Кодекс Хаммурапи содержит обширный список законов, которые открыли историкам глаза на высокоразвитое общество Вавилонии.
Когда мы думаем о древних языческих королях, идеи справедливости и честности, вероятно, не первое, что приходит на ум. Мы, современные люди, с большей вероятностью представляем себе непостоянных, властолюбивых деспотов, готовых казнить кого-нибудь по прихоти. Но царь Хаммурапи, правивший преуспевающей и процветающей Вавилонией почти четыре тысячелетия назад, не совсем соответствует этому образцу. Он утверждал, что помог защитить слабых от угнетения, и ученые считают, что он способствовал созданию атмосферы справедливости и праведности для своего народа.
Это убеждение основано на объекте, который был обнаружен всего столетие назад. Он уже занял место рядом с Розеттским камнем как один из самых важных артефактов древнего мира. Эта стела (каменная колонна) имеет надпись Кодекса Хаммурапи и проливает свет на законы, культуру и жизнь Вавилонии.
Стела была открыта в 1901 году французским археологом Жаном-Винсентом Шейлем и содержит наиболее хорошо сохранившиеся и исчерпывающие списки древних законов. Сегодня базальтовый памятник стоит в Лувре в Париже. Его высота составляет всего более 7 футов (2,13 метра) - очевидно, он был предназначен для всеобщего обозрения, когда был впервые возведен в древнем вавилонском городе. Это был не единственный в своем роде, о чем мы узнали как из надписей, так и из фрагментов других копий, обнаруженных на стоянках других вавилонских городов.
Вверху выгравировано изображение Хаммурапи с богом справедливости Шамашем. Под этой картинкой находятся столбцы надписей на аккадском языке. Планшет имеет 16 столбцов текста на лицевой стороне и 28 на оборотной стороне. Между прологом и эпилогом (в котором Хаммурапи призывает богов и обсуждает величие своего правосудия) лежит суть артефакта. Он перечисляет почти 300 законов, все в условном формате «если / то». Эти законы проливают свет на чувство справедливости вавилонян, которое в некоторых отношениях на удивление опережало свое время.
Когда Шейл нашел стелу, взволнованные ученые опубликовали множество книг и комментариев к ней, а также окрестили ее «Кодексом Хаммурапи». Историки по сей день продолжают обсуждать значение кода и загадки. Он предлагает замечательное понимание истории права, социальной справедливости и даже Библии. Чтобы понять, почему, мы рассмотрим некоторые из наиболее важных аспектов кода.
Законы Кодекса Хаммурапи
Изучать Кодекс Хаммурапи - все равно что смотреть через окно в древний Вавилон, шумную сельскохозяйственную империю с городскими центрами. Эти законы установили стабильность и поддержали процветание общества. Некоторые историки утверждают, что код рисует картину общества, даже более развитого и сложного, чем раннесредневековый период в Европе, который начался примерно в 500 году нашей эры.
Около 100 из этих законов касаются вопросов собственности и торговли, включая долги , проценты и залог. Например, если дамба прорвалась, а последующее наводнение уничтожило посевы, законы списали это на халатность владельца дамбы, который должен был выплатить компенсацию фермерам, потерявшим урожай. Поскольку экономика Вавилонии частично функционировала на металлической валюте и частично в отношении бартера, законы также устанавливают определенные стандарты и ограничения для кредитных договоров, чтобы контролировать злоупотребление ростовщичеством. Кодекс предусматривает, что кредитор может взимать максимум 20 процентов за ссуду на основе серебра и 33,3 процента за ссуду на зерно. Кредиторы также должны были завершить контракт в присутствии свидетелей и дождаться сбора урожая, прежде чем потребовать погашения. Более того, кодекс обращается к идее обеспеченного кредита (обеспеченного ценным залогом). Имущество в виде земли и домов - или даже жен и детей - также может служить залогом. Те, кто имел серьезные долги, могли войти в кабальное рабство, чтобы расплатиться с ними.
