Найти в Дзене
Забытое прошлое

Туркменистан: Древняя Маргиана

Туркменистан: От гор Кугитанга до Каспийского моря

Страна Маргиана     Невероятно интересно познавать историю человечества не из книг и интернета, а самолично, стоя посреди дворца древнейшего города древнейшей страны.

-2
Стены азиатских домов и дворцов складывали из сырцового кирпича, сделанного из глины и рубленой соломы. В отличие от обожженного, он под воздействием осадков, оплывал, и все сооружения, какими бы прочными они ни считались в свое время, становились похожими друг на друга, будь то дом ремесленника или дворец правителя.
Стены азиатских домов и дворцов складывали из сырцового кирпича, сделанного из глины и рубленой соломы. В отличие от обожженного, он под воздействием осадков, оплывал, и все сооружения, какими бы прочными они ни считались в свое время, становились похожими друг на друга, будь то дом ремесленника или дворец правителя.

И только планировка сооружений, знания истории народов, их обычаев, особенности религиозных верований позволяют археологам проводить реконструкцию строений, определяя среди многочисленных холмов городищ цитадели, гончарные кварталы, культовые храмы.         
И только планировка сооружений, знания истории народов, их обычаев, особенности религиозных верований позволяют археологам проводить реконструкцию строений, определяя среди многочисленных холмов городищ цитадели, гончарные кварталы, культовые храмы.         

Но и нахождение законсервированных песком древних городов в бескрайней пустыне очень сложная задача, под силу лишь гениальному уму. Средняя Азия обязана возрождением древнейших городов и стран таким великим людям, как Михаил Евгеньевич Массон, Галина Анатольевна Пугаченкова, поднявшим к свету из песчаного заточения известную всему миру Нису, столицу Парфии, поселения Бактрии, Согдианы. Этих людей сегодня нет с нами. Но великую миссию археологии достойно несут в наши дни такие ученые, как профессор Виктор Иванович Сарианиди.  Именно он нашел не просто город, а целую страну, доказав при этом, что она по праву может считаться пятой цивилизацией древнего мира наряду с такими, как Шумерская, Индская, Древнеегипетская и Китайская.         Страну эту называют по-разному: Маргуш, Моуру, Маргиана, но корень названия страны в названии реки, в долине которой образовалось древнее государство. Это река Мургаб. Она берет начало в горах Паропамиза, что находятся на территории Афганистана, и теряется в песках пустыни Каракум на территории современного Туркменистана. Длина русла Мургаб - 978 км.         История страны Маргиана уходит к расцвету бронзового века, а именно к III тысячелетию до н.э., когда в поисках новых земель кочевые племена остановились в незанятой никем плодородной дельте реки Мургаб и не основали там поселение. Спустя века в этом месте возник город, окруженный многочисленными поселениями (сейчас раскопано 300). Наряду с сельским хозяйством в стране развивались различные ремесла, совершенствовалось общество, создавалось крепкое государство, которым управлял царь. Маргианцы возводили монументальные дворцы и храмы, научились плавить металл и создавать утонченные произведения искусства. И тому подтверждение уникальные находки археологов в Гонур-депе - главном городе страны Маргуш, ее столице (Гонур-депе - название городища, переводится с туркменского, как "серый холм").        
Но и нахождение законсервированных песком древних городов в бескрайней пустыне очень сложная задача, под силу лишь гениальному уму. Средняя Азия обязана возрождением древнейших городов и стран таким великим людям, как Михаил Евгеньевич Массон, Галина Анатольевна Пугаченкова, поднявшим к свету из песчаного заточения известную всему миру Нису, столицу Парфии, поселения Бактрии, Согдианы. Этих людей сегодня нет с нами. Но великую миссию археологии достойно несут в наши дни такие ученые, как профессор Виктор Иванович Сарианиди.  Именно он нашел не просто город, а целую страну, доказав при этом, что она по праву может считаться пятой цивилизацией древнего мира наряду с такими, как Шумерская, Индская, Древнеегипетская и Китайская.         Страну эту называют по-разному: Маргуш, Моуру, Маргиана, но корень названия страны в названии реки, в долине которой образовалось древнее государство. Это река Мургаб. Она берет начало в горах Паропамиза, что находятся на территории Афганистана, и теряется в песках пустыни Каракум на территории современного Туркменистана. Длина русла Мургаб - 978 км.         История страны Маргиана уходит к расцвету бронзового века, а именно к III тысячелетию до н.э., когда в поисках новых земель кочевые племена остановились в незанятой никем плодородной дельте реки Мургаб и не основали там поселение. Спустя века в этом месте возник город, окруженный многочисленными поселениями (сейчас раскопано 300). Наряду с сельским хозяйством в стране развивались различные ремесла, совершенствовалось общество, создавалось крепкое государство, которым управлял царь. Маргианцы возводили монументальные дворцы и храмы, научились плавить металл и создавать утонченные произведения искусства. И тому подтверждение уникальные находки археологов в Гонур-депе - главном городе страны Маргуш, ее столице (Гонур-депе - название городища, переводится с туркменского, как "серый холм").        

