Легендарный Disk Drive от Sony
Профессиональный кассетный магнитофон SONY TC-D5
Ну вот и дошла очередь до знаменитого аппарата SONY TC-D5.
Как говорил один киноперсонаж, а не замахнуться ли нам на …... А ему в ответ, а что, и замахнемся.
Чем мы то хуже?
Итак, речь пойдет даже не столько о конкретной модели TC-D5, сколько о всем семействе D5. Это TC-D5, TC-D5M, TC-D5 PRO/PROII.
При разработке у конструкторов главной задачей было создание максимально компактного устройства с одной стороны, а с другой — предполагалось, что это будет профессиональное устройство, которым можно пользоваться как в условиях студии, так и в полевых условиях.
Поэтому в целях уменьшения объема/веса (а вес при небольших габаритах совсем не маленький, чуть меньше 2 кг) собственного блока сетевого питания аппарат не имеет, работает только от батареек (2 батарейки типоразмера D) или от внешнего питания 6В.
От одного комплекта батарей D5 работает нереально долго, а переслушал ради интереса 3 или 4 кассеты C90 не меняя батареек и не подключая внешнего питания 6В.
Достигается такое время автономной работы при помощи использования преобразователя напряжения DC/DC, который и формирует нужные напряжения питания (6В и 12В) из 3В о батареек. Соответственно можно практически полностью использовать емкость батареи. На практике это выглядит забавно, магнитофон работает практически «до упора», потом пропадает звук и через некоторое время останавливается двигатель. Ни какого характерного для обычных бытовых устройств плавания звука тут не бывает.
Еще одна, более интересная «фишка» - это система привода тонвала.
Для мобильных условий сохранить стабильность скорости движения ленты гораздо сложнее, чем для стационарного использования. Если в стационарной деке достаточно взять тонвал с массивным маховиком и через пассик подключить к двигателю, то в мобильных условиях скорость протяжки лены будет плавать.
Самый наглядный пример, если взять работающий магнитофон «Электронике 302» и немного покрутить в горизонтальной плоскости — то звук не просто «поплывет», а «ПОПЛЫВЕТ». Это потому, что один маховик.
Чтобы исключить, ну, по крайней мере, свести этот эффект к минимуму, часто используют два относительно массивных маховика, вращающихся навстречу друг другу.
Возможно, первоначально конструкторы в Sony и предполагали использовать такое решение. Но вышестоящая инстанция сказала, нет, это не наш путь. Так появилась система Disk Drive.
Суть довольно проста. Вместо цепочки мотор — пассик — тонвал с массивным маховиком используется пара мотор — маховик.
Моторчик взяли довольно своеобразный. Мотор имеет форму длинного узкого цилиндра. На валу мотора коническая (в виде усеченного конуса) насадка, которая в рабочем положении прижимается к обрезиненной нижней поверхности маховика тонвала. В нерабочем состоянии вал двигателя отводится от поверхности маховика. Амплитуда такого движения 1-2 мм. Сами моторы (во всем модификациях TC-D5) традиционно для механизмов Sony имеют дополнительную обмотку обратной связи, которая используется для стабилизации частоты вращения двигателя. Соответственно деки от Sony имеют надпись servo control, capstan servo control или servo controlled motor.
Таким образом получается, что маховик и двигатель вращаются в разных плоскостях, скорость вращения достаточно высока для того, чтобы внешние вращательные колебания не влияли на стабильность скорости движения ленты. Как говорится, простенько и со вкусом. Конструкторам удалось сделать компактный и легкий механизм без массивных и тяжелых маховиков.
Появилось это чудо техники в конце 70-х. Модель D5.
Остальной функционал достаточно традиционен. Это автостоп, ситема шумопонижения Dolby B, автоматический и ручной селектор типа ленты (Fe, Cr, Fe-Cr) и ограничитель уровня записи (Limiter).
На этой штуке(Limeter' е) я хочу немного остановиться. Когда то давно, в 70-х, в журнале “Радио” была небольшая заметка про такой тип регулирования уровня записи. Там говорилось, что это как раз и было предложено фирмой Sony. В то время было довольно много техники с автоматической регулировкой уровня записи (т.н. АРУЗ). Для серьезной работы эти системы не используются, так как при длительных тихих фрагментах записываемого сигнала начинает понемногу прибавляться уровень записи, т. е. система начинает работать как компрессор уровня. Метод же ограничения уровня записи свободен от этих недостатков.
Конструкция TC-D5 продумана, довольно плотная, но доступ ко всем компонентам вполне нормальный.
На фото внизу справа металлический блок с надписью FUJI — это преобразователь напряжения DC/DC, о котором шла речь выше.
Корпус магнитофона полностью металлический (алюминий), отдельно снимается как нижняя, так и верхняя части.
На фото видно, что имеется встроенный динамик. Слушать что то через этот динамик в здравом уме никому не придет в голову, он нужен только для того, чтобы оперативно проверить что записано на пленке.
У этой модели был еще конкурент от не менее известной марки Marantz CP-430.
У меня такой модели не было (всюду не успеешь), фото не мое. Пользоваться тоже не приходилось. По отзывам пользователей в форумах, звук у Marantz немного лучше, чем у Sony, но Sony – более надежный, неприхотливый и живучий, что важно для «полевых» условий.
Если сравнивать дизайн — кому как. На мой взгляд, Sony выглядит круче.
Теперь о моделях.
Первая модель Sony TC-D5 с ферритовыми головками.
Несколько позже появилась модификация TC-D5M Sendust&Ferrit, т. е. стирающая головка ферритовая, а универсальная - сендаст.
TC-D5M уже мог работать и с лентой тип IV ( металлопорошковая) .
Технические характеристики, заявленные изготовителем (для TC-D5M):
И еще одна модификация TC-D5 PROII
Имеет ферритовые головки, но вместо обычного линейного входа с разъемами RCA там два входа с разъемами XLR. Тут явный намек на профессиональное использование. На вход можно подать только балансный сигнал от профессионального микрофона.
Это фото не мое, нашел в сети. Мой аппарат выглядит точно так же и в таком же косметическом состоянии.
Был еще просто TC-D5PRO, но у меня такого в коллекции нет, ничего сказать не могу.
Если говорить о звуке — то ничуть не хуже стационарных дек. Я сам частенько использую D5 для записи и для прослушивания через наушники.
В заключение несколько слов о головках. Все модели семейства D5 (D5, D5M, D5 Pro, D5 ProII) имеют ферритовые или сендастовые головки (речь идет о универсальных головках, стирающие - везде ферритовые).
Религиозные споры о том, что лучше, какая головка лучше «звучит» периодически возникали раньше, возникают и сейчас. Есть сторонники «ферритового» , «стеклоферритового», «пермаллоевого» и «аморфного» звука. На мой взгляд, тут больше религии, так как довольно сложно из результирующего звука, который слышишь в наушниках или и из АС выделить оттенки, которые вносят именно магнитные головки.
Конечно, между головками есть различия, но не надо забывать о схемотехнике, которая и определяет характер звука. А есть еще акустика, которая вносит такие искажения, что по сравнению с ними о «звучании магнитных головок» можно вообще забыть.