Прошедшие в стране протесты показали, что мы медленно сползаем к политическому кризису. Количество людей, принявших непосредственное участие в январских протестных акциях, составило не более 200 тыс. человек. В интернете смотрело трансляции этих демонстраций более 20 млн человек. Это соотношение говорит о смене политического климата в России. В обществе растёт количество недовольных, которые полагают, что страна находится в тупике и из него нужно искать выход.
Почему основная часть недовольных осталась дома
Изменился и социальный слой протестующих. На акции в столице вышло примерно такое же количество людей, как и прежде. Резко возросла протестная активность в регионах. Социологи отмечают, что впервые в уличных демонстрациях участвовали около 40% участников. Главной социальной силой стал не столичный средний класс. Массово в акциях участвовали студенты, учителя, рабочие, представители малого бизнеса и самозанятые.
Однако, абсолютное большинство недовольных воздержалось от участия в протестных акциях либеральной оппозиции. Сами либералы обосновывают эту ситуацию страхом перед полицейским произволом и репрессиями. Это правда лишь отчасти. Очень многие не видят себя и своих интересов в политическом движении, организованном Фондом борьбы с коррупцией.
Почему люди всё-таки вышли на протест
Помимо ядерного электората Алексея Навального участниками протеста в основном стали люди, выступающие не столько против политического авторитаризма, сколько против социального неравенства, бедности, в которой живёт большинство россиян.
Навальный вовремя понял, как завоевать доверие этой категории людей. В последние годы его сюжеты были посвящены именно вопросам социального неравенства. Поэтому среди широких слоёв населения у него появились сторонники, но основная масса не видит в либеральном оппозиционере своего лидера. Многие протестующие отмечали, что не являются сторонниками оппозиционера.
Политическая ориентация Алексея Навального
Навальный был и остался либеральным политиком, связанным с представителями правящего в стране класса. Созданный им Фонд с сетью региональных штабов носит явно авторитарный и лидерский характер. Решения здесь принимаются в узком кругу и директивно спускаются. При этом участники движения никак не могут повлиять на решение лидеров.
Стратегические цели этого движения не ясны. Их можно спрогнозировать из отдельных интервью его представителей. Команда Навального стремится убедить правящее меньшинство в том, что они могут его обслуживать лучше, чем нынешние «православные силовики». Они наладят отношения с Западом, усилят защиту бизнеса от произвола, сохранят существующую структуру распределения национального дохода.
Исходя из этого, можно с уверенностью предположить, что любое участие левых сил и политиков в смене власти в стране навальнистам крайне невыгодно. Для Навального и его ближайших сторонников только полная политическая монополия гарантирует успех. Только она позволит завоевать доверие и поддержку правящего класса. Поэтому для него недопустимо расширение политической коалиции, даже если это приведёт к радикальному росту масштабов протестных акций.
В этом слабость группировки, возглавляемой Навальным. Однако личное обаяние, талантливо смонтированные видео сюжеты, нестандартные действия на сегодняшний день объективно сделали его самой заметной фигурой в оппозиции.