Возвращаясь к обзору нового Постановления Правительства №_ 1860 от ноября 2020 года «Об утверждении положения о классификации гостиниц», особое внимание уделим разделу IV - «Порядок классификации гостиниц». В нем произошли наиболее заметные изменения.
Обозначим основные тенденции:
- гостиницы 3 звезды и выше более не могут иметь в своем номерном фонде номера второй категории и ниже (то есть 2-5 категории номеров);
- некоторые обязательные требования к гостиницам 3-х, 4-х и 5-и звезд заметно снижены;
- ослаблены или вовсе отменены ряд требований для гостиниц с количеством номеров равном 15 и менее различных категорий.
- заметно сокращены требования к номерному фонду.
Порядка классификации гостиниц
- Первый этап - экспертная оценка гостиницы аккредитованной организацией с итоговыми протоколом обследования и актом оценки соответствия гостиницы одной из категорий.
- Второй этап - принятие решения о присвоении гостинице категории.
- Третий этап - оформление и выдача свидетельства сроком действия в 3 года.
Первый этап наиболее трудоемкий и включает огромное количество действий, тем не менее, имеет ясный алгоритм проведения:
I. Специалисты аккредитованной организации проводят оценку гостиницы на соответствие одной из существующих категорий (приложение №_ 4).
Учитываются в оценке следующие пункты:
А) Здание и прилегающая территория.
Убраны требования: без изменений.
Добавлены требования:
- по обязательному освещению центрального входа и подходов к зданию для всех категорий гостиниц.
Б) Техническое оборудование и оснащение.
Убраны требования:
- по установкам по обработке воды для питья для 4-х и 5-и звездочных гостиниц;
- по наличию охранной сигнализации, видеонаблюдения в общественных зонах и коридорах жилых этажей;
- по внутреннему радиовещанию с возможностью радиотрансляции во всех помещениях, включая лифты;
- по внутренней телефонной городской, междугородней и международной связи из номера;
- по принудительной вентиляции для 3-х звездочных гостиниц.
Добавлены требования:
- доступ к сети Интернет из всех помещений гостиниц 1 категории и выше.
В) Номерной фонд.
Убраны требования:
- по наличию охранной сигнализации;
- по повышенной звукоизоляции на двери, окна, покрытия.
Добавлены требования:
- номера высшей категории должны составлять не менее 5 процентов от общего количества номеров в 4-х и 5-и звездочных гостиницах.
Г) Санитарные объекты общего пользования.
Д) Общественные помещения.
Убраны требования:
- по наличию плавательного бассейна для 4-х и 5-и звездочных отелей;
- по наличию магазинов и торговых киосков;
- по наличию декоративного озеленения, художественных композиций в гостиницах 3-х и 4-х звезд.
Добавлены требования:
- по наличию конференц-зала с оборудованием, необходимым для проведения презентаций для 4-х и 5-и звездочных гостиниц (кроме гостиниц с номерным фондом менее 15 номеров);
- по наличию спортивно-оздоровительного центра (тренажерный зал или зал для фитнеса) - для 4-х и 5-и звездочных гостиниц (кроме гостиниц в 4-е «звезды» с номерным фондом менее 15 номеров).
Е) Помещения для предоставления услуг питания.
Убраны требования: без изменений.
Добавлены требования:
- по наличию условий питания через предприятия питания любого типа для гостиниц с 1-ой звездой.
- по наличию ресторана (в виде исключения - кафе) и бара – для 4-х и 5-и звездочных гостиниц с номерным фондом более 15 номеров.
Ж) Услуги.
Убраны требования:
- по ежедневной смене постельного белья в гостиницах 5-и звезд (оставлена формулировка «по желанию»);
- по почтовым и телеграфным услугам, а также отправлению и доставке телефаксов;
- по аренде автомашины для 4-х звездочной гостиницы;
- по обмену валюты или приему платежей по банковским картам из 3-х звездочных гостиниц;
- по наличию швейцара в 4-х звездочной гостинице;
- по предоставлению экскурсионных услуг, гида и гида-переводчика для гостиниц 3-х звезд и ниже.
- по наличию медицинского кабинета.
Добавлены требования: без изменений.
З) Услуги питания.
Убраны требования:
- завтрак «шведский стол» для 3-звездочных отелей.
Добавлены требования:
- расширенный завтрак для 3-х звездочных отелей.