Но как же все-таки мир узнал о цивилизации маргианцев? Как В.И.Сарианиди нашел то место, где теперь раскинулся музей под открытым небом, а ученые год от года раскапывают все больше и больше удивительных артефактов?     Первое упоминание о Маргуше было прочитано в 30-40-х годах при расшифровке клинобитного текста на барельефе, изображенном на скале Бехистун в Иране, высеченного по приказу царя Дария I о событиях 523-521 гг до н.э.   Барельеф изображает царя Дария под покровительством зороастрийского бога Ахурамазды. Перед ахеменидским царем, склонив головы, стоят поверженные им цари захваченных государств и среди них Фрада - царь Маргуша.          Вот отрывок из текста надписи (в переводе В.И. Абаева):   " Говорит Дарий-царь:     .....     Пока я был в Вавилоне, следующие страны от меня отложились: Персия, Элам, Мидия, Ассирия, Египет, Парфия,  Маргиана , Саттагидия, Сака.    .....     Говорит Дарий-царь: "Страна, называемая  Маргианой , отложилась от меня. Один человек, по имени Фрада, маргиаш, был провозглашен ими правителем. Тогда я послал к персу Дадаршишу, моему подчиненному, сатрапу в Бактрии, [и] так ему сказал: "Иди [и] разбей войско, которое не признает меня". Дадаршиш войском двинулся [и] дал бой маргианам. Ахурамазда мне помог! По воле Ахурамазды войско мое разбило мятежное войско наголову. Это было в 23-й день месяца ассиядия [декабрь 521 г.], произошло сражение.     После этого страна стала моей" .     Упоминается страна Моуру и в священной книге зороастрийцев Авесте (в первом фрагарде Видевдата):       "... 9.  В-третьих, наилучшую из стран и мест обитания я, Ахура-Мазда, сотворил:  Моуру  сильную, причастную Арте " .
Но как же все-таки мир узнал о цивилизации маргианцев? Как В.И.Сарианиди нашел то место, где теперь раскинулся музей под открытым небом, а ученые год от года раскапывают все больше и больше удивительных артефактов?     Первое упоминание о Маргуше было прочитано в 30-40-х годах при расшифровке клинобитного текста на барельефе, изображенном на скале Бехистун в Иране, высеченного по приказу царя Дария I о событиях 523-521 гг до н.э.   Барельеф изображает царя Дария под покровительством зороастрийского бога Ахурамазды. Перед ахеменидским царем, склонив головы, стоят поверженные им цари захваченных государств и среди них Фрада - царь Маргуша.       Вот отрывок из текста надписи (в переводе В.И. Абаева): " Говорит Дарий-царь: ..... Пока я был в Вавилоне, следующие страны от меня отложились: Персия, Элам, Мидия, Ассирия, Египет, Парфия, Маргиана , Саттагидия, Сака. ..... Говорит Дарий-царь: "Страна, называемая Маргианой , отложилась от меня. Один человек, по имени Фрада, маргиаш, был провозглашен ими правителем. Тогда я послал к персу Дадаршишу, моему подчиненному, сатрапу в Бактрии, [и] так ему сказал: "Иди [и] разбей войско, которое не признает меня". Дадаршиш войском двинулся [и] дал бой маргианам. Ахурамазда мне помог! По воле Ахурамазды войско мое разбило мятежное войско наголову. Это было в 23-й день месяца ассиядия [декабрь 521 г.], произошло сражение. После этого страна стала моей" .    Упоминается страна Моуру и в священной книге зороастрийцев Авесте (в первом фрагарде Видевдата): "... 9. В-третьих, наилучшую из стран и мест обитания я, Ахура-Мазда, сотворил: Моуру сильную, причастную Арте " .

