Сейчас меня опять обвинят в очернении мастеров эстрады, но я лишь предлагаю послушать хорошую музыку и получить от этого удовольствие! Музыка - живой организм. Вполне объяснимо и допустимо, когда мелодии, ходы, гармонии переходят от автора к автору в виде цитат, посвящений, непроизвольных заимствований.
Итак, в 1965 году советский композитор Александра Пахмутова написала красивую песню "Нежность" в соавторстве с поэтами Сергеем Гребенниковым и Николаем Добронравовым. В 1967 году баллада вошла в фильм "Три тополя на Плющихе".
Первой исполнительницей песни стала Майя Кристалинская:
Предлагаю сравнить "Опустела без тебя Земля" с частью "Сентиментальная сарабанда" из "Простой симфонии" английского композитора Бенджамина Бриттена, которая была впервые исполнена в 1934 году. Основная тема звучит несколько раз:
Злые языки утверждают, что Александра Пахмутова откровенно позаимствовала мелодию в надежде, что никто никогда не доберётся до оригинала.
С другой стороны, хочется заступиться за советского композитора. Сходство кажется нам очевидным, потому что мы наизусть знаем "Нежность". И как бы заранее предугадываем развитие мелодии, отмечая общие черты и игнорируя различия. На самом деле произведение Бриттена развивается в совершенно другую сторону. И сам мотив подан в другой акцентировке и тональности, с другим размером. Если послушать симфонию целиком, сходство уже не заметно.
И вообще - музыка приходит откуда-то с небес. Композиторы её слышат и записывают. Разве не могут несколько человек услышать одну и ту же мелодию?
Спасибо за внимание!
❇️ Подписывайтесь и ставьте лайк! Всем добра и позитива!
Советую почитать:
✅ Заимствовали ли Queen у группы "Русские"
✅ Иностранные каверы на песни СССР и России
✅ Эннио Морриконе и "Ночное рандеву". Приключения любимой мелодии