В 1980 году Владимир Высоцкий принимал участие в двух профессиональных съёмках. Одна из них известна широкому зрителю, но о второй знают немногие.
В последний год жизни здоровье музыканта было совсем неважным. Организм не справлялся с колоссальными нагрузками на сцене, а пристрастие Высоцкого к вредным привычкам ухудшало положение.
Но он цеплялся за любую возможность, чтобы появиться на телеэкранах, даже если сначала эта возможность казалась недостижимой.
Высоцкий предчувствовал свой скорый уход и пытался успеть как можно больше, работая на износ.
Преодолев немало трудностей и договорившись с руководством «Гостелерадио», в январе 1980 года Ксения Маринина запланировала съёмку Высоцкого на центральном телевидении. В то время она режиссировала «Кинопанораму», телевизионную передачу о кино, которая была одной из самых рейтинговых на телевидении 80-ых.
Процесс записи «Кинопанорамы»
22 января долгожданная съёмка состоялась, но оказалось, что трудности ещё не позади. Первой неожиданностью стало опоздание Высоцкого. Телецентр «Останкино» уже готовили к закрытию, некоторые аппаратные были недоступны. Нужно было в быстром порядке искать студию, в то время как до полуночи оставалось около часа.
Вскоре съёмку прервал брак аппаратуры, возникли перебои со звуком. Вступительную часть пришлось переснимать.
Было видно, что самочувствие Высоцкого оставляет желать лучшего, в песне «Мы вращаем землю» он путал куплеты и сбивался. Приходилось начинать заново.
Глубокой ночью 23 января съёмка завершилась. Сначала Высоцкий хотел увидеть отснятый материал, но потом передумал. Он сказал, что не сомневается в профессионализме съёмочной команды.
При жизни Высоцкого эта съёмка не демонстрировалась на телевидении даже фрагментарно. Лишь потом небольшие кусочки начали показывать в «Кинопанораме», а полностью выпуск был обнародован в 1987 году и получил название «Монолог».
Но это была не последняя запись Владимира Высоцкого на профессиональном оборудовании.
Фильм Владислава Виноградова «Я помню чудное мгновение…»
Последняя киносъёмка Высоцкого состоялась в апреле 1980 года. По приглашению он приехал в Ленинград и с самого начала был настроен скептически. Он понимал, что скорее всего, фрагмент фильма с его участием положат на полку.
В съёмках участвовали многие известные артисты. Это был своеобразный срез эпохи, картина об эстраде и городском романсе. Высоцкий должен был появиться в заключительной части фильма.
Превозмогая боль в ноге и повышенную температуру, Высоцкий начал выступать вживую, без фонограммы. Он просто не привык работать по-другому.
Изначально должны были снять только одну песню, плёнки было катастрофически мало. Но потом, пользуясь возможностью, съёмочная группа записала ещё две песни: «Купола» и «Охота на волков». Первой была песня «Кони привередливые». Также Высоцкий исполнил небольшое попурри, состоящее из военных песен.
Удалось записать небольшой монолог Владимира Высоцкого, в котором он рассказывал о своих близких друзьях, многих из которых уже не было в живых.
Судьба плёнки с концертом
Владислав Виноградов решил не ограничиваться одной композицией. Он включил в фильм две песни: «Кони привередливые» и «Охота на волков».
Исполнение «Охоты на волков» в БДТ получилось одним из лучших у Высоцкого. Отдача во время исполнения была максимальной. Удивительно, как Высоцкому это удавалось? Учитывая, что он уже был обречён, и сил с каждым днём оставалось всё меньше.
Выходка Виноградова не осталась без внимания. Руководство было в ярости, из фильма убрали весь материал, отснятый 16 апреля.
Потом плёнку начали искать с целью уничтожения, но благодаря стараниям монтажницы её удалось сохранить.
После гибели артиста Виноградов включил фрагменты записи с Высоцким в свой короткий фильм «Песни-монологи», всего получилось около 16-ти минут.
На этом заканчивается история Ленинградской съёмки Владимира Высоцкого...
Благодарю вас за чтение статьи! Оценивайте, оставляйте комментарии. Мне важен любой отклик от читателей.