировать мыслительный процесс, тонизировать и вдохновляться ученые наслаждались напитком, писали стихи и рисовали картины, в которых чай был основным мотивом. В то время чайные деревья росли в Сычуани, Хунани, Хубэе, Цзянси, Фуцзяни и в других местах, и объем продаваемого чая постепенно рос.
В этот период Лу Юй (733–804) собрал знания своих предшественников о чае, путем сбора информации у владельцев чайных домов, фермеров, мастеров и написал «Канон чая», первый трактат в мире, посвященный чаю. В этой книге Лу Юй подробно описал происхождение чая, его свойства, историю и территории его произрастания, а также – орудия сбора чая, процесс его обработки, способы чаепития и посуду для питья чая. Позже его назвали «чайным божеством».