Кстати, В.И.Сарианиди в своей книге "Гонур. Город царей и богов" приводит весомые аргументы, позволяющие предположить, что "страна Маргуш - наиболее вероятная родина первой мировой религии - зороастризма, а возможно и ее основателя Заратуштры". Напомню, что возникновение зороастрийской религии относит к первому тысячелетию до н.э. А Маргиана существовала с третьего тысячелетия до н.э. В ходе раскопок Древней Маргианы были получены знания, основанные на комплексе археологических данных, свидетельствующие о протозороастрийском религиозном культе жителей Маргианы, принадлежавших к индоарийской расе.         
Кстати, В.И.Сарианиди в своей книге "Гонур. Город царей и богов" приводит весомые аргументы, позволяющие предположить, что "страна Маргуш - наиболее вероятная родина первой мировой религии - зороастризма, а возможно и ее основателя Заратуштры". Напомню, что возникновение зороастрийской религии относит к первому тысячелетию до н.э. А Маргиана существовала с третьего тысячелетия до н.э. В ходе раскопок Древней Маргианы были получены знания, основанные на комплексе археологических данных, свидетельствующие о протозороастрийском религиозном культе жителей Маргианы, принадлежавших к индоарийской расе.         

"И только здесь и у них зародилась первая мировая религия - зороастризм". (В.И.Сарианиди "Маргуш. Тайна и правда великой культуры").   Уже в третьем тысячелетии до н.э. жители Маргианы поклонялись огню и воде, возводя стихии до уровня божеств. Об этом свидетельствуют раскопанные храмы огня и воды. Зороастрийцы позже почитали огонь и считали его священным, но поклонялись уже богам. У маргушцев существовал культ божественного напитка сомы-хаомы, в Гонуре раскопаны два храма. Данный культ имел большое значение в жизни ранних ариев и позже перешел и в зороастризм.         Но вернемся к открытию древнего царства. Виктор Иванович Сарианиди еще будучи студентом археологического факультета (сороковые годы) заинтересовался загадочной страной и принял участие в первых экспедициях по ее поиску под руководством М.Е.Массона. Массон искал Маргиану в дельте реки Мургаб, но он не учел того момента, что за тысячелетия Мургаб сместился к западу, изменив русло. И лишь в 1972 году, почти через тридцать лет поиска, В.И. Сарианиди, руководствуясь не только достижениями археологии того времени, но и интуицией ученого, одержимого идеей поиска загадочной страны, начал раскопки городища Гонур-депе, которые и привели его к величайшему открытию. Но, как любое открытие, признание его важности и подлинности потребовало много времени.   В ноябре 2006 года ведущие специалисты из США, Европы, России, Индии и Японии провели научную конференцию "Древняя Маргиана - новый центр мировой цивилизации". Корифеи лингвистики и истории Центральной Азии и Ближневосточного региона, побывав на месте раскопок, своими глазами увидев сокровища, которые тысячелетия скрывали пески Каракумов, монументальные здания, инженерные сооружения Маргианы, проведя радиоуглеродный анализ органических останков захоронений, содержимого найденных сосудов, пришли к единодушному выводу, что эта неведомая прежде страна - подлинный феномен в истории Древнего Востока и, наряду с Месопотамией, Египтом, Индией и Китаем, являет собой пятый центр мировой цивилизации. И это несмотря на то, что до сих пор не найдено ни одного письменного памятника Маргианы. Но в земле еще хранится много тайн, потому есть надежда, что в один из дней археологам улыбнется удача, и они обретут еще одно сокровище маргианской культуры.
