Идея для этой статьи, как и для многих других, пришла ко мне в процессе работы. В нашем районном суде, как и в других судах, часто слушаются дела по семейным спорам. Обычно это бракоразводные процессы, но далеко не всегда. Иногда возникают споры, напрямую связанные с государственными органами, на которые возложена обязанность обеспечивать детские безопасность и благополучие. И порой возникает вопрос: при нынешней ситуации действительно ли защищаются интересы детей? Что вообще из себя представляют эти интересы? А с ответами на подобные вопросы не всё так однозначно.
Интересы детей или публичные интересы?
Согласно ст. 7 действующей Конституции Российской Федерации « Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека ». Кроме того, в России «обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб ». Следовательно, каждый ребёнок обладает правом на достойную жизнь, свободное развитие и воспитание в семье. Вероятно, именно это и подразумевается под понятием «интересы детей». Кроме того, существует федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Что интересного можно найти в нём? Во-первых, достаточно широкий перечень способов обеспечения прав ребёнка. Так, например, образовательные учреждения не вправе препятствовать созданию общественных объединений обучающихся старше восьми лет. Также достаточное количество положений посвящено охране здоровья, профориентации и так далее. Интересным является п. 3 ст. 7 данного федерального закона. Переводя с юридического на русский: он сообщает нам о том, что кроме родителей и специализированных органов другие специалисты, например, врачи, педагоги, психологи и другие, также должны содействовать реализации прав ребёнка. И здесь начинается самое интересное. Далеко не всегда как сотрудники органов опеки, так и другие социальные работники добросовестно исполняют свои обязанности. Связано это с несколькими причинами, но о них поговорим позднее. Сначала хотелось бы вспомнить один случай из практики.
Ребёнок со слабой психикой, горе-отец, органы опеки и суд
Началось всё с того, что на досудебную подготовку пришёл мужчина средних лет. На вид около 45. Он пытался оспорить в судебном порядке решение органов опеки и попечительства о порядке общения с ребёнком. Разумеется, судья стала выяснять подробности. С матерью мальчика мужчина в разводе, после которого он и пытается определить порядок общения с ребёнком. А у самого малыша, как оказалось, проблемы с психикой. Отец является для него, что называется, «триггером»: в психиатрии этот термин означает некоторое событие, которое запускает патологические процессы. При этом для общения с ребёнком ему было выделено три дня в неделю, однако мужчина хотел видеться с сыном каждый день, чтобы «наладить отношения». Возникает закономерный вопрос: чем он был занят 9 лет до этого? Как оказалось, ужасно пил и не менее ужасно относился к своей семье. Подробности опустим, но в частности именно это повлияло на психическое состояние ребёнка. Следующий закономерный вопрос: почему при всём этом органы опеки не лишили отца родительских прав? Допустим, потому что это нарушило бы конституционное право на воспитание в семье. Но разве оставление в таких условиях не нарушает право на безопасность и охрану здоровья? Если отец действительно одумался и хочет изменить свои взаимоотношения с сыном, почему никто не сказал ему, что в данном случае это работа для психиатра, а не для суда? И почему никто не вмешался в тот момент, когда психика ребёнка не была окончательно разрушена? Почему дело вообще дошло до суда, хотя подобное общение явно вредит ребёнку? Хорошие вопросы. Где были врачи, которые не видели синяки и ссадины? Где были педагоги, которые не замечали изменений в детской психике? И это только случай, который был у меня перед глазами. Если посмотреть даже программы на федеральных каналах, то можно увидеть массу примеров безответственного отношения к своим обязанностям. Я понимаю, что нельзя перекладывать всю ответственность на государственные органы, что ошибок со стороны родителей не меньше, но мне по-юридически неприятно смотреть на подобное поведение. Но дыма без огня не бывает, поэтому у такой ситуации есть вполне понятные причины.
Откуда ноги растут?
Во-первых, как и во многих других государственных учреждениях, в органах опеки часто низкие зарплаты. Это главная демотивация для сотрудников: нагрузка на таких должностях огромная, а денег платят слишком мало. Ради интереса я посмотрела актуальные вакансии на одном из сайтов. В городах федерального значения всё чуть лучше, но на зарплаты в регионах больно смотреть:
Во-вторых, многие переоценивают себя и свои силы, в итоге быстро наступает выгорание, работа раздражает и не приносит никакого удовлетворения. В-третьих, порой в том или ином регионе неблагополучных семей слишком много. Органы опеки просто не могут надлежащим образом помогать всем. Сотрудников часто не хватает, а уровень жизни населения лучше не становится. В-четвёртых, иногда у органов нет реальной возможности вмешаться, поскольку по действующему законодательству для постановки на учёт должно иметься соответствующее обращение. Не имеет значения, от кого оно поступит, это может быть и сообщение от совершенно посторонних людей, однако без него у органов «связаны руки». Но есть и приятный момент: абсолютно каждый человек может помочь.
Что может каждый?
В нашей стране люди почему-то очень любят молчать. Если они видят недостойное обращение с людьми, особенно с несовершеннолетними, они предпочитают убедить себя, что это не их дело и вмешиваться не нужно. Таким образом, первое, что мы можем, - перестать молчать. Сообщать о тех нарушениях, которые мы видим, потому что это действительно может спасти кому-то жизнь. Кроме того, мы сами можем стать социальной поддержкой, которой не хватает многим семьям. Как? Например, не выбрасывать одежду и вещи, которые надоели, а отдавать в специальные пункты приёма или непосредственно нуждающимся. Также есть возможность помогать материально: существуют фонды финансовой помощи неблагополучным семьям. Ну и, конечно, самое главное: создавать всесторонне комфортную среду для собственных детей. Не обязательно это будут те, кого мы родили: братья, сёстры, племянники и другие родственники тоже считаются. К тому же, проявить небезразличие даже к чужому ребёнку, попавшему в беду, никогда не будет лишним, не так ли?
Если вам нравится публикуемый мной контент, то оставайтесь со мной, подписавшись на канал и поддержав меня кнопкой «Нравится». Пишите комментарии: у нас может завязаться интересная дискуссия или именно вы вдохновите меня на написание нового материала. Будьте счастливы!