Другой набор из примерно 100 законов касается семьи и вопросов, начиная от брака и детей до наследования, супружеской неверности и инцеста. Браки часто заключались в деловой договоренности между будущим мужем и отцом желанной жены. Развод был возможен, но мужчине было легче, чем женщине. За развод часто взимается плата, а иногда от мужа требуется вернуть приданое. Инцест и прелюбодеяние жены карались изгнанием или смертью. Кодекс видит отца, как и следовало ожидать, как главу семьи. До тех пор, пока ребенок не женился, отец имел законное право использовать детей для работы для себя или своих должников. Отцы могли даже продать своих детей. Более того, если ребенок ударил отца, ребенку отрубили руки.
Эти последние наказания подводят нас к вопросу об уголовных законах, а также о природе наказания в Кодексе Хаммурапи. Некоторые ученые считают, что это наиболее увлекательный и важный аспект кода.
ЧТО ТОЛКУ?
Ученые до сих пор спорят о том, как древние вавилоняне интерпретировали кодекс и следовали ему. Несоответствия и неполнота законов позволяют предположить, что они не были особенными. Поскольку кодекс настолько специфичен в вопросах, которые он решает, ученые считают, что это был список поправок к существующему набору законов, которые были потеряны для истории.
Око за око: Кодекс наказаний Хаммурапи
Чтобы сохранить стабильность своего общества, король Хаммаруби ввел очень суровые наказания за определенные преступления. Как мы узнали, физическое увечье было одним из распространенных вариантов наказания - будь то отрубание детских рук или женской груди. Смерть была другим наказанием. В кодексе прямо упоминается около 28 преступлений, влекущих за собой смерть, включая грабеж, супружескую измену и колдовство.
Наказания часто зависели от социального статуса преступника. Когда член элиты совершил тяжкое преступление против лица с более низким статусом, его или ее могли попросить заплатить гонорар. Когда роли поменялись местами, преступник из низшего сословия мог получить более суровое наказание.
Вы, наверное, слышали о древнем законе «око за око и зуб за зуб». Какое-то время люди думали, что эта идея, называемая lex talionis (закон возмездия), возникла из Моисея и еврейского закона. Открытие Кодекса Хаммурапи ставит это под сомнение. Кодекс не только включал lex talionis, но и буквально диктовал такие законы для глаз и зубов. Если один выколет другому глаз, он или она потеряют глаз. То же самое с зубами и костями. Хотя это может показаться немного странным для наших современных чувств, это было совершенно рационально и справедливо - по крайней мере, для Хаммурапи.
Историки были удивлены, обнаружив идею lex talionis в кодексе, который предшествовал Моисееву закону (законам Моисея и евреев) на пару сотен лет. Многие пришли к выводу, что Закон Моисея произошел от Кодекса Хаммурапи. Ученые быстро отвергли эту идею и пришли к выводу, что оба, вероятно, имеют общее происхождение; существует слишком много существенных различий между двумя сводами законов, чтобы сделать вывод о том, что Закон Моисея основан на Кодексе Хаммурапи . Историки часто указывают на то, что Закон Моисея более гуманен, и хотя Кодекс Хаммурапи определяет наказания в соответствии с классом преступника, Закон Моисея не делает этого различия.
Сегодня мы продолжаем изучать Кодекс Хаммурапи по многим причинам, но, возможно, наиболее важным из них является то, что он проливает свет на историю lex talionis. Сегодня, когда народы продолжают бороться с вопросами о том, насколько справедлива и этична эта политика, Кодекс Хаммурапи предлагает один контекст для дискуссии.
ПРЕКРАТИТЕ ТАСКАТЬ МОЙ КОД
Конкретная стела, на которой расшифровывается хорошо известный код, была довольно затянута. В XII веке до нашей эры эламитский царь Шутрук-Наххунте привез его из родного города (вероятно, из Сиппара, города, посвященного богу правосудия) в Сузы, где он был в конечном итоге обнаружен археологами XX века. Ученые считают, что Шутрук-Наххунт ответственен за вычеркивание столбцов с надписью на нижней части таблички (некоторые из которых были восстановлены с копий).