"И только здесь и у них зародилась первая мировая религия - зороастризм". (В.И.Сарианиди "Маргуш. Тайна и правда великой культуры").   Уже в третьем тысячелетии до н.э. жители Маргианы поклонялись огню и воде, возводя стихии до уровня божеств. Об этом свидетельствуют раскопанные храмы огня и воды. Зороастрийцы позже почитали огонь и считали его священным, но поклонялись уже богам. У маргушцев существовал культ божественного напитка сомы-хаомы, в Гонуре раскопаны два храма. Данный культ имел большое значение в жизни ранних ариев и позже перешел и в зороастризм.         Но вернемся к открытию древнего царства. Виктор Иванович Сарианиди еще будучи студентом археологического факультета (сороковые годы) заинтересовался загадочной страной и принял участие в первых экспедициях по ее поиску под руководством М.Е.Массона. Массон искал Маргиану в дельте реки Мургаб, но он не учел того момента, что за тысячелетия Мургаб сместился к западу, изменив русло. И лишь в 1972 году, почти через тридцать лет поиска, В.И. Сарианиди, руководствуясь не только достижениями археологии того времени, но и интуицией ученого, одержимого идеей поиска загадочной страны, начал раскопки городища Гонур-депе, которые и привели его к величайшему открытию. Но, как любое открытие, признание его важности и подлинности потребовало много времени.   В ноябре 2006 года ведущие специалисты из США, Европы, России, Индии и Японии провели научную конференцию "Древняя Маргиана - новый центр мировой цивилизации". Корифеи лингвистики и истории Центральной Азии и Ближневосточного региона, побывав на месте раскопок, своими глазами увидев сокровища, которые тысячелетия скрывали пески Каракумов, монументальные здания, инженерные сооружения Маргианы, проведя радиоуглеродный анализ органических останков захоронений, содержимого найденных сосудов, пришли к единодушному выводу, что эта неведомая прежде страна - подлинный феномен в истории Древнего Востока и, наряду с Месопотамией, Египтом, Индией и Китаем, являет собой пятый центр мировой цивилизации. И это несмотря на то, что до сих пор не найдено ни одного письменного памятника Маргианы. Но в земле еще хранится много тайн, потому есть надежда, что в один из дней археологам улыбнется удача, и они обретут еще одно сокровище маргианской культуры.

     Тем не менее, и по уже имеющимся находкам можно сказать, что маргиане имели свое представление об устройстве мира и месте человека в нем, и нашли способ передать свои представления через оформление культовых сосудов.   В храме сомы-хаомы Северного Гонура найдены культовые сосуды, скульптурные детали которых передают законченные сюжетные композиции. Можно сказать, что они были своего рода иллюстрациями к популярным среди маргиан мифам и преданиям. Сцена, изображенная на культовом сосуде с лепным венчиком, рассказывает об устройстве мира. Сосуд, заполненный водой, представляет собой модель водной стихии и окружающей ее земной тверди, населенной различными животными, птицами и людьми. На дне сосуда налеплены фигурки рыб, змей.   Встречаются сосуды и с изображением Древа Жизни, хотя чаще всего дерево едва процарапано на поверхности, но на некоторых есть налепленные на его ветви фигурки двух птиц.          
     Тем не менее, и по уже имеющимся находкам можно сказать, что маргиане имели свое представление об устройстве мира и месте человека в нем, и нашли способ передать свои представления через оформление культовых сосудов.   В храме сомы-хаомы Северного Гонура найдены культовые сосуды, скульптурные детали которых передают законченные сюжетные композиции. Можно сказать, что они были своего рода иллюстрациями к популярным среди маргиан мифам и преданиям. Сцена, изображенная на культовом сосуде с лепным венчиком, рассказывает об устройстве мира. Сосуд, заполненный водой, представляет собой модель водной стихии и окружающей ее земной тверди, населенной различными животными, птицами и людьми. На дне сосуда налеплены фигурки рыб, змей.   Встречаются сосуды и с изображением Древа Жизни, хотя чаще всего дерево едва процарапано на поверхности, но на некоторых есть налепленные на его ветви фигурки двух птиц.         

