В последнее время всё активнее обсуждается вопрос профессиональной деформации. Люди связывают трудовую деятельность тех или иных персон с изменениями в их восприятии, психике в целом. Юристов выделяют как тех, чьё сознание особенно сильно меняется под влиянием работы. И действительно, через какое-то время замечаешь, что становишься другим человеком. Понаблюдав за собой, я выбрала несколько вещей, которые особенно изменились во мне, и именно об этом хочу сегодня с вами поговорить.
1. Внешность. Удивительное рядом: первой изменилась моя внешность. До поступления в университет, в старшей школе, я носила короткую стрижку, красила волосы во все цвета радуги, любила пирсинг и ставила самые разнообразные эксперименты над своей внешностью. Так было до того момента, пока… Меня просто не пустили в суд. Украшения были металлические, а потому звенели в рамке при входе. Хоть сумку и проверили, но звук, оповещающий о присутствии «запрещёнки», никуда не делся. Я стала объяснять, что дело, вероятно, в проколах на теле, но досмотреть меня оказалось некому и негде: в здании не было судебных приставов женского пола (по закону досмотр должно проводить лицо одного пола с потенциальным нарушителем), а с комнатой досмотра возникли какие-то сложности. В итоге пришлось ехать вытаскивать все украшения и приезжать в другое время. Потом я сменила университет. Здесь уже сразу в уставе были прописаны положения, запрещающие (вернее, «настоятельно не рекомендующие») цветные волосы, пирсинг, яркий макияж и множество других вещей. В итоге внешность моя изменилась в первую очередь.
2. Характер. С такой профессией невольно становишься более ответственным, внимательным и стойким человеком. До начала профессионального обучения я была обладательницей ужасно слабой нервной системы, но решила, что буду решать подобные вопросы, чтобы заниматься тем, что доставляет мне удовольствие. Но есть и отрицательные моменты. Например, во многих ситуациях непроизвольно выискиваешь признаки правонарушений, преступлений, постоянно задумываешься, не выльется ли что-то в судебный прецедент.
3. Кругозор. Он расширился невероятно. За время обучения я прошла курс философии, латинского языка, три курса психологии (общая, социальная и юридическая, но о них в другой раз), курс по основам самообразования. Также появились знания из самых разных областей права, в том числе появившихся недавно: медицинского, интеллектуальной собственности и других. Я начала читать различные журналы на тех языках, которые знаю, узнавать о событиях в мире и анализировать их. Раньше интерес проявлялся лишь к книгам, ситуация в мире едва ли меня интересовала.
4. Коммуникативные навыки. Я всегда была человеком, у которого регулярно возникали проблемы с социализацией. Мне было страшно начать разговор, выступить на публике, проехать в час пик в общественном транспорте и так далее. Когда оказываешься в суде в роли сотрудника, постоянно имеешь дело с людьми. Они приходят со своими вопросами, их нужно приглашать в зал судебного заседания и многое другое. И ты не можешь сказать судье, что, мол, извините, я боюсь, поэтому идите сами.
5. Внимание к актуальным проблемам современности. До того, как я выбрала профессию, я подумать не могла, сколько в мире вещей, которые нуждаются в доработке и улучшении. Мне казалось, что я вполне хорошо живу, значит, так живут все. Складывалось впечатление, будто то, на что обычно жалуются окружающие, притянуто за уши и не имеет ничего общего с реальностью. Как бы не так. Оказалось, что в мире множество не самых очевидных экономических, социальных, культурных, нравственных проблем. И именно моя профессия дала мне инструмент (право), с помощью которого я могу изменять ситуацию как для себя, так и для тех, кто обращается за помощью.
6. Речь. Это, на самом деле, целая история. Многие жалуются, что я стала выражаться как робот. Во многом причина этому – юриспруденция. Здесь каждое слово имеет значение. Достаточно отучиться буквально год, чтобы понять, насколько важно выбирать нужные формулировки. Вместо «человек», «мужчина» или «женщина» невольно вылезает «физическое лицо», а «контора» с «организацией» превращаются в многочисленные ООО, АО, ПАО и товарищества. Наблюдать за этим действительно интересно. Могу сказать наверняка, что по манере говорить юриста в толпе всегда можно вычислить.
Список можно было бы продолжать долго. Наверное, юридическая профессия – не единственная трудовая сфера, которая влияет на восприятие и психику. Я даже убеждена, что это так. И всё же с каждым годом работы изменения всё очевиднее и их всё больше. Сталкивались ли с чем-то подобным Вы?
Если вам нравится публикуемый мной контент, то оставайтесь со мной, подписавшись на канал и поддержав меня кнопкой «Нравится». Пишите комментарии: у нас может завязаться интересная дискуссия или именно вы вдохновите меня на написание нового материала. Будьте счастливы!