Найти в Дзене
Lyubov' Moya

Норвежская мифология намного больше, чем Тор

Оглавление

В 2011 году все внезапно почувствовали себя экспертами по скандинавской мифологии благодаря кинематографической адаптации одной центральной фигуры: Тора . Был ли это неожиданный интерес к скандинавской мифологической структуре эпохи викингов или - что более вероятно - преданность Криса Хемсворта становой тяге и кранчам , древняя скандинавская мифология переживала очень современный момент.

Но помимо голливудских версий таких персонажей, как Тор, за скандинавской мифологией стоит многовековая история, которую эксперты все еще обнаруживают и разрушают мифы. Вот некоторые из основных фактов, которые следует знать.

Первоисточниками северной мифологии являются две книги XIII века.

«Основными первоисточниками являются две книги под названием Эдда, написанные в Исландии в 1200-х годах нашей эры», - пишет по электронной почте доктор Джексон Кроуфорд , научный сотрудник Центра американского Запада в Университете Колорадо в Боулдере. «Одна,« Поэтическая Эдда » , представляет собой анонимный сборник примерно из тридцати древнескандинавских стихотворений о богах и героях. Судя по лингвистическим данным, многие из этих стихов, вероятно, были написаны до того, как Исландия была обращена в христианство (в 1000 г. это наши самые прямые источники. Стихи включают рассказы о творении, конце света в Рагнарёке и многочисленных приключениях богов между ними ».

Другая книга, « Прозаическая Эдда », была написана около 1200 г. н.э. исландским поэтом и политиком Снорри Стурлсоном, который также написал сборник саг под названием « Хеймскрингла ». «Снорри пытался сохранить традиционный стиль древнескандинавской поэзии для молодого поколения, которое все больше следовало более модному поэтическому стилю и темам Англии и Франции (истории о короле Артуре были популярны в то время даже в Исландии)», - говорит Кроуфорд. «Чтобы научить старому поэтическому стилю, он должен был преподавать мифы, которые широко упоминались даже в стихах, которые не были напрямую о богах». По словам Кроуфорда, «Прозаическая Эдда» цитирует свою предшественницу, «Поэтическую Эдду» и «Обтекаемые линии».

Боги скандинавской мифологии не совсем похожи на других богов

«Сегодня у нас есть искушение сказать, что один бог является« богом »этого, а другой -« богиней »того, но эти ярлыки не соответствуют реальности их изображения в наших сохранившихся средневековых источниках», - говорит Кроуфорд. «Не имеет особого смысла говорить о том, кто является« богом чего »или« богиней чего ». В эддических текстах боги - это более отдельные личности, чем отдельные роли».

В отличие от греческих или римских богов, которые сплетают запутанную паутину взаимосвязанных историй, браков, убийств и прочего (или более 2000 божеств египетской религии ), мифологические фигуры нордических народов несколько обособлены и различны. «Боги не особенно едины, за исключением того, где они живут (в царстве Асгарда , что означает« ограда богов »), и кем являются их смертельные враги», - говорит Кроуфорд. "Боги противостоят группе существ, называемых йотнар на древнескандинавском. В английском переводе этих существ обычно называют «гигантами», но на самом деле они не больше богов и не отличаются внешне. У большинства богов (включая Тора и Одина) есть по крайней мере один родитель из числа джотнаров или «гигантов» ».

Однако есть четыре основных бога, о которых нужно знать

Вероятно, существует более дюжины скандинавских богов, которые принадлежат к двум основным племенам - Асир и Ванир, - но четыре, которые наиболее часто упоминаются в историях в Эддах, - это Тор, Один, Локи и Фрейя.

«Тор - защитник царства богов и людей от врагов богов», - говорит Кроуфорд. «Он сражается своим огромным молотом Мьёлльнир, выкованным для него гномами».

-2

В скандинавской мифологии Фрейя - богиня, ассоциирующаяся с любовью, красотой, плодородием, золотом, сексом, войной и смертью. Она едет в колеснице, запряженной кошкой.

Хотя Тор может быть тем, с кем большинство из нас знакомо, благодаря скромной франшизе Marvel, возглавляемой Крисом Хемсвортом, он на самом деле не лучший пес, когда дело доходит до нордических богов. «Один - наивысший из богов», - говорит Кроуфорд. «Он разжигает битвы и сражения среди человечества, чтобы его валькирии (смертные женщины на его службе с даром бегства) собирали мертвых с поля битвы для своей собственной армии, которую он собирает в Валгалле».

Marvel черпала вдохновение у другого нордического бога в персонаже Локи , суперзлодея, ставшего героем. «Локи - амбивалентная фигура, которая иногда является комическим помощником Тора, но все же будет вести силы« гигантов »(йотнар) и монстров против богов во время финальной битвы при Рагнароке», - говорит Кроуфорд, добавляя один разоблачающий миф факт: «Тор и Локи не братья, несмотря на то, что они изображены таковыми в фильмах Marvel».

