Из «Путешествия капитана Стормфилда в рай» :
— Да, рай, пожалуй, не таков, каким я его себе представлял. Но все-таки я думал — похожу всюду и хотя бы познакомлюсь с вельможами. Я не собирался есть с ними из одного котелка, а так — поздороваться за руку, провести в их компании часок-другой...
— Могли бы какие-нибудь первые попавшиеся Том, Дик и Гарри вести себя так в отношении российских министров? Зайти запросто, например, к князю Горчакову?
— Думаю, что нет, Сэнди.
— Ну, здесь та же Российская империя, даже построже. Здесь нет и намека на республику. Существует табель о рангах. Существуют вице-короли, князья, губернаторы, вице-губернаторы, помощники вице-губернаторов и около ста разрядов дворянства, начиная от великих князей — архангелов, и дальше все ниже и ниже, до того слоя, где нет никаких титулов...
Cложные (мягко говоря) отношения Марка Твена с религией — прежде всего с христианством, которое только (да и то в локальном изводе) он и знал — известны хорошо. Менее известно, что в реальной жизни этот «весельчак и острослов» пережил многое такое, от чего вполне можно было потерять не только веселье, но и веру. Преждевременная смерть двух дочерей, жены... Но при этом «атеизм» Твена не был застывшим: до конца жизни его рационализм боролся с надеждой на вечную жизнь...
Вместе с тем, как говорится, антитезис отрицает тезис в его же терминах. Высмеивая схоластическое, то слащавенькое, то холодно-морализаторское «христианство», незаметно превращающееся в pompa diaboli, Твен, как мне кажется, неизбежно и сам выступает схоластиком и морализатором. Да и богословское образование/самообразование у него, видимо, осталось на уровне плохой воскресной школы. Чего только стоит его речь «Если бы мне поручили сотворить Бога...» в дневниках 1896 г. Это писал образованный 61-летний человек!..