Найти тему
Злата Вишневская

Бойцовский клуб: Как жить вместе. (рецензия на к/ф Финчера + книгу Р.Барта)

По мотивам Барта Р. «Как жить вместе: Романические симуляции некоторых пространств повседневности» и к/ф «Бойцовский клуб» Дэвида Финчера ( именно -фильм, не книга Паланика).

Часть 1. (образы совместности. пространство.отношение к собственности).

Стало интересно прогнать БК через БР, наложив структурную матрицу «Жития-Вместе» на героев антиутопии. В своей работе Барт занят исследованием исторических форм совместного сосуществования, сопоставляя реализацию определенных концептов (отношение к власти, собственности, организация обязаностей, быта и пр). Если приложить Бартовские симуляции к Б(ойцовскому)К(лубу), совмещающему и психотическое (внутриличностное), и антиутопическое (межличностное), то можно еще больше углубить БК(хотя казалось бы, куда больше-то) и подтвердить БР на современном материале (хотя он вряд ли в этом так уж нуждается).

Ниже ключевые фантазмы, терминология и концепты – Бартовские, экстраполяции -мои.

1. Образ совместности

В БК есть несколько слоев «Жизни-Вместе», которые претерпевают трансформацию по мере развития отношений. К слову сказать, делюсь недавно найденным собственным критерием отличия «отношений» от «взаимодействий»: в отношениях непременно присутствует историческое измерение. Взаимодействия, даже повторяющиеся, могут не перерастать в отношения, ибо в них нет континуума и совокупности накопленного совместного опыта (сиречь- «нашей» истории ). Возможна и обратная инверсия: некоторые отношения со временем переходят во взаимодействия, когда истоньшается «совместность».

Итак, ниже объединения, в которых в БК представлено Житие-Вместе.

1) Рассказчик-Тайлер Дёрдон, Рассказчик и «Органы Джека»

2) Рассказчик – Марла Зингер, Тайлер Дёрдон-Марла Зингер, Рассказчик-Тайлер-Марла

3) Рассказчик, Тайлер и родители каждого из них.

4) Рассказчик и представители Власти: Начальник; Следователь

5) Рассказчик и «одноразовые» попутчики

6) Рассказчик и участники групп поддержки

7) Рассказчик и члены БК; Рассказчик и члены проекта разгром

8) Тайлер Дёрдон и члены БК; Тайлер Дёрдон и члены проекта Разгром

9) Члены БК, превращающиеся в членов проекта «Разгром».

Этот перечень поможет при ссылке на ту или иную форму или концепт.

2. Пространство. Отношение к собственности.

Барт уделяет внимание соотношению отдельного помещения (келий, комнат) как метафоры «внутренней жизни» и общего (пустого, нежилого, «неприсвоенного/ неосвоенного») пространства (храма, молельни, трапезных). В связи с общим пространством Барт вдвигает концепцию прозрачности как инструмента власти (ср. переходы на офисы по типу open space , тюремные бараки, военные казармы, бескабинные туалеты/душевые, общие бани и даже – спальни в детских садах). Про отношение к собственности – оно не имеет символического значения, но может организовывать формы совместного проживания.

В БК Рассказчик начинает как анахорет, который ведет уединенный образ жизни в «укомплектованной» келье, пересекаясь с другими (сотрудниками, попутчиками, участниками групп поддержки) в местах общего пользования. Сохранение своей автономии/отдельности/дистанции достигается за счет концепции «порционности» и «одноразовости», но с известными ограничениями, накладываемыми «массовой культурой». Рассуждения Рассказчика о том, как светильники, обернутые экобумагой*, и столик в форме инь-ян отражают его индивидуальность, - это не просто обозначение консьюмеристской идентичности, но и стремление к «индивидуализированной внутренней жизни»**. В рабочей обстановке привилегию «приватности» имеет Босс, занимающий отдельный офис; в группах поддержки – «тайное убежище», в которую в время медитаций можно ускользнуть из общего зала собрания, или «персональная» грудь согруппника, в которую рыдать.

