Ни для кого не секрет, что машины КАМАЗ с двигателями ЯМЗ целых десять раз становились чемпионами ралли “Париж-Дакар”. Однако мало кто знает, что этому предшествовали победы грузовых машин МАЗ с ярославским дизелем в кольцевых гонках...
Немного истории
Началось все с того, что группа инженеров на МАЗе решилась принять участие в ралли “Париж-Дакар”. Сначала про грузовое “кольцо” на МАЗе не было и речи, однако в Европе такие гонки проводились уже больше пяти лет. Изначально идея кольцевых гонок грузовых автомобилей появилась в Соединенных Штатах, но воплотилась в жизнь она в 1981 году в Голландии.
1987 год. Первые шаги
В то время гонки проводились как состязание перевозчиков. Наше Совтрансавто получило приглашение от организаторов гонок на Хунгароринге в Венгрии.
В мае 1987 года Совтрансавто попросило МАЗ помочь подготовить транспортные средства. В отделе испытаний УГК МАЗа создали специальную группу, которая занималась подготовкой трех серийных МАЗ-54322. На подготовку у них было всего две недели. На тягачи были установлены каркасы безопасности, редуктор с трансформированным передаточным отношением, задние амортизаторы и еще передний стабилизатор поперечной устойчивости.
По большому счету эти машины были самыми обыкновенными серийными автомобилями, на которых стоял все тот же стандартный ЯМЗ-248. Плюс ко всему у специалистов не было отдельного помещения, поэтому им приходилось работать “на коленке”.
Слова руководства расходились с делом. Из-за этого расхождения над спортивными МАЗами всю их историю существования висел злой рок. Им постоянно приходилось сталкиваться с проблемами, которые можно было бы решить при совместном обсуждении с руководством. Но, к сожалению, это не всегда удавалось.
В апреле ТС обкатали на спортивной трассе, которая находилась в Грузинском Рустави. В этом же месяце был определен состав команды, в которую вошли мастера спорта Союза Советских Социалистических Республик Юрий Черников и Михаил Львов. Запасными участниками были Валерий Копиков и Сергей Смурцов. Лидером команды назначили Валентина Моисеева.
И вот оно - гоночное кольцо. На стартовой линии два МАЗа пристроились к “фирменным” тягачам, а третий МАЗ в это же время развозил фуры с грузом в пункты назначения.
По итогам квалификационных заездов МАЗам нужно было идти в паре девятыми, среди машин группы “А”. С минских ТС сняли глушители, “запаски” и воздушные фильтры. Все это было сделано для того, чтобы не нарушать правил, которые существовали в те времена.
В ходе гонки МАЗы разгонялись до 150 км/ч. Они пришли к финишу тринадцатым и четырнадцатым. Стоит отметить, что они стартовали на 18-м и 19-м местах. Всего участвовало 30 тягачей. Такой результат для людей и машин, которые впервые принимали участие в состязании подобного рода, был хорошим!
Тем не менее, гонка показала, что к таким соревнованиям необходимо готовиться тщательнее, а не пытаться “на коленке” переоборудовать базовые тягачи. К следующей гонке было решено подготовить специальный спортивный автомобиль.
1988 год. Минчане на Нюрбургринге!
Организаторы гонок в марте 1988 года разрешили участвовать в чемпионате заводам. Поэтому приглашение получили и Совтрансавто, и МАЗ. На заводе решили создать собственную команду для участия в гонках на Хунгароринге. Сергей Белько стал водителем гоночного МАЗа.
Подготовительный процесс к сезону затянулся. Две машины “Совтрансавто” к началу апреля еще не поступили в Минск, а ярославцы не успевали по срокам с поставкой гоночного двигателя. Из-за этого не все сложилось удачно: на новый МАЗ установили 700-сильный ЯМЗ-8424С, а в следующем месяце команда отправилась на Хунгароринг. Эта машина уже имела мало общего с заводским грузовиком, поэтому МАЗ оказался в группе “С”.
На гонках обнаружились недочеты: как в подготовке участников команды, так и в конструкции 5432С. Но невзирая на это, автомобиль и пилот проявили себя неплохо: десятая строчка в официальном зачете.