Пройдемся вслед за археологами по улочкам Гонур-депе. Сегодня площадь городища составляет 25 га. Наиболее интересен для посещения комплекс зданий, получивший у археологов название "Северный Гонур". В центре находится почти квадратной формы кремль. Мощные оборонительные стены шириной пять метров с треугольными, стреловидными амбразурами окружают дворец сложной планировки, храмовые постройки, строительство которых относится к 2300-2250 годам до н.э. Во всех помещениях есть двухкамерные печи. Предположительно, они служили для приготовления жертвенной пищи. В одной камере разводили огонь, в другой размещали мясо. Получалось что-то вроде духовки. Огонь считался священным, и его нельзя было осквернять даже жертвенным барашком.   Парадный вход в кремль находится на севере, восточный вел в храм огня, а западный и южный вели к храмам жертвоприношений. Кремль окружен еще одной оборонительной стеной с прямоугольными башнями. Каждая стена каре 180 метров.         На территории цитадели находилось несколько бассейнов, заполняемых водой Мургаба, протекающего недалеко от города. Котлованы бассейнов легко угадываются и сегодня. Один, главный, у которого размещались храмы воды, был размером 180х85 метров, в другом, поменьше, располагалось очистное сооружение. На восточном берегу большого бассейна найден царский некрополь, где обнаружено семь гробниц.         Кладка стены, Среди сырцовых кирпичей хорошо видны два ряда обожженных [Долгая Г,]  Царское святилище [Долгая Г,]  Слепое окно во дворце [Долгая Г,]  На возвышении стоял трон царя [Долгая Г,]     Рассказ
Пройдемся вслед за археологами по улочкам Гонур-депе. Сегодня площадь городища составляет 25 га. Наиболее интересен для посещения комплекс зданий, получивший у археологов название "Северный Гонур". В центре находится почти квадратной формы кремль. Мощные оборонительные стены шириной пять метров с треугольными, стреловидными амбразурами окружают дворец сложной планировки, храмовые постройки, строительство которых относится к 2300-2250 годам до н.э. Во всех помещениях есть двухкамерные печи. Предположительно, они служили для приготовления жертвенной пищи. В одной камере разводили огонь, в другой размещали мясо. Получалось что-то вроде духовки. Огонь считался священным, и его нельзя было осквернять даже жертвенным барашком.   Парадный вход в кремль находится на севере, восточный вел в храм огня, а западный и южный вели к храмам жертвоприношений. Кремль окружен еще одной оборонительной стеной с прямоугольными башнями. Каждая стена каре 180 метров.         На территории цитадели находилось несколько бассейнов, заполняемых водой Мургаба, протекающего недалеко от города. Котлованы бассейнов легко угадываются и сегодня. Один, главный, у которого размещались храмы воды, был размером 180х85 метров, в другом, поменьше, располагалось очистное сооружение. На восточном берегу большого бассейна найден царский некрополь, где обнаружено семь гробниц.         Кладка стены, Среди сырцовых кирпичей хорошо видны два ряда обожженных [Долгая Г,] Царское святилище [Долгая Г,] Слепое окно во дворце [Долгая Г,] На возвышении стоял трон царя [Долгая Г,] Рассказ