И) Технологии обслуживания, внешний вид персонала
II. Балльная оценка качественного состояния гостиницы. Она проводится по видам гостиниц и по характеристикам (приложение № 5) согласно пунктам:
А) Критерии оценки качественного состояния зданий, оборудования и оснащения гостиницы, то есть:
- здание, оборудование и оснащение, территория;
- качество и состояние интерьера холлов (салонов и других общественных помещений) и их оборудования;
- качество и состояние оборудования и оснащения туалетов вблизи общественных помещений, общих туалетов и ванных комнат;
- качество и состояние оборудования и оснащения номерного фонда (100 процентов номеров);
- качество и состояние оборудования и оснащения ванных комнат в номерах.
Особое внимание стоит уделить, тому факту, что при наличии оценки в 1 балл по одному из критериев гостинице не может быть присвоена категория 3 звезды и выше.
Для этого параметра определено минимальное допустимое количество баллов (Пример для «городских гостиниц»):
5 звезд – 53 балла; 4 звезды – 51 балл
3 звезды – 42 балла; 2 звезды – 33 балла
1 звезда – 27 баллов; без звезд – 16-19 баллов
Б) Критерии балльной оценки требований для гостиниц различных видов:
Баллы за оснащение номерного фонда, ванных комнат в номерах, услуги и пр. (наличие в 100 процентах номеров).
Минимальное допустимое количество баллов по результатам оценки выполнения требований
Пример для «городских гостиниц» 50 номеров и более:
5 звезд – 55 баллов; 4 звезды - 47 баллов
3 звезды – 34 балла; 2 звезды – 27 баллов
1 звезда – 18 баллов; без звезд – 14 баллов
Минимальные баллы относительно прошлого постановления изменились незначительно, максимум на 1-2 пункта в некоторых видах размещения.
III. Оценка номеров гостиниц.
В этот пункт включены общие обязательные требования по номерам и качественная оценка состояния номеров из Приложений №№ 1 и 2.
При этом пункты качественной оценки значительно сокращены и сейчас оцениваются только:
Качество и состояние оборудования и оснащения номерного фонда укрупненно:
1. Напольное покрытие.
2. Мебель.
3. Занавески.
4. Постельное белье и принадлежности (+ полотенца).
5. Стены, потолок, окна, двери.
6. Освещение.
Качество, состояние оборудования ванных комнат (санузлов) для номеров высшей, первой, второй и третьей категорий всего лишь по трем пунктам:
1. Стены, пол, потолок.
2. Сантехническое оборудование.
3. Краны, лейки душевые.
Количество баллов - 1-3.
Также в законе установлено минимальное допустимое количество баллов , которое нужно набрать по качественным критериям для соответствия номеров определенной категории:
Номера высшей категории (в гостиницах "5 звезд") - 27 баллов.
Номера высшей категории (в гостиницах "4 звезды" и "3 звезды") - 26 баллов.
Номера высшей категории" (в гостиницах "2 звезды", "1 звезда" и "без звезд") - 25 баллов.
Номера первой категории (стандарт) (в гостиницах "5 звезд") - 26 баллов.
Номера первой категории (стандарт) (в гостиницах "4 звезды") - 25 баллов.
Номера первой категории (стандарт) (в гостиницах "3 звезды") -22 балла.
Номера первой категории (стандарт) (в гостиницах "2 звезды", "1 звезда" и "без звезд") - 18 баллов.
Номера 2-категории - 15 баллов.
Номера 3-категории - 12 баллов.
Номера 4-категории - 8 баллов.
Номера 5-категории - 6 баллов.
Обращаем, также внимание, что при наличии низшей оценки по качественной составляющей номера (1 балл), ему не присваивается высшая категория и 1 категория-стандарт.
IV.Балльная оценка персонала.
Данный пункт рассматривает квалификационные требования к персоналу по: уровню образования; стажу работы; повышению квалификации; знаниям иностранных языков; знаниям и соблюдению должностных инструкций, правил внутреннего распорядка персонала гостиницы и подобное.
В новом Положении, как и в прежнем, указано минимальное количество баллов для гостиниц различных категорий:
5 звезд – 30 баллов; 4 звезды – 28 баллов
3 звезды – 26 балла; 2 звезды – 24 баллов
1 звезда – 21 баллов; без звезд – 19 баллов
Заказать услуги по классификации гостиниц можно по телефону 8(800) 70-70-144, либо отправив заявку на info@sertifikat.bz .