Найти в Дзене

Анализ рынка брокерских услуг в России

Всем привет, в данной статье мы проведем анализ брокерских услуг в России. Посмотрим на тренды, их причины, и узнаем как выбрать брокера
Объем рынка:
Для начала разберемся, что же сейчас происходит на рынке брокерских услуг. Объем активов на брокерском обслуживании по всем участникам рынка по состоянию на 30.09.2020 составлял 12,7 трлн рублей. Из них 6,2 трлн руб. находится в

Всем привет, в данной статье мы проведем анализ брокерских услуг в России. Посмотрим на тренды, их причины, и узнаем как выбрать брокера

Объем рынка:

Для начала разберемся, что же сейчас происходит на рынке брокерских услуг. Объем активов на брокерском обслуживании по всем участникам рынка по состоянию на 30.09.2020 составлял 12,7 трлн рублей. Из них 6,2 трлн руб. находится в не кредитных финансовых организациях (НФО) и 6,6 1 трлн руб. — в кредитных организациях (КО).

Из 12,7 трлн руб. активов на брокерском обслуживании 6,7 трлн руб. (53%) принадлежит физическим лицам, 6,0 трлн руб. (47%) — юридическим лицам.

За 2020 года активы на брокерском обслуживании в совокупности увеличились почти на 2 трлн рублей. При этом активы физических лиц возросли на 1,3 трлн руб., а юридических лиц — только на 0,7 трлн рублей.

Согласно полученным данным, у крупнейших брокеров —КО, на которых в целом приходится почти половина активов на брокерском обслуживании в КО, физическим лицам принадлежит более 85% совокупных активов на брокерском обслуживании.

В чем же причины роста активности:

1) Снижение доходности по депозитам и нежелания платить новый налог. Максимальная ставка по депозитам с начала 2019 упала с 7,5% до 4,5%.

2) Просадка рынка в пандемию. В пандемию фондовый рынок значительно просел, потеряв около 35%. Многие ценные бумаги находились внизу своей стоимости и потому представляли интерес для инвесторов

3) Упрощение и удобство открытия счета с помощью мобильных приложений крупнейших банков Прогресс не стоит на месте, теперь чтобы торговать акциями, облигациями и др. денежными инструментами достаточно всего лишь скачать приложение , зарегистрироваться и положить деньги на свой счет.

Тренды развития:

1) Развитие мобильных сервисов торговли.

2) Активное проникновение и расширение присутствия банков в сфере брокерского обслуживания. Это связано с нахлынувшей волной закрытия депозитов и стремлением банков удержать клиентов и их средства на своих счетах.

3) Тренд отказа брокеров от сложной тарифной сетки, упразднение депозитарных комиссий, акцент на прозрачные и недорогие тарифы

Географическое распределение клиентов и активов

-2

Клиенты распределены по России гораздо более равномерно, чем активы, например, на Москву и Московскую область приходится 23% клиентов и 68% активов .

Кипр является единственной иностранной юрисдикцией, чьи клиенты обладают существенным объемом активов на брокерском обслуживании (87% от общего объема активов, приходящихся на клиентов из иностранных юрисдикций).

Возрастная структура распределения:

Возраст большинства клиентов на брокерском обслуживании — 30–40 лет. В то же время основной объем активов сосредоточен среди клиентов 40–60 лет — на них приходится более половины совокупных активов.

Необходимо отметить, что на рынок приходят не только молодые люди с небольшими суммами и желанием попробовать новые финансовые продукты, но и люди в более зрелом возрасте, с жизненным опытом и консервативным подходом к инвестированию. Если раньше наибольшее количество счетов приходилось на клиентов 25–35 лет, то сейчас — на людей в возрасте 30–40 лет.

Для сравнения: в доверительном управлении средний возраст клиентов больше — 45–55 лет (согласно информации, представленной крупнейшими управляющими компаниями).

-3

Лидеры по количество клиентов и объему торгов :

В число предпочтений российских инвесторов второй год подряд входит тройка брокеров – Тинькофф , Сбербанк , ВТБ . Это тройка российских банков, которые еще сами по себе являются публичными компаниями. Лидерство Сбербанка и ВТБ обусловлено, прежде всего, статусом государственных крупнейших банков, большой клиентской базой банковского обслуживания, которая одновременно перераспределилась и в брокерскую сферу. Для большинства инвесторов удобен вариант «один банк/один брокер/один личный кабинет/один счет и карта для пополнения брокерского счета». Тинькофф показал самую высокую динамику всего за несколько лет - в 2018г. впервые попал в число ТОП-25 по числу клиентов, заняв сразу 4-ю позицию и уже теперь потеснил с 1-го места Сбербанк. Тут заслуга агрессивной маркетинговой политики (подарки в виде акций при открытии счета, гарантии возврата средств при просадке бумаг в определенный период), рекламная компания в медиапространстве через крупнейших блогеров и, конечно же, качество предлагаемых сервисов

Распределение позиций в рейтинге объёму торгов отличается от предыдущего по причине различий в клиентской базе (розничные инвесторы, корпоративные клиенты, трейдеры). В числе лидеров - БК Регион. Это частная инвестиционная группа с солидным стажем работы на фондовом рынке. Специализируется на обслуживании институциональных и крупных корпоративных клиентов, также участвует в качестве организатора размещения ценных бумаг. В числе клиентов - НПФ, муниципалитеты, промышленные, строительные компании. Именно поэтому компания в лидерах по сумме клиентских операций.

Что касается ВТБ и Сбербанка, они не в числе первой тройки, но в первой десятке. А вот брокера Тинькофф здесь совсем нет. Все это указывает на то, что преобладающая клиентская база этих трех брокеров – физические лица. Причем по брокеру Тинькофф гораздо выраженное преобладание розничных клиентов с небольшим размером торгового счета.