Рассказ обо всех зданиях и сооружения Гонура занимает не одну страницу трех книг В.И. Сарианиди, посвященных Маргиане и ее столице. Но, не зная истории раскопок и не видя находок, которые сегодня в большинстве хранятся в исторических музеях Мары и Ашгабада, трудно представить себе древний мир и тем более почувствовать ритм его жизни.         Гуляя по дворцу я слушала гида, рассматривала сохранившиеся постройки, старалась угадать назначение слепых окон дворца, представить, как готовили пищу в необычных двухкамерных печах, понять назначение узких келий, расположенных в ряд у одной из стен храма огня. Я даже сидела на тронном месте царя, трогала еще незаконсервированные глиняные стены (их для сохранности обкладывают слоем сырцовых кирпичей), ощущая тепло и представляя, как они были украшены мозаикой, росписями, как по узким коридорам, резвясь, пробегали дети царя или важно проходили жрецы.
Рассказ обо всех зданиях и сооружения Гонура занимает не одну страницу трех книг В.И. Сарианиди, посвященных Маргиане и ее столице. Но, не зная истории раскопок и не видя находок, которые сегодня в большинстве хранятся в исторических музеях Мары и Ашгабада, трудно представить себе древний мир и тем более почувствовать ритм его жизни.         Гуляя по дворцу я слушала гида, рассматривала сохранившиеся постройки, старалась угадать назначение слепых окон дворца, представить, как готовили пищу в необычных двухкамерных печах, понять назначение узких келий, расположенных в ряд у одной из стен храма огня. Я даже сидела на тронном месте царя, трогала еще незаконсервированные глиняные стены (их для сохранности обкладывают слоем сырцовых кирпичей), ощущая тепло и представляя, как они были украшены мозаикой, росписями, как по узким коридорам, резвясь, пробегали дети царя или важно проходили жрецы.

жрецы.          Та жизнь давно канула в небытие, но остались сосуды, в которых хранили особый божественный напиток сома-хаома (его готовили из эфедры, мака, конопли, овса и кислого молока), приняв его жрецы уходили в мир грез и получали откровения (возможно, в тех самых кельях).
жрецы.          Та жизнь давно канула в небытие, но остались сосуды, в которых хранили особый божественный напиток сома-хаома (его готовили из эфедры, мака, конопли, овса и кислого молока), приняв его жрецы уходили в мир грез и получали откровения (возможно, в тех самых кельях).

Археологи выкопали огромное число керамических сосудов удивительных форм: простые и изящные, необычные с носиками, но без ручек, украшенные фигурками животных и стилизованными глазами. Украшение сосудов росписью не было принято у маргианцев. Встречаются редкие изображения, как, например, такое:     Интересны терракотовые фигурки с налепленными на лицо большими глазами. Ученые предполагают, что это может быть изображение маргианского жреца. На это указывают два длинных наушника, как на шапках персидских жрецов, называемых клобуками. А большие глаза - это следствие принятия божественного напитка.          Но больше всего меня поразило одно украшение. Мастер, создавший тот шедевр, был действительно талантлив. Это булавка, длиной сантиметров пятнадцать с золотой восьмиконечной звездой и полумесяцем на конце. На одном из лучей звезды изобретательный ювелир разместил фигурки двух животных: золотого джейрана и бирюзового львенка. Фигурки размером 1 см и 7 мм, но, разглядывая их через увеличительное стекло, замечаешь, насколько детально они сделаны, как мастерски достоверно переданы формы животных.           Среди находок немало фигурок людей, животных, печатей перегородчатых и цилиндрических, невыясненного назначения спиц, косметические лопаточки из слоновой кости, каменные культовые колонки из храмов, золотые сосуды, бусы и многое, многое другое.    
Археологи выкопали огромное число керамических сосудов удивительных форм: простые и изящные, необычные с носиками, но без ручек, украшенные фигурками животных и стилизованными глазами. Украшение сосудов росписью не было принято у маргианцев. Встречаются редкие изображения, как, например, такое:     Интересны терракотовые фигурки с налепленными на лицо большими глазами. Ученые предполагают, что это может быть изображение маргианского жреца. На это указывают два длинных наушника, как на шапках персидских жрецов, называемых клобуками. А большие глаза - это следствие принятия божественного напитка.          Но больше всего меня поразило одно украшение. Мастер, создавший тот шедевр, был действительно талантлив. Это булавка, длиной сантиметров пятнадцать с золотой восьмиконечной звездой и полумесяцем на конце. На одном из лучей звезды изобретательный ювелир разместил фигурки двух животных: золотого джейрана и бирюзового львенка. Фигурки размером 1 см и 7 мм, но, разглядывая их через увеличительное стекло, замечаешь, насколько детально они сделаны, как мастерски достоверно переданы формы животных.          Среди находок немало фигурок людей, животных, печатей перегородчатых и цилиндрических, невыясненного назначения спиц, косметические лопаточки из слоновой кости, каменные культовые колонки из храмов, золотые сосуды, бусы и многое, многое другое.    