Самая известная богиня скандинавской мифологии известна тем, что путешествует по Асгарду в карете, запряженной кошкой. «Фрейя - прекрасная богиня, которую часто желают« гиганты »(йотнар), а также почти все остальные», - говорит Кроуфорд. «Ее имя просто означает« леди »или« дворянка »и, вероятно, не является ее первоначальным именем - вероятно, что когда-то раньше ее отождествляли с женой Одина, Фригг».

По словам Кроуфорда, хотя в скандинавском мире есть множество других богов, их присутствие в Эддах гораздо более ограничено. «Хеймдалль охраняет царство богов, Тир жертвует своей рукой, чтобы связать волка Фенрира до последней битвы при Рагнароке, а Фрей отказывается от своего единственного оружия, чтобы жениться на женщине из числа йотнар, которую он желает», - говорит он. «Сегодня мы часто недооцениваем важность главных скандинавских мифических героев, таких как герои легенд о Вольсунге, такие как убийца драконов Сигурт, чья любовь к проклятой Валькирии по имени Брюнхильд привела к его смерти».

Разрушение неизбежно и предопределено

«Одно из центральных убеждений скандинавской мифологии и убеждение, которое отличает ее от большинства других мифологий, - это основополагающая концепция, согласно которой боги обречены на гибель», - пишет Джесси Бёк , автор « Исландии эпохи викингов » и переводчик « The Проза Эдды »по электронной почте. «Рагнарек, последняя битва между богами и монстрами, такими как Мидгардский Змей и гиганты, закончится катастрофой. Зная заранее о приближающейся катастрофе, боги принимают свою судьбу, но пытаются отложить время битвы и ослабляют своих противников. Один в Валгалле собирает вокруг себя армию мертвых воинов , которые маршируют, чтобы победить в последней битве, . И «Проза», и «Поэтическая Эдда» представляют собой яркие образы этой последней войны ».

«Каждому человеку (и богу) сужден день смерти, о котором этот человек почти наверняка не знает - хотя время от времени в мифах или сагах есть прорицательница, раскрывающая чью-то судьбу, обычно в таинственных и расплывчатых выражениях», - говорит Кроуфорд. «Поскольку есть только один способ попасть в славную загробную жизнь (умереть), существует культурный императив сражаться практически под любым предлогом - потому что, если вы умрете в битве, вам все равно суждено умереть в тот день».

Тело и разум неотличимы от души или духа

«Не существует отделимых« души »или« духа »; загробная жизнь затрагивает всего человека », - говорит Кроуфорд. "Большинство мертвых отправляются в Хель - пишется одним l; это не место мучений, а просто подземный мир, который часто буквально понимается как внутри могильного холма. могут отправиться в Валгаллу, где они присоединятся к армии бога Одина в Рагнароке ".

Мифология играла центральную роль в обществе викингов, но больше для развлечения, чем для поклонения

«Без сомнения, многие мифы« Поэтической Эдды »были рассказаны для развлечения - например, история о Торе, который должен был забрать свой молот, будучи одетым, как невеста, в поэме« Тримсквита », - говорит Кроуфорд. «Другие содержат традиционную мудрость, передаваемую через голос такого бога, как Один, например, стихотворение « Хавамал »».

"Хотя Эдды содержат рассказы о норвежских богах и некоторые традиционные мудрости, они не содержат информации о том, как нордическое общество того времени поклонялось богам, и как они могли молиться им. Истории в Эддах действительно датируются до дохристианских времен (на основании лингвистических и других свидетельств). Но средневековые христиане были готовы передавать и передавали истории, не передавая истинную религию ».

-3

Деталь кузнечного камня, изображающая бога Локи со сшитыми губами. Согласно «Прозаической Эдде», Локи однажды заключил пари с гномом Броком, покачивая головой. Он проиграл, и, хотя он сохранил голову, его губы были зашиты в наказание.

Викинги не были одной группой людей ; они жили группами в большом географическом регионе, но разделяли многие из тех же дохристианских верований и культурных обычаев, что и другие носители древнескандинавского языка по всей Северной Европе. И хотя сообщалось, что приверженцы нордической религии собирались на открытом воздухе, чтобы «восхвалять богов и делать им подношения», формальное поклонение норвежским богам (а также другим фигурам), известное как « Асатро », не стало популярным до 19 века. Сами викинги не имели названия для своей религии и называли ее просто «старым путем» (Forn Sidr), в отличие от христианства, которое они считали «новым путем».

«Подумайте, как сегодня родитель-христианин может прочитать ребенку сказку о Геракле на ночь», - говорит Кроуфорд. «Оба они« безопасны »для этого, потому что вокруг них нет никого, кто принимал бы рассказы о греческих богах как основу альтернативной религии - это просто забавные истории. завершает его инструкциями о том, как приносить в жертву ему скот. Несомненно, это было похоже, когда Эдды были записаны в 1200-х годах в Исландии; истории ценились и им нравились, но христианство вытеснило обряды и обычаи старой религии, которые поклонялись этим богам, и поэтому последние не передавались вместе с историями ".

ВОТ ЭТО ИНТЕРЕСНО

Эдды вдохновили изрядное количество поп-культуры и искусства, включая оперы Вагнера и персонажей Дж. Р. Р. Толкина из «Хоббита» и «Властелина колец».