Первые попытки изобретателей создать самодвижущийся экипаж относятся к XVII веку. Л. Шамшуренков в 1752 году и И. Кулибин в 1771 году построили "самобеглые коляски", приводимые в движение мускульной энергией,-прообразы автомобилей.
Первый русский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания совместными усилиями построили в 1896 году "Первый русский завод керосиновых и газовых двигателей Е. А. Яковлева" и "Акционерное общество постройки и эксплуатации экипажей П. А. Фрезе" Технические особенности : одноцилиндровый двигатель установлен сзади, передача- цепная. Мест - 2, мощность -2 л. с., длина - 2,18 м., масса - 300 кг, скорость- 20 км/ч.
Вскоре проявили интерес к выпуску автомобилей и машиностроительные предприятия. Почтовый автомобиль завода "Лесснер". Технические характеристики: Грузоподьемность - 400 кг, рабочий обьем - 1528 см, мощность -6-8 л. с., длина - 3,4 метра, масса - около 1200 кг, скорость - 30 км/ч. Изготовлено 14 машин этой модели.
Фургон имеет двухцилиндровый мотор и цепную передачу. Грузоподьемность - 1200 кг, мощность - 10 л. с., скорость - 20 км/ч.
Велосипедный завод "Дукс" в Москве выпустил электрический омнибус . Имеет поворотную переднюю ось тележного типа и "дутые"(пневматические) шины. Автомобиль был создан для обслуживания гостиниц.
Велосипедный завод "Россия" в городе Рига выпустил в 1901 году свою версию четырехместного автомобиля . Машина выпускалась по типу французских автомобилей "Де-Дион-Бутон". Автомобиль имел следующие технические характеристики: рабочий обьем - 500 см, мощность - 3,5 л. с., масса - 400 кг, скорость - 35 км/ч.
Автомобиль конструкции И. Романова имел следующие технические характеристики: цепную передачу и 8 аккумуляторов, обеспечивающих запас хода в 60 км. Мест - 17, мощность - 6 л. с., масса - 1600 кг. Автомобиль мог развивать скорость - 11км/ч.
Все заводы производившие автомобили выпустили в общем по несколько десятков автомобилей. Дольше всех сохранял автомобильное производство завод " Лесснер" с 1904 по 1909 год. Он выпускал четыре легковых модели, две грузовых, автобусы и почтовые фургоны.
Сложность и высокая стоимость производства , отсутствие сбыта тормозили развитие автомобилестроения. К 1909 году эти заводы закрыли производство автомобилей.
Успешнее развивалось в те годы кузовное дело, Россия ввозила шасси легковых автомобилей. кузовы для них, забытых теперь типов "ландоле","берлин", "дубль-фаэтон", "торпедо", "бакэ", изготовляли по индивидуальным заказам экипажные фабрики :"ПОБЕДА", " ФРЕЗЕ", "П. ЯКОВЛЕВ", "БРЕЙТИГАН", "КРЮММЕЛЬ" в Петербурге, "ИЛЬИН", ЕВСЕЕВ", "БРАТЬЯ КРЫЛОВЫ" в Москве, "ЭМПЕДЕ" в Одессе.
Построен " Московской экипажно-автомобильной фабрикой П. Ильина" на французском шасси "Берлие" с двигателем мощностью 22 л. с.
Крупным поставщиком автомобилей до Великой Октябрьской социалистической революции был Руссо-Балтийский вагонный завод в Риге. Модель Руссо-Балт -К12/20 с четырехместным кузовом "торпедо" 1911 года сохранился до наших дней и представлен в Политехническом музее ( Москва). Технические характеристики: рабочий обьем - 2211см, мощность - 20 л. с., длина - 3, 85 м, масса - 1130 кг, скорость - 65 км/ч.
Машины предприятия называли Руссо-Балтами . Завод в период с 1909 по 1915 год выпустил около 800 машин: четыре модели легковых автомобилей, три грузовых, а также автобусы, БРОНЕВИКИ, пожарные и полугусеничные машины.
Автомобиль принимал осенью того же года участие в ралли Петербург-Рига-Петербург. Технические характеристики автомобиля: рабочий обьем - 4501 см, мощность - 30 л. с., длина - 4,35 м, масса - 1300 кг, скорость - 80 км/ч.
Модель С24/30 неоднократно модернизировалась выпускалась до 1915 года. Технические характеристики автомобиля: рабочий обьем - 4501 см, мощность - 30 л. с., длина - 4.3 м, масса - 1900 кг, скорость - 65 км/ч.
автомобили завода Руссо- Балт, очень хорошо себя зарекомендовали, они с успехом экспонировались на IV Международной автомобильной выставке 1913 года в Петербурге. один из Руссо-Балтов за четыре года ( с 1910 по 1913 год) прошел по дорогам центральной России, Южной Европы, Северной Африке 80 тысяч километров без капитального ремонта.
На машине совершен пробег Петербург-Париж- Петербург без единой поломки. Технические характеристики автомобиля: рабочий обьем - 6325 см, мощность - 40 л. с., длина - 4,7 м, масса - 1900 кг, скорость - 80 км/ч. Автомобили марки Руссо-Балт добились высоких результатов в соревнованиях: девятое место на ралли "Монте-Карло" в 1912 году и второе место -в гонках на "Большой приз Санкт-Петербурга" в 1913 году !!!!
Вопрос к читателям!!!! Кто занял первое место на гонках 1913 года в Санкт-Петербурге???
Промышленные партии в эти годы изготовляли также заводы "Пузырев" и " Нобель" в Петербурге, "Хрущев" в Орле. "Пузырев" с 1911 по 1914 год построил около четырех десятков автомобилей.
Пятиместный кузов автомобиля типа "Лимузин". Построен по индивидуальному заказу в 1912 году. Технические характеристики : рабочий обьем - 4501 см, мощность -40 л. с., длина - 4,65 м, масса- 2000 кг, скорость - 70 км/ч.
И снова вопрос к читателям! Кто был заказчиком индивидуального заказа данной марки авто???
После 1915 года производство автомобилей в России было прекращено. На этом закончился ранний период развития автомобилестроения в России.
В завершении моего обзора хочется еще немного цифр . Набор открыток "ВЫПУСК ПЕРВЫЙ" напечатан в Москве в 1982 году, это первое издание тираж которого 155 000 тысяч экземпляров. Я как обычно посмотрел ,какова сегодня цена продажи комплекта из 12 фотооткрыток ? Я был приятно удивлен ,сегодня цена на российских аукционах от 30 р за карточку ! На международных площадках цена уже от 2 долларов за ту же карточку! Тираж конечно для открыток такого типа большой и ожидать более значительной цены наверное очень оптимистично, но шансы всегда есть.
Благодарю вас всех дочитавших до конца. Хорошего дня, хорошего вам настроения ! С уважением Константин