Прямо на территории городища археологи устроили небольшой музей с менее ценными находками, чем те, которые увезли в Мары и Ашгабад. В царском некрополе есть захоронение жеребенка и одно из захоронений состоятельного человека. В широкой яме хорошо видны останки человека, собак, верблюда, кое-какая посуда, длинный жезл, колеса повозки и ... лопата, как оказалось, бронзовая. Поначалу я подумала, что какой-то неаккуратный рабочий, раскапывая могилу, оставил там свою лопату, уж очень она похожа на нашу обычную совковую. Но оказалось, что этой лопате больше четырех тысяч лет (!) и бросил ее рабочий, от которого и праха не осталось. Такова жизнь.            Страна Маргиана тоже ушла в небытие и стала историей. Город, который сегодня называют Гонур, знавал и период расцвета, и нападения врагов, и пожары; жизнь в нем то кипела, то затихала, но окончательно остановилась, когда река Мургаб ушла на запад, а вместе с ней и люди, и пустыня засыпала песком создания их рук.   Но сегодня, благодаря методике известного антрополога М.М.Герасимова, позволяющей по черепу восстановить облик человека, специалисты московской лаборатории антропологической реконструкции при Институте этнологии и антропологии РАН осуществили реконструкцию внешнего облика мужчины и женщины из некрополя эпохи бронзы в Гонур-депе. Cозданы скульптурные портреты воина и женщины преклонного возраста и портреты молодых маргианцев.   Так выглядели некоторые из маргиан:    
Прямо на территории городища археологи устроили небольшой музей с менее ценными находками, чем те, которые увезли в Мары и Ашгабад. В царском некрополе есть захоронение жеребенка и одно из захоронений состоятельного человека. В широкой яме хорошо видны останки человека, собак, верблюда, кое-какая посуда, длинный жезл, колеса повозки и ... лопата, как оказалось, бронзовая. Поначалу я подумала, что какой-то неаккуратный рабочий, раскапывая могилу, оставил там свою лопату, уж очень она похожа на нашу обычную совковую. Но оказалось, что этой лопате больше четырех тысяч лет (!) и бросил ее рабочий, от которого и праха не осталось. Такова жизнь.        Страна Маргиана тоже ушла в небытие и стала историей. Город, который сегодня называют Гонур, знавал и период расцвета, и нападения врагов, и пожары; жизнь в нем то кипела, то затихала, но окончательно остановилась, когда река Мургаб ушла на запад, а вместе с ней и люди, и пустыня засыпала песком создания их рук.   Но сегодня, благодаря методике известного антрополога М.М.Герасимова, позволяющей по черепу восстановить облик человека, специалисты московской лаборатории антропологической реконструкции при Институте этнологии и антропологии РАН осуществили реконструкцию внешнего облика мужчины и женщины из некрополя эпохи бронзы в Гонур-депе. Cозданы скульптурные портреты воина и женщины преклонного возраста и портреты молодых маргианцев.   Так выглядели некоторые из маргиан:    

Осталось только добавить, что Гонур-депе находится в двух часах езды от туркменского города Мары, причем час приходится ехать по пескам. Но дорога в пустыне тоже интересна. По пути можно увидеть джейранов, сусликов, беркутов, стада верблюдов и кусты саксаула, порой напоминающие сказочный лес.    
Осталось только добавить, что Гонур-депе находится в двух часах езды от туркменского города Мары, причем час приходится ехать по пескам. Но дорога в пустыне тоже интересна. По пути можно увидеть джейранов, сусликов, беркутов, стада верблюдов и кусты саксаула, порой напоминающие сказочный лес.