С появлением Марлы, Рассказчик как будто бы лишается части своей «кельи» – Марла сначала создает напряжение в «местах общего пользования», а затем и вторгается в его «тайное убежище»***. Окончательно уничтожает «келью» (вместе с прежней идентичностью и отшельнической аскезой) появление Тайлера, в результате чего герой оказывается в полуразрушенном/разрушающемся доме с невыясненной историей собственности, протекающей крышей и периодически подтапливаемым подвалом****. Тут начинается период краткого парного /идиллического – и по Барту- истинно-идиорритмического - Проживания-Вдвоем. Рассказчику отведена отдельная – но проницаемо-прозрачная комната, у Тайлера- своя, они встречаются за совместными занятиями и в «трапезной», есть даже элемент «заботы» друг о друге=> появляется causa (причина) и Telos (ради-чего, цель) Жить-именно-Вдвоем-Вместе (см.отдельный пункт далее по тексту). Марла, конечно, вторгается и в этот рай, впрочем, с появлением «евы», идилия парности не разрушается, но приобретает пикантность, подкрашенная яростью и отчаянием «исключенного» Третьего.

На этой стадии собственность и отношение к собственности подвижное, вполне условное, также проницаемо-прозрачное: она переходит из рук в руки немаркированно. Тайлер сначала обменивается с Рассказчиком кейсами, Марла подбирает «плохо лежащие» вещи и еду, герои пользуются тем, что осталось в доме от прежних жильцов, и используют жир «прежних владельцев» в своем мыловарном бизнесе, покупают одежду в секондах или берут напрокат (смокинги для работы официантами), угоняют чужие автомобили.

Параллельно с идиллическим тандемом зреет общее пространство бОльшего (бойцовского) круга (Рассказчик, Тайлер и члены БК). По мере «сгущения» участников, как и предсказывает Барт, начинается формирование «устава», парность перерастает в общину, Клуб переезжает из барного подвала и превращается в Монастырь-Колонию строгого режима. Пространство стремительно «прозрачнеет» - двухярусные койки, нет отдельных комнат, все помещения и территория вокруг становятся местами общего пользования для общего Дела. Все атрибуты собственности окончательно унифицированы, обезличены и неприсваиваемы*****.

Отсюда легкий переход к идее уничтожения «материальных благ цивилизации» и собственности в принципе, с возвратом в первобытное - бессубъектное, надиндивидуальное – состояние сосуществования в стае, где все простраство – ничьё, неосвоенное, кочевое и кочующее******. «Стая: коллективная передача друг другу, синхронно и моментально, вкусов, удовольствий, моды, страха. Стая: образ более ужасный, чем муравейник. Муравейник: уравнивание индивидов, механизация общественных функций ≠ стая: устранение субъектности, дрессировка аффектов, совершенно уравненных (Р.Барт).

_______________________________

Заметки на полях:

*внимание! экобумага как символ самоидентичности в фильме 2000года, до всей этой эко-био-чумки.

**в оригинале, когда Рассказчик упоминает об обстановке своей взорванной квартиры Тайлеру, он использует слово “completed ”, что имеет оттенок не только укомплектованности, но и завершенности; полностью обставленная квартира как символ завершенного процесса идентичности. Для сравнения, «тайное убежище» Рассказчика, в котором начинается «другая жизнь» – это лишенная всего ледяная пещера.

*** в «тайной пещере» предполагалось встречаться с животным, который будет символизировать боль. Встреча с Марлой в этой пещере как признание того, что она стала «болью» (уязвимостью) Рассказчика. Тут же про эволюцию темы пара/дыма изо рта. Интересно, что у Рассказчика в пещере идет пар изо рта, у Марлы – дым от сигарет; Тайлер курит, Рассказчик на момент «встречи» - нет, но потом закурит, дым химического ожога от раны на руке Рассказчика; после самострела у Тайлера идет пороховой дым изо рта. => «дым без огня», предвестник взрывов.

****Психоаналитики в этом месте радостно хлопнули в ладоши, потерли руки и засучили рукава/ногами.

*****Перечень «имущества» новобранца: пара черных рубашек, черные брюки, ботинки и т.п. + 300 долларов на похороны.

****** Рассказчик в самом начале несколько раз презрительно называет Марлу «туристкой». Отличие туризма от паломничества: паломничество совершается по разным местам Ради-Чего, в рамках общего Telos а (напр. когда Рассказчик разъезжает по стране в поисках Тайлера, находя везде знаки присутствия БК); туризм имеет целью саму смену места.