Команда Совтрансавто выступила хуже мазовцев. Она заняла места во второй десятке. По завершению гонок минчане поняли, что нужно доработать многие узлы транспорта.
В первый осенний месяца команда МАЗа при очень сильной нехватке времени поехала в Бельгию. К тому времени они уже поставили на машину 730-сильный мотор ЯМЗ, автомобиль сделали легче на 500 кг и установили другой задний мост.
Участники команды с трудом добрались до места назначения, так как их документы не были до конца оформлены. Из-за этого им пришлось оставить тягач на границе Германии и ехать в Бельгию, в оргкомитет.
Команда из-за возникших трудностей пропустила тренировку и первый квалификационный проезд. Но несмотря на это, Минский тягач пришел к финишу десятым.
1989 год. Приз взят!
Гонка в этом году началась в дождь. МАЗ стартовал с последнего места (всего их было 18). Минский грузовик пришел к финишу восьмым!
На следующий день МАЗ финишировал одиннадцатым. После этого настала очередь “гонки по приглашению”. Набранные баллы в ней не шли в общий зачет. По этой причине многие команды берегли свои машины. Но не команда Минского автозавода! Поэтому МАЗ в первый раз получил призы.
Затем команда начала готовиться к “Северной петле”. В это время произошло много событий. Совавто решило снова выйти на гоночное кольцо. Однако и команда МАЗа, и Совавто не смогли показать хороший уровень на гонках.
1990 год. Затишье перед бурей
В этом году Минская команда из-за трудностей не смогла участвовать в гонках на Венгерской трассе, однако в конце сезона смогла отправиться в Бельгию и Германию. Лучшим результатом стало восьмое место в Бельгии.
Осенью на Минском моторном заводе начали изготовление нового “кольцевого” тягача. Специалисты попробовали установить четыре турбины на ярославский мотор, но у них ничего не вышло.
1991 год. Больше мощности!
У минчан наконец-то появились спонсоры. На автомобиль установили передние дисковые тормоза Lucas, тормозные накладки Beral и амортизаторы Koni. Также появился спонсор в лице английского предпринимателя Э. Дэннинсона. Команде дали название МАЗ-TRT.
Машину улучшили и доработали. После этого МАЗ поехал в Нюрбургринг. Во время гонок Мерседес и МАН столкнулись. Кусок облицовки отлетел на минский грузовик, что привело к срезу сливного крана системы охлаждения. Через два круга вся охлаждающая жидкость вытекла. Она попала вместе с песком и гарью на задние тормоза, что привело к их блокировке. Из-за этого МАЗ пришел к финишу десятым.
После этого МАЗ принимал участие и в других гонках. В это время в Ярославле создавали еще более мощный двигатель и коробку с электронно-пневматическим переключением.
Казалось бы, команду ждет большой успех, но события следующего года все изменили.
1992 год. Взлет и падение
Двигатель объемом 18 литров МАЗа оснастили двумя турбокомпрессорами и новым топливным насосом высокого давления. Машину улучшили настолько, что она уже не уступала своим конкурентам по технической части.
В апреле команда участвовала в гонках в Англии. Там она продемонстрировала хорошие результаты. После этого участники команды отправились во Францию. Там они заняли второе место. Казалось бы - все хорошо, но…
Вместо поздравлений команде пришла телеграмма из Минска, в которой участников срочно призвали вернуться на родину. В Минске начались разбирательства. После чего вышел приказ о прекращении деятельности МАЗ-TRT. Это был конец для команды. Для команды, которая только начала свой взлетный путь в мире автомобильного спорта.
При возникновении юридических вопросов, таких как оформление паспорта безопасности, составление договоров купли-продажи и др. всегда можно обратиться к специалистам компании "Спутник".
Поставьте лайк, если статья была полезна для Вас.
✅ Подписывайтесь на Яндекс-Дзен для перевозчиков
✅ Читайте самые свежие новости на портале для перевозчиков - topsputnik.ru
✅ Смотрите видеоновости на Youtube-канале
✅ Подписывайтесь на Telegram-канал