Как выбрать брокера?

Теперь когда мы имеем представление об общей картине на брокерском рынке давайте посмотрим на критерии, на которые обязательно стоит обращать внимание при выборе брокера. ( P . S выбрать наиболее популярного далеко не всегда лучший вариант)

· Наличие лицензии профучастника рынка.

В первую очередь, брокер должен быть надежным. Лицензия - первостепенное требование, если Вы хотите обезопасить свою инвестиционную деятельность от юридических рисков. Проверить наличие лицензии у выбранного брокера можно на сайте ЦБ .

· Рейтинг брокера.

Смотрим на рыночные позиции брокера в рейтингах числа открытых клиентских счетов и торгового оборота. В анализ необходимо брать официальные данные торговых площадок. Стабильное присутствие брокера даже в числе 20-ки – это своего рода знак «народного качества». Ориентир на данный рейтинг значительно снижает выборку.

· Пороговая сумма инвестирования.

Большинство брокеров достаточно лояльны к своим клиентам и дают возможность открыть счет без внесения денежных средств. Но нужно смотреть не только на требования по суммам при открытии счета. Частая практика – установление дополнительных комиссий для клиентов с небольшими суммами. Это может быть, к примеру, плата за использование торгового терминала, комиссия за обслуживание клиентского счета. С учетом данного момента, при выборе брокера необходимо подробно изучать не только рекламную информацию с сайта брокера, но и документ «тарифная политика».

· Доступ к биржевым площадкам и доступные торговые инструменты.

Фондовый рынок РФ представлен двумя биржами – Московская и С-Петербургская. Отличие бирж – в перечне представленных инвестиционных инструментов. Мосбиржа – в основном торговые инструменты российских компаний-эмитентов. СПбиржа – инструменты крупнейших мировых бирж в валюте. Для многих инвесторов возможность валютной диверсификации инвестиций – важный критерий. СПбиржа дает возможность распределения средств инвестирования в гораздо больший перечень компаний разной отраслевой принадлежности.

В этом пункте еще важно акцентировать внимание на возможные ограничения по доступным финансовым инструментам. То есть брокер дает доступ к биржам, но не к полному перечню бумаг.

· Комиссия брокера.

Брокер дает инвестору доступ на торговые площадки, совершает от его лица сделки и за свои услуги взимает плату в виде комиссии. Информация по ставкам комиссионного вознаграждения брокера закреплена в тарифной политике. Условно комиссии брокера можно разделить на основные и дополнительные. Первые связаны с базовыми действиями инвестора на фондовом рынке – операциями покупки/продажи ценных бумаг. Их величина зависит от активности инвестора – чем больше совершается торговых сделок и чем больше их сумма, тем выше комиссионные издержки. К данной группе относят:

  • Торговая комиссия. Устанавливается в % от оборота или сделки. В зависимости от брокера ставка может быть единой для всех площадок и для любых сумм сделок. Или же, напротив, разные ставки для Мбиржи, СПбиржи, валютных сделок плюс регрессивная шкала %-х ставок – чем выше торговый оборот, тем ниже торговая комиссия.
  • Депозитарная комиссия. Кроме совершения торговых сделок от лица инвестора, брокер выполняет функцию депозитария – ведет учет и хранение его ценных бумаг. Депозитарная комиссия имеет фиксированную ставку и взимается в случае наличия движений по счету инвестора.

В числе дополнительных видов комиссий:

  • Комиссия за маржинальные сделки – вознаграждение за сделки, не обеспеченные средствами или активами инвестора с привлечением займа от брокера. Обычно в первый торговый день комиссия не взимается, но в последующем - комиссия с учетом суммы или рыночной оценки стоимости займа + комиссия за перенос необеспеченных позиций. Заем у брокера схож с банковским кредитом. Нужно обязательно осознавать его рисковую составляющую – комиссионные издержки могут перекрыть выгоду от подобных операций.
  • Комиссия за предъявление ценных бумаг к оферте. Более подробно про юридическую составляющую оферты, ее значение для инвесторов, алгоритм работы в случае наличия данного параметра в отношении конкретной ценной бумаги мы писали в наших статьях « Оферта по акциям », « Оферта по облигациям ».
  • Комиссия за обслуживание счета. Довольно редкое явление, но присутствующее даже у брокеров первой 10-ки. Взимается в виде абонентской платы вне зависимости от наличия торговых сделок.
  • Комиссия за использование торгового ПО . Такая комиссия возможна в случаях: незначительной суммы на счете, за использование нескольких торговых терминалов, за использование специального ПО для трейдинга.
  • Комиссия за пополнение или вывод денежных средств с торгового счета. Стандартно, пополнение через кассу брокера или партнеров - комиссия 0%. Перевод от сторонних банков – комиссия. С выводом средств - все индивидуально.

· Доступность

Обычно стать клиентом инвестиционного обслуживания можно через визит в офис компании или дистанционно. Большинство брокеров предлагают онлайн-вариант открытия счета. Это очень удобно, учитывая текущие реалии. Но, если для Вас важно посетить офис, на месте оценить качество клиентского сервиса, если Вы привыкли решать все вопросы «на месте», то нужно провести мониторинг наличия и ближайшего расположения офиса в Вашем городе.

· Клиентская поддержка.

Качественная клиентская поддержка – базовая необходимость. Эталон клиентского сервиса - возможность решить дистанционно проблему, задать вопрос и получить развернутый ответ в режиме 24/7.

Топ брокеров по предыдущим характеристикам:

-4

Более подробный разбор брокеров будет в следующей статье