Один из лучших фильмов в истории советского кино вышел на экраны 1 января 1976 года. При подготовке картины проблема заключалась в том, что ее изначально не предполагалось показывать в кинотеатрах, и поэтому, гонорары режиссеров и актеров были достаточно скромными. С другой стороны, большинство актрис мечтало сняться у Эльдара Рязанова. Но Эльдар Александрович изначально видел в роли Нади либо Светлану Немоляеву, либо Алису Фрейндлих. На пробах Алиса Бруновна блестяще сыграла сцену, где Иполлит приходит в квартиру и дарит Наде подарок, а она отвечает, что у нее тоже есть подарок, но только он в комнате. Получилось очень смешно, но худсовет не утвердил Фрейндлих. По слухам, его члены попросили Рязанова найти для фильма по-настоящему красивую актрису. Впрочем, есть другая версия. Дело в том, что Рязанов в своих воспоминаниях описывает, как выбирал претенденток на роль Нади, но не называет конкретных фамилий. В частности, он пишет: "Милая, славная в жизни, на экране она получилась значительно хуже. Очарование неправильных черт лица пропало, и осталась одна некрасивость. Трудно было поверить, что в такую Надю можно влюбиться в течение одной ночи, отвергнув при этом хорошенькую невесту". Некоторые критики считают, что эти слова относятся именно к Фрейндлих, но это не более, чем предположение.
Другой претенденткой была Светлана Немоляева. Она понравилась Рязанову своей игрой в театре Маяковского, и сама Светлана очень хотела сыграть роль Нади. У нее было целых восемь проб в очках и без них, в парике и без него, с гитарой, с пением, и так далее. Увы, Немоляева была зажата и потому неубедительна. От ее кандидатуры пришлось отказаться. В своих воспоминаниях Рязанов пишет: "третья (претендентка), которой я восхищался в драматических спектаклях, играла великолепно, но оказалась начисто лишенной юмора". Возможно, это относится именно к Немоляевой, так как все-таки Рязанов пригласил ее именно под впечатлением от игры на сцене, но точно утверждать нельзя. Впрочем, очевиден факт: Немоляева не получила роли.
На роль Нади Шевелевой Рязанов пробовал Людмилу Гурченко, которую 20 лет назад снял в "Карнавальной ночи", а потом в "Вокзале для двоих". Она тоже не прошла кинопробы. Снова обратимся к воспоминаниям Эльдара Александровича: "одна (претендентка) при поразительной нюансировке чувств была несколько вульгарна, и сюжет сразу же получал иной крен. Ни о каких возвышенных материях и зарождении высокой любви не могло быть и речи. Скорее получилась бы история об одноночевной интрижке". Возможно, это как раз про Гурченко. Очень любопытный факт: в архивах "Мосфильма" не сохранилось ни одной фотографии с фотопроб Гурченко. В альбомах с фотопробами все листы оказались вырванными, а сама Людмила Марковна в интервью категорически отказывалась обсуждать тему своего возможного участия в "Иронии судьбы".
Зато сохранились фотопробы Антонины Шурановой. Она работала в ленинградском ТЮЗе и редко снималась в кино. Самый известный фильм в ее карьере - "Неоконченная пьеса для механического пианино", где Антонина сыграла генеральскую вдову Анну Петровну. "Ирония судьбы" могла бы стать для нее звездным часом, но увы.
На роль Нади Шевелевой пробовались Лариса Голубкина, Валентина Талызина, Наталья Гвоздикова (Полина из "Большой перемены"). Никто не подходил. Ну, а что было дальше, вы все отлично знаете. Рязанов рассказывает, что ему вспомнилась актриса из средненького польского фильма "Анатомия любви", режиссер раздобыл ее телефон и позвонил в Варшаву. Впрочем, ходили слухи, что Рязанову "подсказали" эту кандидатуру. Ведь Барбара была далеко не новичком в советском кино! В 1969 - 1971 годах она снялась в киноэпопее "Освобождение", а в 1973 - в фильме "Города и годы" Александра Зархи, вместе с Игорем Старыгиным, Ириной Печерниковой и Георгием Бурковым. Так Надя Шевелева обрела наконец свое лицо, а Барбара Брыльска сыграла роль, благодаря которой ее всегда будут помнить в нашей стране.
Спасибо, что дочитали до конца! Если вам понравилась статья, буду рад вашему лайку. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить следующие публикации!