Есть довольно распространённая глупость, которая гласит: "в любом большом коллективе человек теряет себя, ибо это толпа со всеми вытекающими последствиями". Эта живучая мысль была популяризована в своё время господином Гюставом Лебоном - автором известных работ "Психология народов" и "Психология масс". Идея вредная, особенно потому, что в современном мире один в поле - не воин.
Заклеймить любое объединение людей хлёстким словом "толпа" - отличный способ сделать человека бессильным индивидуалистом, с рабской покорностью переносящим любое зло. Поэтому ниже мы расскажем, почему толпа — это есть не что иное, как коллектив отчуждённых друг от друга индивидуалистов. Также мы расскажем, чем толпа отличается от других человеческих объединений.
Однако ещё древние хорошо знали, что существуют разные виды объединений людей. Так, Аристотель сказал: "Толпа так же напоминает армию, как груда строительных материалов - дом". Догадывались древние и о том, что же, действительно, делает коллектив крепким и устойчивым - ведь многие из учёных греков сами были гражданами-воинами и знали на собственной шкуре, что значит стоять в фаланге.
Собственно, главный показатель любого объединения людей - связи между его членами: насколько они крепки, устойчивы и разнообразны. Коллектив можно представить, как своего рода паутину, узлами которой являются составляющие его люди, а нитями - соединяющие их связи. На первый взгляд, это умаляет достоинство человека. Но только на первый взгляд - ведь своеобразие, богатство индивидуальности человека как раз и определяется тем, насколько широки и богаты его общественные связи. Но как тогда быть с теми, кто шумной компании предпочитает общество книг?
Всё очень просто - связи между людьми могут быть не только прямыми, но и опосредованными. С помощью средств связи, книг, да любых предметов человеческой культуры, воспоминаний, наконец. Именно поэтому Робинзон Крузо не оставался изолированным от человеческого общества - даже тогда, когда ещё не встретил Пятницу. Можно по-разному относиться к Библии, но как книга, как творение рук человеческих, она связывала Робинзона с другими людьми. Не случайно великий педагог Антон Семёнович Макаренко говорил: "Книги - это переплетённые люди".
Итак, богатство личности составляют её связи с другими людьми - прямые или косвенные. Исходя из этого уже можно легко объяснить, что происходит с человеком в толпе. Но для начала разберёмся, какие бывают толпы.
Во-первых, они делятся на активные и пассивные: Типичная пассивная толпа, возникшая под действием сильной эмоции - это толпа зевак. Активную толпу объединяет общее действие - бывают толпы панические, стяжательские и агрессивные. Впрочем, человеку, попавшему под ноги активной толпы, не так уж важно, что она делала - спасалась от пожара, хватала внезапно свалившееся с неба халявное добро или била кому-то морду.
Во-вторых, бывают толпы стихийные и ведомые. Собственно, ведомая толпа, имеющая своего лидера - в некотором смысле переходное состояние от толпы к организованной массе. В такой толпе уже есть свои внутренние связи, но все ниточки от рядовых членов идут к одному единственному человеку, или изредка, группе лиц. И связи эти, надо сказать, не отличаются устойчивостью. Достаточно одного неверного слова или жеста, достаточно случайного крика из толпы, чтобы недавний лидер толпы превратился в её жертву.
Рядовой же член любой толпы представляет собой ярого индивидуалиста, живущего по принципу "моя хата с краю, ничего не знаю". Такой человек слабо реагирует на большинство поступающих извне сигналов, что ограничивает его возможности по созданию связей с другими, особенно незнакомыми людьми. Достучаться до нашего носорога способен только очень мощный сигнал, что и приводит к резким переходам от тупого спокойствия к резким эмоциям - панике, ненависти, жадности.
Таков человек толпы, продукт, в числе прочего интеллигентских благоглупостей типа "всё лучше, чем в стаде идти на убой". Вполне естественно, что его "образованная" версия способна видеть в любой большой группе только толпу - ведь все прочие, организованные формы коллективного бытия для него немыслимы.
По-научному превращение людей в толпу ограниченных индивидуалистов называется атомизацией, и это очень точная характеристика: Достаточно сравнить то, как ведёт себя состоящий из отдельных молекул газ и алмаз, представляющий собой крепко спаянную кристаллическую решётку.
Самое неприятное, что захваченный толпой человек, действительно теряет присущее ему индивидуальное начало - но не потому, что оно якобы растворяется в коллективном начале. Просто потому, что все существовавшее у него богатство связей с другими людьми перекрывается инстинктивным позывом, многократно усиленным тем резонансом, который даёт толпа. Спасающийся от пожара в панической толпе дядя Вася может быть в обычной жизни очень добрым и чутким человеком, отличным семьянином. Но это не помешает ему затоптать в панике маленького ребёнка. Просто потому, что все указанные выше обстоятельства оказались перекрыты приступом паники, многократно усиленным толпой.
Что с этим делать? Да прежде всего, учиться ценить коллектив, действовать в коллективе, самому организовывать людей вокруг себя. Учиться здоровому коллективизму трудно, не всегда приятно и требует долгих тренировок - но оно того стоит. Лучшего же противоядия человечество не придумало, да и вряд ли придумает. Другой вопрос, что и коллективы тоже бывают разными - и вот об этом мы поговорим уже в следующий раз.
Исходная статья опубликована 15.11.17 https://vk.com/wall-6921_32925